|
Пути достижения личностного здоровьяАвтор статьи: Милова Юлия Владимировна
Личностное здоровье – понятие, синонимичное самоактуализации, личностному развитию, личностной зрелости, хорошей жизни, психическому здоровью и др. Обобщая известное в психологии о личностном здоровье (А. Адлер, К. Хорни, Э. Эриксон, Э. Фромм, Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл, Р. Мэй, И. Ялом, Ф. Перлз, А. Эллис, М. Гулдинг, М.С. Пек, Г. Селье, У. Глассер, Б.С. Братусь и др.), мы выделили следующие его существенные признаки:
1. Осознание внутреннего и внешнего мира. Осознание внутреннего мира подразумевает открытость ему, т.е. осознание своих потребностей, мотивов, целей, эмоций, мыслей, способностей, склонностей, предназначения, способов действия, последствий решения, конфликта между ними; направленный на них процесс самопознания. Осознание внешнего мира означает объективное отражение действительности: реалистичное, свободное от стереотипов и предрассудков, иллюзий, лжи, защитных механизмов; основанное на логическом мышлении, направленное на поиск истины. 2. Равенство – отношение к себе и другому человеку как к личности: уважение к потребностям и правам других людей и своим собственным, установление баланса между ними, заинтересованность в их удовлетворении. Человек помогает другим людям удовлетворить их истинные потребности, удовлетворяет свои истинные потребности, и не позволяет другим людям мешать их удовлетворению. Он отказывается от отношения к другому человеку или к себе как к вещи. 3. Независимость и ответственность выбора – способность самостоятельно делать конструктивный выбор и принимать решения, являться субъектом своей жизни, проектировать свое будущее, противостоять деструктивным внешним влияниям; нести ответственность за выбор позиции, жизненного пути, поступков. Личностно здоровый человек осознает, что решение его проблем зависит от него самого, а не от других, времени и судьбы. Конструктивное – все, что способствует удовлетворению истинных потребностей и своих и других людей, деструктивное – все, что препятствует истинным мотивам и способствует патологическим мотивам, как субъекта, так и другого человека. 4. Выбор между истинными и патологическими мотивами в пользу первых. Истинные мотивы образуются из истинных потребностей (физиологических, безопасности и защиты, принадлежности и любви, самоуважения, уважения, познания, эстетических, справедливости, самоактуализации), служат развитию индивида, направляют конструктивную деятельность [6; 11; 16; 19; 22]. Истинные мотивы делятся на мотивы присвоения и мотивы отдачи. Последние направляют активность на преобразование мира для блага общества, на служение делу, другим людям и любовь к ним, т.е. деятельность для других [3; 6; 17]. Патологические мотивы препятствуют развитию личности и направляют деструктивную деятельность, наносящую ей и другим людям прямой или косвенный вред. Они образуются из истинных потребностей, которые удовлетворяются деструктивными целями и способами их достижения. Патологические мотивы включают мотивы зависимости, власти, тщеславия, приобретения, минимизации, усилий патологической безопасности [13]. 5. Реализованность потенциала – выявление и максимальное творческое использование субъектом своих способностей, склонностей, интересов, предназначения, индивидуальности в общеполезном труде. Личностно здоровый человек поглощен просоциальной деятельностью по призванию. 6. Направленность на других – самоотдача, любовь и забота о других людях, в том числе чужих, созидательный труд на благо общества и человечества в целом, служение общему делу, выход за пределы личного блага и сосредоточенности на себе, созидательный смысл жизни, отношение к человеку как к цели. Также включает улучшение жизни других и содействие развитию другого человека – желание, чтобы он стал лучше, без нарушения его потребностей и прав, помощь в познании себя и своего предназначения. 7. Преодоление трудностей – личностно здоровый человек открыто встречает противоречия, трудности и неприятности, конструктивно преодолевает их и себя, невзирая на разочарования, страх, раздражение, боль, лишения, и движется вперед. Он не боится менять свою жизнь и постоянно учиться [2; 3; 4; 5; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 15; 16; 18; 19; 20]. Анализ работ, посвященных личностному здоровью, и наша собственная модель (таганрог) позволяет нам предложить следующее его понятие. Личностное здоровье – это решение интрапсихических проблем как выбор в пользу истинных мотивов и, прежде всего, мотивов отдачи, и их реализация в созидательном общеполезном труде; решение интерпсихических проблем как достижение баланса своих истинных мотивов и истинных мотивов других людей [13]. Пути достижения личностного здоровья: 1. Осознавать свои истинные потребности, мотивы, чувства, и выражать их открыто. Быть естественным, говорить то, что думаешь, выражать то, что чувствуешь и чего хочешь. Отказаться от лжи и неправды как искажения реальности и бегства от нее, от иллюзий, выработать реалистический взгляд на мир, развить объективное, сознательное отношение к миру, себе и другим людям. Объективный взгляд на мир не зависит от того, удовлетворяет ли последний наши желания или нет. Возвращению к реальности и отказу от ухода в мир иллюзий способствует децентрация мышления как признание многообразных точек зрения, способность взглянуть с разных позиций на одно и то же явление, развитие познавательных потребностей, развитие логического мышления. 2. Признать и соблюдать равенство между людьми, независимо от национальности, вероисповедания, пола, расовой принадлежности, индивидуальных особенностей и др. Уважать свои и чужие права, свободы, потребности. Соблюдать золотое правило: а) поступай по отношению к другому так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе; б) не поступай по отношению к другому так, как не хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе. Не позволять другим поступать по отношению к тебе так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. Непризнание своей личностной ценности (субъект позволяет другим унижать себя) или непризнание ценности личности других (сам унижает их) может стать фактором, провоцирующим саморазрушение и разрушение. Удовлетворять свои истинные потребности с учетом потребностей других людей. Строить максимально возможные честные и открытые отношения с окружающими, испытывать интерес к личности другого человека, его внутреннему миру, чувствам, мыслям, желаниям, индивидуальным особенностям. Учиться открытому общению – делить время общения между собой и собеседником примерно поровну, давать собеседнику возможность высказаться, проявлять интерес к его точке зрения, оставляя право на высказывание и за собой. 3. Развивать самостоятельность, независимость в суждениях и решениях, автономию, преодолевать конформность. Учиться делать выбор самому и нести за него ответственность. Отказаться от паразитизма, рентных установок, не ждать помощи от других. Опираться на собственные ценности, потребности, установки, чувства. Выработать безразличие к общественному мнению и ожиданиям окружающих, а также к их одобрению или осуждению. Избегать гиперсоциальности, социальной желательности в поведении. Развивать ответственность – учиться отвечать самому за принятые и реализованные решения, не ожидая, что это за тебя сделают другие. Принять ответственности за собственную жизнь на себя, отказаться от ожидания чудес и помощи сверхъестественных сил. Научиться рассчитывать и опираться только на собственные силы, решения, поступки. 4. Отделить свои истинные потребности от патологических мотивов, сделать выбор в пользу мотивов отдачи. Ограничить, минимизировать витальные и материальные потребности необходимым, исходя из нужд организма. Отказаться от патологических мотивов – от потребительства и стремления обладать людьми. Имеется в виду не отказ от материальных благ, а изменение их места в иерархии мотивов с доминирующей роли на второстепенную. По мнению В. Франкла, доминирующее стремление к деньгам и их приумножению превращает их из средства в цель и делает людей, владеющих ими, подчиненными власти денег. Преодоление патологических мотивов требует выхода за пределы себя, рассредоточенности на эгоистических интересах, перенаправления своего внимания на заботу о других [15; 16]. Бороться с завистью. Исключить черную зависть, в частности зависть к материальным достижениям других людей. Преодолеть в себе стремление конкурировать с ними в вещественном плане. Как считает П. Куттер, чтобы преодолеть зависть, необходимо перестать рассматривать другого человека как причину собственных неудач и принять ответственность за свою жизнь на себя, выявить свои преимущества по сравнению с другим и основывать на них уважение к себе, самостоятельно получить то, чем желаешь владеть, задействовав свои способности и приложив к этому усилия [5]. 5. Выявлять и использовать свои способности для достижения общественно полезных целей. По мнению К. Гольдштейна, способности человека можно определить, выявив, что он предпочитает и что делает лучше всего. Иметь адекватный возможностям уровень притязаний. Ставить цели в соответствии с возможностями их достижения и имеющимися ресурсами, рассчитывать только на собственные усилия и способности. Гармонично сочетать умственную и физическую деятельности, причем первая должна быть интенсивной. С точки зрения Б.Г. Ананьева, сохранность интеллектуальных функций (мышления, памяти, произвольного внимания и др.) зависит от их тренируемости, которая выше у лиц умственного труда. Снижению интеллектуальных функций препятствует активная и непрерывная умственная деятельность, образование и обученность, сформированность умственных операций и др. Кроме того, интенсивно использующиеся и развитые на высоком уровне речь и мышление сами противостоят общему процессу старения. 6. Любить и заботиться о других людях (не обязательно многих), а не только о себе, относиться к ним как к цели, а не средству. Интересы других людей приравнять к своим собственным. Сделать смыслом своей жизни служение другим людям своим трудом, самоотдачу, а не деньги. Находить и осуществлять в своей деятельности и жизни созидательный смысл. Осуществлять осмысленную, полезную, продуктивную деятельность на благо свое и других. Осмысленность своей деятельности – осознание ее цели, конечной для многих людей, участвующих в общественном разделении труда, а не только цели действия, выполняемого отдельным индивидом, в контексте общественной деятельности. Задать себе и ответить на вопросы «Для чего я это делаю, зачем это нужно другим людям, какую это принесет им пользу, что от этого получит отдельная группа людей или общество в целом? Какой смысл в моей работе, труде? Почему я это делаю?». Эти вопросы направлены на осознание мотивов своего труда – я работаю только, чтобы получать деньги или еще для чего-то? Отыскание значения и смысла своей деятельности особенно важно в условиях разделения трудовых действий и функций между множеством людей, когда с усложнением общественного производства конечная цель все больше отдаляется от цели действия, осуществляемого отдельным человеком, и он перестает понимать, что и зачем он делает. Ее значение – для других людей (что получат от этого другие), смысл – для меня самого (что я получу от этого сам)? Отыскать такую деятельность, которая будет соответствовать не только мотивам присвоения и удовлетворять материальные потребности, но будет направлена также на достижение мотивов отдачи (познавательных, эстетических, самоуважения, любви, справедливости, самоактуализации) так, чтобы мотивы отдачи были на первом месте в качестве ведущих. Сделать эту деятельность основной, доминирующей среди других видов деятельности, а не позволить ей существовать в виде хобби, увлечения на втором плане в качестве дополнительной. По возможности эта деятельность должна стать профессиональной. 7. Преодолевать препятствия и трудности, не избегая усилий, решать возникающие проблемные ситуации вместо ухода от них, конфликты и помогать другим в решении их проблем (только по их просьбе). Трудности, которые нужно преодолевать, должны быть умеренными (не слишком малыми, но и не чрезмерными, непреодолимыми) и быть несколько выше уровня наличных возможностей. Преодолевать ощущения своего бессилия, страх, тревогу, страдание, и обретать уверенность и самоуважение через движение вперед с помощью созидания. Стремясь стать лучше, совершеннее, следует сравнивать себя не с другими людьми, а с самим собой, особенно с собой прежним. Не отказываться от совершенствования из-за того, что другие от него отказались, не применять когнитивную технику сравнения себя с теми, кто в худшем положении. Напротив, более эффективно сравнение себя нынешнего с собой лучшим, каким ты можешь стать.
Литература Адлер А. Понять природу человека. СПб.: Академический проект, 1997.Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001.Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. Глассер У. Терапия реальностью // Эволюция психотерапии. Т. 4. / Под ред. Дж.К. Зейга. М.: Класс, 1998. Куттер. П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей. М.: Б.С.К., 1998. 6. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия,1999. 7. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2003. Мэй Р. Смысл тревоги. М.: Класс, 2001. Олпорт Г. Становление личности. М.: Смысл, 2002.Пек М.С. Непроторенная дорога. К.: София, 1999.Перлз Ф. Практика гештальтерапии. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.Саенко Ю.В. Личностное здоровье и личностная патология // Вестник ТГПИ. Таганрог: Изд. отдел ТГПИ, 2010. №2. С. 158-165.Селье Г. Когда стресс не приносит горя. М.: РЭНАР, 1992. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1995. Фромм Э. Душа человека. М.: АСТ, 2004.Хорни К. Невроз и личностный рост. СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 1997.Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Прогресс, 1993. Эллис А. Гуманистическая психотерапия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 1999. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|