Что может снижать нашу мотивацию?

Автор статьи: Ксения Шаляпина

Что может снижать нашу мотивацию?


Сверхзадачи:

Цель кажется настолько глобальной, что к ней страшно подступиться, в итоге мы даже не приступаем к ее выполнению. Или мы все же пытаемся реализовать сверхъестественную задачу, но не преуспеваем в этом, и решаем, что это мы "недостаточно хороши", не задумываясь об адекватности задачи (сюда же относится перфекционизм со стремлением сделать с первого раза всё идеально) - в итоге у нас опускаются руки.


Неуспех (особенно, если это череда неудач)отсутствие результата или неспособность его увидеть и отметить, неумение принимать собственные ошибки, страх неудачи, самокритика, чувство своей некомпетентности:
Например, мы обесцениваем свои результаты, поэтому продолжать дальше уже не хочется, какой в этом смысл, если результаты ничего не стоят? Или совершаем ошибку, а наш внутренний перефекционист ругает нас за это, объявляет некомпетентным, ссылаясь на ложное убеждение, что «профессионал всё знает, не допускает оплошностей и т.д.» Особенно сложно тем специалистам, в чьей деятельности конкретный результат достигается долго, бывает нестабильным, а готовых решений нет, поэтому ошибки особенно заметны/часты.

Мотивация может снижаться, если человеку кажется, что он не справляется со своими задачами. При этом, возможно, никто подобных задач перед работником не ставит или ожидает совсем других результатов. Например, сотрудник может считать, что на его участке работ вообще не должно возникать проблем и их наличие говорит о том, что он не справляется/не подходит на данную должность. Начальник при этом может считать совершенно нормальным возникновение сложностей и радоваться тому, как вы их решаете или пытаетесь решить. Из-за подобной сверхзадачи ("чтобы всё было идеально") включается критик и казнит работника, а если казнить нашего внутреннего специалиста и профессионала, то кому после этого работать?

Если человек умеет сам подметить свои успехи и сам может себя «похвалить», то ему гораздо легче подпитывать свою мотивацию. Потому что:

-тогда менее важна оценка со стороны, ведь я сам хорошо осознаю смысл своей деятельности,

-можно придумать и внедрить способы, которыми удастся донести свою эффективность до начальства и коллег.

Чтобы выработать привычку подмечать свои достижения, можно начать вести список своих ежедневных успехов. Мне это очень помогает, когда за рабочий день случается множество событий, многие из которых всплывают, как новые задачи. Часто подобные новые задачи быстро переключают с ситуаций успеха, под конец дня можно уже и не вспомнить, а какие успешные ходы, решения, рабочие диалоги были за этот день. Если же записывать все профессиональные шаги, за которые можно себя похвалить, мы приучаем мозг хотя бы на секунду затормозиться на ситуации успеха, что даёт нам ресурс справляться со сложными задачами.


Отсутствие ясной цели, смысла в деятельности:

Мотивация часто связана с пониманием своих задач и зон ответственности. Если человек не понимает, в чём конкретно его вклад в деятельность команды, мотивация падает. Особенно это заметно там, где сотрудники мало делятся обратной связью (тогда сложно получить одобрение со стороны), или когда работа несёт рутинный характер (и в ней предполагается мало достижений).

Можно бесконечно стремиться к абстрактному успеху и бесконечно разочаровываться в том, что не получается его достичь. Представьте: в командной игре на тренинге абсолютно успешный результат мог бы звучать как «суметь одновременно подбрасывать и ловить все 10 игрушек, не роняя их на пол, в течение получаса». И эта цель кажется достижимой, если у вас есть достаточно времени на тренировку. Но в рамках тренинга на задание дается строго определенное количество минут. Можно учесть тайм-фактор и сформулировать цель реалистичнее, или разбить ее на этапы: взять 5 игрушек, перебросить игрушки ровно один раз, усложнять задачу, по мере выполнения предыдущей… Можете представить разницу, когда участники видят свою цель и могут сопоставить свое местоположение на карте с финишем, по сравнению с той ситуацией, когда они движутся к абстрактному идеалу?

Как правило, в жизни наше представление об успехе куда более абстрактно. Что будет означать, что мероприятие проведено достаточно успешно? Как оценить качественный показатель? Как можно больше положительных отзывов- это сколько? Что будет хорошим результатом для меня как учителя? «Все ученики знают пройденный материал на отлично и искренне любят мой предмет к концу года»? А если кто-то из них до этого 7 лет имел только 3 в аттестате и школу в целом уже терпеть не может? Как я могу переложить абстрактные критерии успеха на конкретный контекст? То, как мы формулируем цели, сильно влияет не только на наши результаты, но и на мотивацию в долгосрочной перспективе.

Зацикленность на результате тоже может негативно влиять на мотивацию. Особенно если в вашей сфере деятельности результат сложно отследить или он зависит не только от вас.

Человеку очень важно видеть смысл во всём, что он делает. В те дни, когда результат не заметен явно, этот смысл для себя определить сложнее. Иногда даже запускается обесценивание: зачем я всё это делаю, ничего не происходит, ничто не меняется? Поэтому очень важно, чтобы результат не был единственным смыслом деятельности. Можно искать дополнительные смыслы в своей работе: саморазвитие, получение удовольствия, новые впечатления и эмоции, удовлетворение своей потребности в общении или красоте. Опираясь на эти смыслы (которые очень важны, хоть и кажутся чересчур "земными"), мы становимся результативнее, потому что меньше выгораем.

Изначально "скучные" и неинтересные конкретно вам задачи, общее истощение, чувство усталости:

Конечно, очень важно понимать задачи, чтобы деятельность была не хаотичной, а несущей положительный эффект. Но после того, как мы определили задачи, важно задаться вопросом: «какой способ решения кажется мне самым интересным?». Какие бы у вас ни были значимые миссия и цель (лечить людей, развивать общество, менять систему, учить детей), если процесс не приносит удовольствия, вряд ли вас надолго хватит. Более того, сложно достигать хороших результатов, если сам процесс не интересен.

Очень полезно иметь эгоистичную мотивацию к работе: например, мне нравится консультировать семьи, потому что мне интересно анализировать отношения, закономерности, по которым они развиваются, и я всегда что-то новое узнаю про себя и для себя, что мне тоже нравится. А то, что жизнь людей меняется в лучшую сторону, это так-приятный бонус, побочный эффект:)

Двигатель всего-интерес. Никакая великая идея не даст человеку энергию на реализацию проекта, если область проекта не интересна ему для изучения. И наоборот, когда нам что-то интересно, то мы можем менять мир не только внутри, но и вокруг нас.

Когда родители спрашивают, как им заставить своих детей делать что-либо, как уговорить, как на них повлиять, среди множества вопросов (а зачем? а нужно ли? а как вас в детстве заставляли?) у меня есть искреннее убеждение: никак, если не заинтересовывать. Помогать ребенку найти этот интерес, создать мотивацию, научить его самого себя увлекать. И начать стоит с себя: со своих внутренних родителя и ребенка.

Всегда ли Вы идёте за своим интересом? Часто ли заставляете себя делать то, что Вам не хочется? Умеете ли создать себе настроение даже в той деятельности, которой в идеальном будущем (сначала написала в «идеальном мире», но всё-таки мы ведь можем воплощать желаемые изменения) Вы совсем не занимаетесь? Когда Ваш внутренний родитель научится создавать такие условия для Вашего внутреннего ребёнка, в которых будет легко творить, когда между ними установятся такие отношения, в которых не останется места насилию (заставить что-то делать-это ведь насилие), тогда вышеперечисленные вопросы про реальных деток решатся сами собой.


Что поможет поддерживать мотивацию?
Упражнение-ритуал: "Советы себе на будущее"

Каждый раз, считая, что в чем-то вы были недостаточно эффективны/профессиональны, - садитесь и записывайте этот опыт в виде предложения на будущее или ответа на вопрос "чему я научился сегодня?". Это способ перестроить мышление, помочь внутреннему критику стать более полезным, давая конструктивную обратную связь (этот вредный ворчун ведь на самом деле пытается нам помочь).

Например, я недовольна проведённым занятием, анализирую, что именно вышло недостаточно хорошо, перевожу критические замечания в ответ на вопрос "что можно было бы сделать иначе на этапе подготовки/во время самой группы" и записываю эти идеи. Ведение такого списка помогает начать ценить свои ошибки, ведь мы записываем такое количество новых вещей, видим, что процесс нашего обучения и развития продолжается.


Ведение "Дневника побед", куда систематически записываются результаты, которых вам удалось достичь, успешные решения, идеи, ходы. Так мы приучаем себя фиксировать внимание на успехах (многим это нелегко, т.к. вслед за одной решенной задачей часто следом возникают другие и мы даже не успеваем порадоваться своему достижению). Умение отметить удачи - очень важный навык, помогающий поддержать мотивацию, как вашу личную, так и командную (если вы подмечаете общегрупповые результаты).

Я рекомендую выполнять эти задания именно письменно, хотя бы первое время. В какой-то момент вы почувствуете, что мозг приобрёл новые привычки-переводить критику в конструктив и замечать позитивные аспекты своей работы, и уже делает это самостоятельно, без блокнота и ручки.



Просмотров: 196
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • "Если б козла отпущения можно было еще и доить..."
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Как заставить себя работать, если очень не хочется
  • Иногда если очень быстро двигаться к цели – можно ее и снести!
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Если вы "выбираете" не замечать, как с вами на самом деле ведет себя ваш партнер
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • "Если сильно напрягаться - можно просто..."
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Если очень хочется, то можно ;-)
  • Если нельзя , но очень хочется - то можно
  • Когда живешь "не своей жизнью" - можно ли быть счастливой?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Если очень хочется, то можно. Пластические операции.
  • Что делать, если у вашей женщины начала часто "болеть голова"
  • Если все холостые мужчины кажутся "козлами" и с ними ничего общего иметь не хочется. Как быть?
  • Он должен продолжать меня добиваться даже, если я говорю ему "нет"
  • Зарок "Если любить - можно потерять" .
  • "Ловушки" любви: «Если ты будешь любить меня, то я не буду чувствовать себя никчемным»
  • "Жениться нужно только на тех женщинах, с которыми, если что, не страшно разводиться"
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Что делать, если "муж женат на своей маме"
  • Если ваш партнер "не умеет выражать свои эмоции"
  • Технологии "Быстрого коучинга". Как за 10-15 минут вернуть мотивацию к достижению цели
  • Как жить, если когда тебе сказали "нет": невыносимость фрустрации
  • Свои отношения можно корректировать самостоятельно, если хочется знать, как?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь