Я начала обучение по терапии сфокусированной на сострадании (CFT - Compassion-focused therapy). Одновременно с этим читаю «Тело помнит всё» Б. Колка. Много связей, много мыслей. Буду переваривать по кусочкам вместе с вами. Не пугайтесь теории в начале, потом будет пример.
В CFT описывают 3 эмоциональные системы:
1. Система угрозы. Древнейшая система распознавания и реагирования на опасность – чтобы выжить. Сюда входят и базовые реакции вроде «бей, беги, замри», и всякие ревность, зависть. Доминирующие эмоции в этой системе – страх, тревога, гнев.
2. Система драйва. Наша движущая сила – благодаря этой системе мы стремимся получать то, что нам важно, хочется, приятно. Помогает получать удовольствие, приближаться к нему.
3. Система успокоения и безопасности. Свойственна исключительно млекопитающим (и человеку, соответственно) – направлена на заботу, поиск помощи, привязанность, поддержку. Помогает балансировать работу систем угрозы и драйва.
Давайте рассмотрим пример воображаемого человека с социофобией. Допустим, в детстве, этого человека постоянно «травили» в школе – например, за прыщи. Травля со стороны сверстников активизировала систему угрозы – человек постепенно начал бояться всех людей, ожидая от них жестокого обращения.
Б. Колк классно назвал это явление – чрезмерная работа «дымового датчика» (отдела мозга, который отвечает за распознание угрозы – миндалевидного тела). Он начинает видеть угрозу в любом человеке, независимо от его реальных намерений. Могут пройти годы, прыщи давно исчезнут, а постоянная тревога останется – система угрозы активирована и не перестаёт работать.
Однако, всё могло бы сложиться лучше, если бы у нашего человека с социофобией был хотя бы один поддерживающий взрослый. Тогда ребёнок мог бы прийти домой и рассказать родителю, что в школе его обзывают и смеются над ним. Он мог бы получить: 1) утешение и сострадание (объятия, успокоение, поглаживания); 2) реальную помощь в разрешении этой ситуации (вместе подумать, как отвечать обидчикам; перевести в другую школу…).
Тогда бы у ребёнка активизировалась другая эмоциональная система – успокоения и безопасности. Он бы не чувствовал себя одиноким, и понимал бы, что с ним всё в порядке, он не беспомощен и не беззащитен. Буквально на уровне тела система угрозы «успокоилась» бы (снижается количество гормонов стресса – адреналина, кортизола, мышцы расслабляются, замедляется пульс, выделяется окситоцин (гормон привязанности)).
Но нашему малышу не повезло. Родители много работают и не уделяют ему внимания. Он оказывается наедине со своими тяжёлыми чувствами и проблемами. Система угрозы работает на всю, система успокоения и безопасности вообще не развивается. А что с системой драйва?
Страх постоянного осмеивания может сделать человека замкнутым, пассивным, апатичным. Он может отказаться от своих старых мечт, общения, достижений. Он по-прежнему будет искать удовольствий – но только тех, которые сочтёт безопасными. Еда, сериалы. Может, ему повезёт освоить профессию, где не нужно общение с людьми – и удовольствие от работы хоть как-то будет его питать. И всё же, если бы система угрозы хоть немного уравновесилась системой безопасности – драйв работал бы «полнее», и кайфа от жизни было бы больше.
Мы все можем спастись. Это не волшебная таблетка, не быстрая магия, но… Если мы неуклонно будем развивать свою систему успокоения и безопасности – наша система угрозы начнёт утихать (и работать когда нужно, а не когда всегда). КАК? Вы не поверите – забота о себе, доброта к себе, сочувствие вместо критики, поиск поддержки, отношение к себе как к лучшему другу. Это буквально развивает в мозге те отделы, которые не развились в детстве. Впрочем, я ещё много буду об этом рассказывать. Не переключайтесь
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.