|
Воспитательная технология угрозы: «В детский дом на месяц, узнаешь разницу».Автор статьи: Александр Поляков
Дело было в школе. На улице ранняя весна, солнечные лучи с интересом заглядывают в окна, нагревая воздух в комнате до неприлично высокой температуры. Присутствующим в кабинете не очень хотелось участвовать в очередном совете профилактики. Но учителям долг надо выполнять, несмотря ни на что, а у приглашенных на данное мероприятие детей выбора и вовсе не было. Советы профилактики регулярно проходят во многих учебных заведениях. Именно на них решают, как повлиять на нерадивых учеников, школьных хулиганов, в общем, тех, кто не соответствует каким-либо ожиданиям взрослых. На нашем собрании обсуждали «очень плохое поведение на перемене» мальчика «меня-зовут-Ваня-учусь-во-втором-классе» и «бездействие и равнодушие» стоящей рядом и стыдливо сминающей рукав блузки мамы. После привычных нотаций учителей, слово взяла директор школы: «Уверена, коллеги поддержат. Я как специалист с большим опытом работы могу констатировать, что Ивану пойдет на пользу месячное пребывание в детском доме. Вот уж там он хорошо поймет, чего стоит его поведение, и как о нем заботятся здесь». Занавес. Идеальное педагогическое воздействие. Тема угроз как метода воспитания – это просто восхитительный образец того, как человек хочет при минимальных затратах достичь грандиозных результатов. И ничего страшного, казалось бы, в этом нет. Пока речь не идет о воспитании. В результате воспитания (в неком идеальном представлении) у нас получается человек, способный самостоятельно строить свою жизнедеятельность, понимать, на что он способен, и реализовывать этот потенциал. А что выходит в реальности? Провалившаяся попытка угрозы и напуганный, неуверенный в себе маленький человечек. Здесь меня особенно удивляет даже не то, что метод угроз и шантажа попросту не работает. Не то, что он учит детей исключительно получше юлить, чтобы не быть наказанными очередным унижением. Не отсутствие какого-либо полезного опыта для ребенка. Меня поражает его активное применение. «Как круто – идеальная угроза. Никто же не хочет оказаться в приюте». Вот они – Взрослые. Они точно знают, что нужно детям. Они прожили жизнь, у их есть Опыт и Знания. Ну и пусть это не приносит никакой пользы. Это с детьми что-то не так. Пропащее поколение, что уж тут. Не то, что Они. Давайте-ка посмотрим, как на самом деле это выглядит. Переведем фразу директора на язык психологии: «Ты, ребенок, не вписываешься в наш идеальный образ ученика. Поэтому с тобой явно что-то не так. Мы не знаем, что с тобой делать, посему предпочтем лишить тебя любви, заботы и внимания, чтобы тебе было пострашнее не соответствовать нашим ожиданиям. Скотинушка ты неблагодарная, о тебе ведь заботимся». Видимо, в их мире ребенок сразу проникнется такой позицией и мигом исправит, что там с ним было не так, по мнению Взрослых. А теперь давайте посмотрим, как чувствует себя маленький человек. Представьте, Вы работаете на неком предприятии. Исходя из своих возможностей, внешних условий и ситуаций. Платят Вам мало, особо не ценят, да и не верят в Вас, потому что периодически Вы ошибаетесь. Ваш босс сообщает Вам: «Неуважаемый сотрудник, вы совершили в этом месяце ошибку. Я не скажу Вам, какую именно и как ее можно исправить. Поскольку я тоже этого толком не знаю, я лишаю Вас премии и отправляю работать на самый дальний филиал. В результате этого Вы испытаете ко мне благодарность и поймете, как Вам не надо работать». Что бы Вы почувствовали? Злость, обиду, желание сделать назло что-нибудь? Уволиться оттуда? Идеальное воздействие, правда? Снова переведем: «Твое мнение, твоя ситуация, взгляды, навыки и прочее нам не интересны. Но ты нас слушай беспрекословно. И делай, что мы говорим. Иначе хуже будет». Как думаете, тут нет логической ошибки? В свое время я отработал несколько лет в интернате. Вот, что я могу точно сказать. Детский дом – это не то место, где перевоспитывают. По определенным, чаще печальным, обстоятельствам там живут дети, которым вообще сильно не повезло. Это дети, которые либо лишены родителей, либо осознанно ими туда сосланы. Воспитатели и педагоги пытаются по мере своих сил помочь им, дать ту теплоту и заботу, которых ребята были лишены в определенный период своей жизни. Это не то место, которым стоит пугать. Это место, в котором можно увидеть, насколько может быть искалечена жизнь. Меньше всего я бы хотел, чтобы дети попадали в детские дома в целях воспитания. Однако, это наша реальность. Реальность, где детей отправляют на экскурсию в приют. Или сразу помещают на недельку. Вот только дети не всегда хотят возвращаться обратно. Уважаемые Взрослые, когда вы принимаете решение воспитать ребенка, попробуйте заодно ответить себе на вопрос, что вы делаете и зачем. Возможно, стоит не просто воспроизводить имеющиеся воспитательные модели, а задуматься, как это сделать. Тогда у вас все получится.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|