|
Депрессии у детей и взрослых. В чем отличия?Автор статьи: Корнильева Марина Григорьевна
Взрослые чаще всего не в состоянии понять, что происходит с ребенком. Он кажется им то больным, то капризным. Они объясняют его состояние ленью, грубостью, распущенностью. Попробуем разобраться, в чем основные отличия депрессий у детей и подростков от депрессий у взрослых людей. Определение детской депрессии будет звучать так же, как и взрослой. Депрессия — это состояние, характеризующееся сниженным настроением, моторной и интеллектуальной заторможенностью. Это, так называемая, классическая депрессивная триада. Поговорим о них поподробнее. Снижение настроения. Обычное снижение настроения у человека проходит как усталость после сна: приятное событие, спортивная тренировка, вкусный ужин, покупка, веселая поездка - быстро меняют настроение, тоска развеивается, человек переключается. Сниженное настроение при депрессии характеризуется тем что оно может длиться недели, месяцы даже годы. Отмечается некоторая цикличность состояния при депрессии в зависимости от времени года, фаз луны, времени суток и т.п. Обычно по утрам депрессия проявляется сильнее. К вечеру состояние улучшается и человек может вполне сносно функционировать. Зима тоже часто является причиной обострения депрессивного состояния. Это связано с уменьшением продолжительности светового дня и, как следствие, ухудшением настроения. Именно поэтому в южных широтах депрессия распространена намного меньше, чем, скажем, в Европе или в России. Идеаторная заторможенность. Идеаторная заторможенность выражается в том, что человеку трудно подобрать слова, сложно быстро реагировать, невозможно удержать в голове информацию и даже стереотипные профессиональные обязанности выполнить очень сложно. Моторная заторможенность. В состоянии депрессии встать утром - целая трагедия. Человек встает утром разбитым, вялым, хоть 10 хоть 12 часов проспал, трудно встать с кровати, не хватает сил позавтракать, движения заторможены, а дела и события наступившего дня воспринимаются с апатией. Депрессивная идея. К этому надо добавить еще один компонент— это депрессивная идея, или как это называют в психиатрии депрессивный бред. Это идея самоуничижения, когда вектор вины направлен на себя. «Я больной, никчемный, никому не нужный, плохой, бестолковый, я не могу работать» - так обычно говорит человек в состоянии депрессии на приеме у врача. И этим симптомы депрессии не заканчиваются. Есть еще один — компонент- это снижение витального тонуса. Что такое витальный тонус? Это аппетит, это сон, это потенция, это сопротивляемость организма. Замечено, что, в депрессивном состоянии человек часто начинает болеть простудными заболеваниями и другими инфекционными заболеваниями. Все эти 5 компонентов и составляют депрессивный синдром. У детей снижение настроения тоже является основным признаком, но у детей оно неустойчиво. Оно может изменяться в зависимости от внешних факторов и каких-то ситуаций. И на какое-то время возникает ощущение что все хорошо. Что провоцирует возникновение депрессий у маленьких детей. У детей до 2-3 лет как правило основным фактором является разлука с матерью. Физическая разлука или холодность и эмоциональная отгороженность матери. Прежде подобные переживания у маленьких детей были известны под названием «Эффект госпитализма». Сейчас это чаще называют эмоциональной депривацией. Существует даже такое понятие «анаклитическая депрессия младенцев». И характеризуется она, невозможностью ребенка достичь состояния комфорта. Ребенок постоянно кричит. Ему никак не занять удобного положения на руках матери, он тянется к ее груди, но тут же ее выплевывает. Для того чтобы малыш уснул, его необходимо подолгу качать на руках. Сон сопровождается вскриками, плачем, частыми пробуждениями. У таких детей выражены соматовегетативные нарушения: срыгивания, неустойчивый стул, подъемы температуры без видимой причины, опрелости и высыпания на коже. Основной причиной возникновения младенческой депрессии, как, впрочем, и всех видов депрессий у детей дошкольного возраста может служить дефицит эмоциональных связей ребенка и матери, обусловленный ее занятостью или эмоциональной отстраненностью. После 3 лет причинами являются неблагоприятная обстановка в семье Чаще всего это- разводы, скандалы. Когда родители ссорятся, ребенок в силу своей эгоцентричности может принимать это на свой счет. «Я маму не слушал и кушал плохо, поэтому они развелись» - можно услышать от ребенка дошкольника, узнавшего о разводе родителей. Другими психотравмирующими обстоятельствами могут стать длительная болезнь, смерть близких, рождение другого ребенка в семье, переезд, выход в детский сад, если ребенок к этому не готов. У детей младшего школьного возраста на первый план выходят трудности, связанные с обучением в школе. Самые типичные проблемы – это тяжелое привыкание к первому и пятому классу, отставание от сверстников в связи с длительным заболеванием, школьная травля и непрофессиональное поведение учителя. Еще одна особенность детских депрессий состоит в том, что она чаще всего маскируется под какие-то соматические симптомы. Все мы с вами знаем, что, когда ребенок болеет простудным, желудочно-кишечным или любым другим заболеванием. У него возникает астения: вялость, апатичность, инертность, раздражительность. И это похоже на депрессию, но только чаще всего родителями это не осознается. Родители обращают внимание лишь на внешние признаки, жалобы ребенка. На первом месте конечно живот. Маленький ребенок, который еще и говорить не умеет он, когда жалуется, показывает на середину живота на пупок. У школьников это головные боли, проблемы желудочно-кишечного тракта, это может быть и реальные язвы, и гастриты, которые являются психосоматическими заболеваниями и просто неопознанные и не обоснованные боли в желудке. Те, кто работает в школе часто сталкиваются с тем, что много детей младшего школьного возраста не приходят в школу потому, что, их тошнит по утрам или по дороге в школу. И происходит это явление исключительно с понедельника по пятницу и никогда в выходные и каникулы. Родители могут объяснять это тем, что: «Ребенок высыпается и правильно питается». А на самом деле, надо разбираться по меньшей мере с учителем или психологом. Это так же могут быть вегетососудистые дистонии, нарушение сердечного ритма, боли в области сердца, которых не может быть ни у одного здорового ребенка. Могут звучать жалобы на проблемы с дыханием, похожие на астматический приступ, когда не хватает воздуха и возникает диспноэ, так называемое нарушение частоты и глубины дыхания, сопровождающееся чувством нехватки воздуха. И конечно многие психологи, и педагоги и врачи сталкивались с таким явлением, как кашель, который не проходит ни от каких препаратов. Он продолжается какое-то время и внезапно исчезает, проходит вместе с плохим настроением. Это могут быть различные неврологические проявления: глухота, обмороки, немота. Все знают, что при стрессовых ситуациях, иногда происходит спазм голосовых связок, теряется голос и вместо речи получается одно шипение. Так же, бывают параличи и нарушения чувствительности. Главная особенность детских депрессий, что эта соматическая симптоматика заслоняет истинную депрессивную симптоматику. И родители усердно водят ребенка от специалиста к специалисту, не продвигаясь ни на шаг, в поиске истинной причины происходящего. Депрессия у подростков может быть скрыта за поведенческими проблемами. Как правило резкое изменение в поведении подростка это происходит в пред пубертатном и пубертатном периоде. Когда за поведенческими безобразиями может скрываться очень тяжелое душевное состояние. Внешние проявления: в школу он ходить не хочет, уроки прогуливает, дерется, пьет, курит, может еще и до наркотиков дело дойти. Утром чаще всего он встать не может, потому что ему плохо. Его поднимают, выталкивают в школу. Он возможно даже доходит до школы и не зайдя возвращается. В лучшем случае домой, где просидит в интернете или просто пролежит весь день и так продолжается до вечера, а там начинается активизация, и к моменту прихода родителей с работы, его уже нет. Он исчез. Куда он пойдет? Он пойдет на улицу за лечением. Он пойдет туда, где с ним не будут говорить о школе, о сдаче экзаменов, об ответственности. Туда, где он может получить что-то, что облегчит на какое-то время его состояние-сигаретку, бутылку пива, а может и легкие наркотики. И на какое-то время ему становится легче. Когда он ночью вернется домой, он получит от родителей все сполна: «Ты никчемный, безответственный и работать ты будешь дворником и семью ты позоришь» и тому подобное, а утром он встает и ему станет еще хуже. И это может длиться месяцами. И если случится суицид, никто и не поймет, что это такое было. Что было с подростком. Сколько мы читаем о подобных случаях в средствах массовой информации: «Пятиклассник повесился после запрета играть на компьютере», «Ребенок выбросился из окна из-за двойки в четверти», «Покончил с собой из-за невозможности пойти на концерт». Что же делать? Как вовремя распознать детскую депрессию? Надо сравнивать, сопоставлять - какой ребенок был какой стал. Был веселый, открытый, общительный, куча друзей, домой не загнать и вдруг стал замкнутым и озлобленным, сел в своей комнате, бубнит себе что-то под нос, никого не хочет видеть. Был подвижный, спортивный, играл в футбол, вдруг уселся дома и начал бесцельно катать машинки. Игры стали более примитивные. Общение не вызывает прежней радости. В этом случае надо бить тревогу. Характер человека не может резко меняться в течении жизни. При любом видимом изменении в поведении ребенка дома, в детском саду, в школе, надо бить тревогу. Как минимум, обратится за консультацией к специалисту, к детскому психологу. А он может посоветовать обратиться к более узким специалистам. И вместе вы сможете понять, почему возникло это состояние и как помочь ребенку справиться с ним справиться.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|