Депрессии у детей и взрослых. В чем отличия?

Взрослые чаще всего не в состоянии понять, что происходит с ребенком. Он кажется им то больным, то капризным. Они объясняют его состояние ленью, грубостью, распущенностью. Попробуем разобраться, в чем основные отличия депрессий у детей и подростков от депрессий у взрослых людей.

Определение детской депрессии будет звучать так же, как и взрослой. Депрессия — это состояние, характеризующееся сниженным настроением, моторной и интеллектуальной заторможенностью. Это, так называемая, классическая депрессивная триада.

Поговорим о них поподробнее.

Снижение настроения.

Обычное снижение настроения у человека проходит как усталость после сна: приятное событие, спортивная тренировка, вкусный ужин, покупка, веселая поездка - быстро меняют настроение, тоска развеивается, человек переключается.

Сниженное настроение при депрессии характеризуется тем что оно может длиться недели, месяцы даже годы. Отмечается некоторая цикличность состояния при депрессии в зависимости от времени года, фаз луны, времени суток и т.п. Обычно по утрам депрессия проявляется сильнее. К вечеру состояние улучшается и человек может вполне сносно функционировать. Зима тоже часто является причиной обострения депрессивного состояния. Это связано с уменьшением продолжительности светового дня и, как следствие, ухудшением настроения. Именно поэтому в южных широтах депрессия распространена намного меньше, чем, скажем, в Европе или в России.

Идеаторная заторможенность.

Идеаторная заторможенность выражается в том, что человеку трудно подобрать слова, сложно быстро реагировать, невозможно удержать в голове информацию и даже стереотипные профессиональные обязанности выполнить очень сложно.

Моторная заторможенность.

В состоянии депрессии встать утром - целая трагедия. Человек встает утром разбитым, вялым, хоть 10 хоть 12 часов проспал, трудно встать с кровати, не хватает сил позавтракать, движения заторможены, а дела и события наступившего дня воспринимаются с апатией.

Депрессивная идея.

К этому надо добавить еще один компонент— это депрессивная идея, или как это называют в психиатрии депрессивный бред. Это идея самоуничижения, когда вектор вины направлен на себя. «Я больной, никчемный, никому не нужный, плохой, бестолковый, я не могу работать» - так обычно говорит человек в состоянии депрессии на приеме у врача.

И этим симптомы депрессии не заканчиваются. Есть еще один — компонент- это снижение витального тонуса. Что такое витальный тонус? Это аппетит, это сон, это потенция, это сопротивляемость организма. Замечено, что, в депрессивном состоянии человек часто начинает болеть простудными заболеваниями и другими инфекционными заболеваниями.

Все эти 5 компонентов и составляют депрессивный синдром.

У детей снижение настроения тоже является основным признаком, но у детей оно неустойчиво. Оно может изменяться в зависимости от внешних факторов и каких-то ситуаций. И на какое-то время возникает ощущение что все хорошо.

Что провоцирует возникновение депрессий у маленьких детей.

У детей до 2-3 лет как правило основным фактором является разлука с матерью. Физическая разлука или холодность и эмоциональная отгороженность матери.

Прежде подобные переживания у маленьких детей были известны под названием «Эффект госпитализма». Сейчас это чаще называют  эмоциональной депривацией.  Существует даже такое понятие «анаклитическая депрессия младенцев». И характеризуется она, невозможностью ребенка до­стичь состояния комфорта. Ребенок постоянно кричит. Ему никак не занять удобного положения на руках матери, он тянется к ее груди, но тут же ее выплевывает. Для того чтобы малыш уснул, его необходимо подолгу качать на руках. Сон сопровождается вскриками, плачем, частыми пробуждениями. У таких детей выражены соматовегетативные нарушения: срыгивания, неустойчивый стул, подъемы температуры без видимой причины, опре­лости и высыпания на коже. Основной причиной возникновения младенческой депрессии, как, впрочем, и всех видов депрессий у детей дошкольного возраста мо­жет служить дефицит эмоциональных связей ребенка и матери, обусловленный ее занятостью или эмоциональной отстраненностью.

После 3 лет причинами являются неблагоприятная обстановка в семье Чаще всего это- разводы, скандалы. Когда родители ссорятся, ребенок в силу своей эгоцентричности может принимать это на свой счет. «Я маму не слушал и кушал плохо, поэтому они развелись» - можно услышать от ребенка дошкольника, узнавшего о разводе родителей. Другими психотравмирующими обстоятельствами могут стать длительная болезнь, смерть близких, рождение другого ребенка в семье, переезд, выход в детский сад, если ребенок к этому не готов.

У детей младшего школьного возраста на первый план выходят трудности, связанные с обучением в школе. Самые типичные проблемы – это тяжелое привыкание к первому и пятому классу, отставание от сверстников в связи с длительным заболеванием, школьная травля и непрофессиональное поведение учителя.  

Еще одна особенность детских депрессий состоит в том, что она чаще всего маскируется под какие-то соматические симптомы.

Все мы с вами знаем, что, когда ребенок болеет простудным, желудочно-кишечным или любым другим заболеванием. У него возникает астения: вялость, апатичность, инертность, раздражительность. И это похоже на депрессию, но только чаще всего родителями это не осознается. Родители обращают внимание лишь на внешние признаки, жалобы ребенка.

На первом месте конечно живот. Маленький ребенок, который еще и говорить не умеет он, когда жалуется, показывает на середину живота на пупок.

У школьников это головные боли, проблемы желудочно-кишечного тракта, это может быть и реальные язвы, и гастриты, которые являются психосоматическими заболеваниями и просто неопознанные и не обоснованные боли в желудке.

Те, кто работает в школе часто сталкиваются с тем, что много детей младшего школьного возраста не приходят в школу потому, что, их тошнит  по утрам или по дороге в школу. И происходит это явление исключительно с понедельника по пятницу и никогда в выходные и каникулы. Родители могут объяснять это тем, что: «Ребенок высыпается и правильно питается».

А на самом деле, надо разбираться по меньшей мере с учителем или психологом. Это так же могут быть вегетососудистые дистонии, нарушение сердечного ритма, боли в области сердца, которых не может быть ни у одного здорового ребенка.

Могут звучать жалобы на проблемы с дыханием, похожие на астматический приступ, когда не хватает воздуха и возникает диспноэ, так называемое нарушение частоты и глубины дыхания, сопровождающееся чувством нехватки воздуха.

И конечно многие психологи, и педагоги и врачи сталкивались с таким явлением, как кашель, который не проходит ни от каких препаратов. Он продолжается какое-то время и внезапно исчезает, проходит вместе с плохим настроением. Это могут быть различные неврологические проявления: глухота, обмороки, немота. Все знают, что при стрессовых ситуациях, иногда происходит спазм голосовых связок, теряется голос и вместо речи получается одно шипение. Так же, бывают параличи и нарушения чувствительности.

Главная особенность детских депрессий, что эта соматическая симптоматика заслоняет истинную депрессивную симптоматику. И родители усердно водят ребенка от специалиста к специалисту, не продвигаясь ни на шаг, в поиске истинной причины происходящего.

Депрессия у подростков может быть скрыта за поведенческими проблемами.

Как правило резкое изменение в поведении подростка это происходит в пред пубертатном и пубертатном периоде. Когда за поведенческими безобразиями может скрываться очень тяжелое душевное состояние.

Внешние проявления: в школу он ходить не хочет, уроки прогуливает, дерется, пьет, курит, может еще и до наркотиков дело дойти. Утром чаще всего он встать не может, потому что ему плохо. Его поднимают, выталкивают в школу. Он возможно даже доходит до школы и не зайдя возвращается. В лучшем случае домой, где просидит в интернете или просто пролежит весь день и так продолжается до вечера, а там начинается активизация, и к моменту прихода родителей с работы, его уже нет. Он исчез. Куда он пойдет? Он пойдет на улицу за лечением. Он пойдет туда, где с ним не будут говорить о школе, о сдаче экзаменов, об ответственности. Туда, где он может получить что-то, что облегчит на какое-то время его состояние-сигаретку, бутылку пива, а может и легкие наркотики. И на какое-то время ему становится легче. Когда он ночью вернется домой, он получит от родителей все сполна: «Ты никчемный, безответственный и работать ты будешь дворником и семью ты позоришь» и тому подобное, а утром он встает и ему станет еще хуже. И это может длиться месяцами.

И если случится суицид, никто и не поймет, что это такое было. Что было с подростком. Сколько мы читаем о подобных случаях в средствах массовой информации: «Пятиклассник повесился после запрета играть на компьютере», «Ребенок выбросился из окна из-за двойки в четверти», «Покончил с собой из-за невозможности пойти на концерт».

Что же делать? Как вовремя распознать детскую депрессию?

Надо сравнивать, сопоставлять - какой ребенок был какой стал. Был веселый, открытый, общительный, куча друзей, домой не загнать и вдруг стал замкнутым и озлобленным, сел в своей комнате, бубнит себе что-то под нос, никого не хочет видеть. Был подвижный, спортивный, играл в футбол, вдруг уселся дома и начал бесцельно катать машинки. Игры стали более примитивные. Общение не вызывает прежней радости. В этом случае надо бить тревогу. Характер человека не может резко меняться в течении жизни.

При любом видимом изменении в поведении ребенка дома, в детском саду, в школе, надо бить тревогу. Как минимум, обратится за консультацией к специалисту, к детскому психологу. А он может посоветовать обратиться к более узким специалистам. И вместе вы сможете понять, почему возникло это состояние и как помочь ребенку справиться с ним справиться.

 

 

 



Просмотров: 209
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что такое депрессия? Как отличить снижение настроения, лень уныние от депрессии? Лечение депрессии.
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Не каждая женщина может иметь детей, но каждая может стать Матерью
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Несколько слов о депрессии: опорой может быть только нечто существующее
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Может ли развод родителей привести к психологической травме детей?
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Развод. Может ли ребенок быть спасателем?
  • Ревность, как и забота - может быть приятной, а может и задушить…
  • "Хорошая жена может наскучить. Хороший муж может встать поперек горла". Это как?
  • Причины, из-за которых человек не может выйти из страданий после расставания
  • Скрытая депрессия может быть в любом возрасте
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • Может ли ребенок повлиять на развод родителей?
  • Любопытство может стать ключом к успеху детей.
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Что может приводить нас к депрессии?
  • Топ-4 почему ребенок учится хуже, чем может
  • Утрата. Горе может разрушить, а может помочь обрести смысл жизни.
  • «Прими себя, какой ты есть», или как хорошая идея может пойти во вред
  • Что может сделать психотерапия для детей с аутистическим спектром?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь