|
Выбор: что это?Автор статьи: Плотникова Ольга Анатольевна
Выбор – это экзистенциальный выбор всегда! Все остальное, что обычно называют этим словом, выбором как токовым не является, это слово-пустышка, слово без значения, означающее без означаемого, бытовой симулякр, иногда ловушка для обывателя. Итак, начнем разбираться, где же субъект совершает выбор, что это такое на самом деле? Прежде всего, нам необходимо понять, с чем мы путаем понятие. Если речь идет об онтике (бытовое поверхностное существование с залипанием в социуме и т.д.) речь о выборе идти не может. Экзистенция не уловима и закрыта чем-то (людьми, деньгами, «хотелками», толками и пр.) и это хорошо показывает Хайдеггер. Когда субъект приходит в магазин и ему менеджер предлагает выбрать марку стирального порошка – это не выбор, а скорее всего манипуляция. Это хорошо просматривается в банке, после того как субъект совершил «свой» «выбор» и взял кредит, специалист говорит: «Вы сделали правильный выбор!» Субъект попал(!) и прочувствует это в проживании уже личного времени. Когда субъект с утра думает, какие тапочки одеть, он манипулирует своим собственным сознанием делает с собой то, что и все с ним обычно. Если в этот момент его «накрывает» тревога или паника, то место экзистенции прорвалось, но имеет он дело с симптомом, который не сработал - «все будет хорошо» как обманка не включилась. В этом месте будут «врать» и подводить не только мысли, но и чувства (вытеснение, смещение и т.д.). Человек в этом месте не видит собственной возможности и пытается покрыть чем-то стереотипным, привычным, вернуть спокойствие себе. Но открытое место для возможности осуществиться совершенно в ином качестве, изменяя качественно и человека и его жизнь. Феноменология и дазайн-аналитика показывает, где появляется возможность субъекту сделать выбор. Это место имеет не онтический, но онтологический статус. Оно изготавливается в анализе через «очищение» от социума, людей, знаний, толков и всего, что относится к представлению о мире у человека. И тогда человек начинает иметь дело с чистой возможностью, с самим собой. Это достаточно длительный путь, поэтому аналитики не верят никаким краткосрочным терапиям, быстротечным «исцелениям», где одно изобретения мира заменяется на другое, т.е. сплошная суггестия и «слепая» манипуляция. Для подобных «целителей» двойная слепота, т.к их присутствие само себя не видит, а возможность установить взгляд закрыто знаниями и верой в классификации и «мертвые» теории. Может ли культура обеспечить таким местом для выбора человека? Да, может, это ценное место определялось инициацией, которая хранилась в традиции народов. Но не сегодня… разрушены или реконструированы все социальные институты, которые хранили эту традицию. Может ли вера обеспечить человеку это место? Да, может, если человек подвязался на послушание в течении не менее лет 3-х и то, если кто-то пристально и сурово будет обеспечивать послушнику «очищение» от его мирности (практически ежедневный беседа со старцем и открытое показывание своих мыслей и чувств) – это было раньше. Сейчас все послабления и переписывание норм, уставов и подстраивание под общепринятое в культуре (по слабости нашей) делает этот путь невозможным. Может ли судьба человека «выбросить» субъекта из его озабочения о мирном? Да, может, но это место удержать в отсутствии опыта практически невозможно без кого-то, кто может удержать открытую возможность для осуществления, а не закрывать. Большинство анализантов приходят в анализ, когда замерцало это место. Может ли семья обеспечить ребенку иметь такое место и возвращаться к нему, делая выбор? Да, если любящий и строгий отец все воспитание направляет на то, что бы он (сын, к примеру) осуществлялся и был в счастье и в несчастье, в горе и в радости Человеком. Но родители сегодня хотят понравится ребенку, боятся его обидеть и превращают таким образом воспитание в обслуживание, и это место покрывается чем угодно. Чаще всего уязвленным нарциссизмом. Может ли человек через изучения наук приблизиться к этому месту? Да, может, если свой поиск ведет ради глубины истины, очищая себя от собственной мирности, «мудрости», обнуляя свои знания для вопрошания. Но сегодня и наука фундаментальная отброшена, т.к. не приносит прибыли, оставили лишь прикладные знания. А может ли знайка или всезнайка выйти из своей парадигмы, чтобы вопрошать к чему-то большему? Нет, мозги уже «промыты/засорены» и очищение процесс самый длительный для них. Вся культура направлена на обслуживание потребителя, лишая его духовной и смысловой направленности, редуцируя все к рынку и потреблению. Культура пошла на обслуживание, разменялась на услуги: политика, образование…. практически все. Гений Фрейда уже показал, как происходит отчуждение через культуру человека от него самого. Недовольный культурой, он предсказал исчезновение человека для себя самого. Это происходит сегодня во всех институтах общества. И.Е. Винов хорошо раскрывает авторов психоанализа через проект ПСП «Азбука психоанализа». Он же и открывает понимание, что есть выбор через ПСП (проблемно-символический подход), в дазайн-аналитке, в феноменологии и т.д. Утрата «имен» Отца затрудняет становление человека, отчуждает его от собственной души. Итак, мы видим, что онтический план обеспечивает сегодня и культура, а онтологический отброшен под соусом гуманизма (трансгуманизма). Место истинного выбора всегда чистый онтологический уровень в отличие от онтического. Это упавшая в мир возможность (человек, который лишь может осуществиться), место, где субъекта нет, но лишь возможность быть. Парадокс: субъект должен осуществить выбор, а субъекта еще нет (Кьеркегор, Винов). Выбор в момент рождения: Быть или Не-быть. Выбор в дальнейшем: Как быть? Приведу пример. Аутизм это – выбор или не осуществленная возможность стать «говорящим телом», попасть в речь. Выбор может быть осуществлен среди имеющихся возможностей на любом этапе жизни, но он экзистенциальный и только онтологический (имеющий личный смысл и открывающий личное время). Осуществление выбранной возможности открывает личное время, временность обретается перед лицом вечности. Выбор состояться может перед лицом вечности, а не перед лицом менеджера, денег, карьеры - это всегда то, что обречено иметь личностный смысл, а не материальные атрибуты мира. «…посредством драматургического экзистенциального анализа субъект должен обратиться к собственному Я в его вневременной возможности и уловить дух времени и возможность выбора» (И.Е. Винов «Кататимное переживание образа и/или образование образа освоение символического мышления») Таким образом, выбор Выбору рознь. Онтический выбор – это суета сует. А онтологический – это принятие возможности или отказ от нее, и обретение личностного смысла через это. Это выбор еще неосуществленного Я, это место и смерти, и рождения. Приглашаю всех на философские чтения, где мы пытаемся приблизиться к зоне своего созидательного понимания. Это скайп-проект см - https://www.psyoffice.ru/blog/skaip_gruppi_filosofskie_chteniya/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|