Свобода выражения чувств и потребностей

Эта статья является продолжением разговора о важных эмоциональных потребностях. Всего их пять: (1) безопасная привязанность, (2) автономия и компетентность, (3) реалистичные границы и самоконтроль, (4) свобода выражения чувств и потребностей и (5) спонтанность, игра и получение удовольствия. О трех я уже рассказал (ссылки дальше по тексту). Сегодня речь пойдет о четвертой.

Начнем с определения. Оно простое: эмоциональная потребность – это потребность человека чувствовать себя таким образом во взаимоотношениях с другими людьми, чтобы свободно получать позитивные эмоции от этого взаимодействия: принятым, автономным, в рамках правил, самораскрывающимся, свободным. Удовлетворенность всех пяти базовых эмоциональных потребностей приводит человека к гармонии в отношениях, и он приходит в состояние, которое условно называется «счастливый ребенок». Проблема заключается в том, что в его голове могут иметься определенные схемы мышления, которые блокируют удовлетворение той или иной эмоциональной потребности. Преодолением таких схем и научением способам удовлетворения эмоциональных потребностей и занимается схема-терапия – направление, в котором я работаю.

«Потребность в свободе выражения чувств и потребностей» немного запутывающий термин, поэтому я буду использовать нестандартное определение «потребность в свободе самовыражения». У взрослых, в здоровом исполнении, «потребность в свободе самовыражения» реализуется так, что они могут сделать свои чувства и потребности определяющим фактором для своих выборов в жизни и свободно об этом сообщать окружающим.

Как получается, что человек не умеет руководствоваться своими чувствами и потребностями? Ответ, как и во всех других случаях в схема-терапии, следует искать в детстве. Для каждого ребенка изначально важно быть сосредоточенным на своих чувствах и потребностях и свободно выражать их. Но далеко не для каждого родителя это удобно. Большинство мам и пап предпочитает прибегать к запретам («Я не хочу больше слышать о том, что ты хочешь!», «Не ной!», «Не плачь!», «Не жалуйся!»), обесцениванию («Мало ли чего ты хочешь!», «Ты ерунду какую-то говоришь!»), сравнению («Посмотри, как себя ведут эти дети, а ты!»), постановке своих чувств и потребностей выше («Я хочу так – так и будет!», «Я тут решаю, что и как будет!», «Вот вырастешь, будешь сам удовлетворять свои «хотелки», а теперь я решаю!», «Я тебе ничего плохого не сказала, а ты так сильно меня обидел!»), воспитанию чувства ответственности («Ты должен хорошо себя вести», «Ты должен помогать родителям», «Надо заботиться об окружающих»), жалобам («А мне думаешь легко!», «Я устала, пожалей маму»), взращиванию чувства вины («Ты обидел меня!», «Ты расстроил меня!», «Я не могу теперь из-за тебя сосредоточиться!»), привитию стыда («Хватит так себя вести, ты меня позоришь!», «Ты мешаешь другим!», «Все смотрят на нас как на идиотов!»). Родителям кажется, что они все делают правильно: воспитывают человека, умеющего контролировать себя, прилично себя вести и заботиться о других. Но сами того не зная, они формируют у ребенка три крайне дезадаптивные схемы мышления: подчинение, самопожертвование и поиск одобрения. Точнее, сам ребенок может отреагировать на такое поведение родителей и других значимых взрослых формированием этих схем. В детстве они помогают ему адаптироваться к семейной ситуации, но, когда ребенок становится взрослым, схемы начинают ему мешать эффективно строить отношения с окружающими.

Так, например, схема подчинения напрямую заставляет человека подчиняться другим людям. Это могут быть различные авторитеты, но, чаще всего, такой человек подчиняется кому-то из близких. Ему очень трудно понять, в чем его собственные потребности, потому что они заменяются потребностями того, кому он подчиняется. Нередко эта схема связана со схемами, которые блокируют нормальное удовлетворение потребности в компетентности и автономии (https://www.psyoffice.ru/article/266909/).

Схема самопожертвования, в свою очередь, является одной из самых социально одобряемых схем. У нас принято восхвалять тех, кто жертвует собой. Например, если человек много работает или самозабвенно заботиться о других – он герой. Но, с точки зрения схема-терапии, он всего лишь обладатель схемы мышления, которая мешает ему сделать свои потребности важнее потребностей окружающих. Такие люди часто страдают трудоголизмом или задерживаются на низкооплачиваемых должностях, где им говорят, что они незаменимы, заботятся о больных родственниках в ущерб своей личной жизни или становятся жертвами многочисленных окружающих, которые пользуются их склонностью к самопожертвованию. Движущей силой схемы при этом выступает мощнейшее чувство вины, которое просто не дает таким людям заботиться о самих себе.

Схема поиска одобрения – одна из самых часто встречающихся в обществе. Именно она включается, когда мы хотим произвести на кого-то впечатление или не хотим, чтобы к нам плохо относились. Т.е. она заставляет своего носителя вести себя не так, как велят ему его собственные потребности и чувства, а так, как удобнее для окружающих – ставя во главу угла их чувства и потребности. Человек со схемой поиска одобрения так и говорит своим видом и поведением: «Похвалите меня!». Очень часто схема поиска одобрения компенсирует схему покинутости, мешающей чувствовать безопасную привязанность (https://www.psyoffice.ru/article/158767/), и помогает «заслуживать» признание и любовь окружающих. Также нередко она лежит в основе социальной тревожности.

«Свобода самовыражения» тесно связана с ассертивностью (умение отстаивать свои права, настаивать на своем) и уверенным поведением. Поэтому я обязательно включаю обучение этим навыкам в психотерапию обозначенных схем. Необходимо приучить мышление смещать фокус внимания от настоящих или мнимых эмоций и потребностей других людей, даже если речь идет о самих близких, на то, что чувствует и хочет человек сам. Повышать ценность его собственных потребностей и чувств в собственных глазах и учить заявлять о них окружающим.

Человек, свободно реализующий «потребность в свободе самораскрытия», легко может сообщить другим, что он чувствует и какие у него потребности. Он руководствуется своими нуждами и эмоциями в принятии жизненных решений и старается реализовывать свои решения с максимальным учетом потребностей окружающих, чтобы не впасть в схемы грандиозности и недостатка дисциплины, которые блокируют потребность в реалистичных границах и самоконтроле (https://www.psyoffice.ru/article/271463/). В случае, если кто-то старается «виноватить» его за собственные потребности и эмоции, он не идет на поводу у манипуляций и остается на собственной позиции. Потому что испытывает уважение к себе и осознает свои границы.

Именно к такой позиции ведет схема-терапия. И именно такая позиция является проявлением здоровой личности.



Просмотров: 444
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Перестань ТРЕБовать от других - научись реализовывать свои поТРЕБности.
  • Ешь, что дают! Или как удовлетворение потребностей в детстве влияет на характер и судьбу человека
  • Мои потребности и чувства обижают других людей
  • Услышать свои желания, свои эмоции, свои потребности №1.
  • Услышать свои желания, свои эмоции, свои потребности №2.
  • «У меня никогда не будет той любви, которая мне нужна», или что такое схема* эмоциональной депривации.
  • Базовые потребности: потребность во внимании
  • Использование близких людей в удовлетворении собственных потребностей
  • Чего мы хотим от своих отношений на самом деле – 7 потребностей в паре
  • Умеете ли вы выражать свои эмоции? Чувства без чувств
  • Идеальный родитель. Раннее детство. Чувство безопасности и умение слышать свои потребности.
  • Схема-терапия: Что такое “Схема”
  • Примерная схема того, как можно все время оставлять себя голодным
  • Любовь или потребность «употреблять» других людей для достижения собственных целей?
  • Потребности: свои, чужие, чьи и как с ними быть?
  • Почему так важно понимать свои потребности?
  • Вас раздражает мир вокруг? Реализуйте свои потребности сами.
  • Пожалуйста, только не покидай меня или схема* покинутости
  • Удовлетворение женских потребностей в семье
  • Про игнорирование своих потребностей
  • Признать свои потребности
  • Как мы НЕ удовлетворяем свои потребности -1
  • Как мы НЕ удовлетворяем свои потребности - 2
  • Марафон счастья: 1. Счастье как удовлетворение потребностей
  • О понимании своих истинных потребностей.
  • Потребности:как отличить свои от чужих.
  • Тату - дань моды или реализация неосознанных потребностей человека?
  • Почему клиенты отвергают свои потребности?
  • Саморазвитие. Здоровое и не здоровое удовлетворение потребностей + структура терапии на каждом уровне.
  • Базовые психологические потребности: привязанность и свобода



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь