Психологический анализ песни Марии Горбань - В центре моей вселенной

А я продолжаю рубрику, посвященную психологическому разбору песен. Эту песню мне заказал слушатель вебинаров, поэтому ощущаю себя психологическим диджеем, что разбирает концерты по заявкам))

Предупреждаю, что будет ОЧЕНЬ МНОГО БУКВ. 

Итак, песня Маши Горбань.

Речь в песне идёт про расставание девушки со своим парнем/девушкой (нет прямых указаний). Поэтому я рассматриваю переживания лирического героя через призму именно этого контекста: переживаний, расставания.

 

Ты сделай музыку мне погромче
Сегодня я танцую внеурочно
Вчера ломало, а сейчас не очень
Не будет побочных

«Ты сделай музыку мне погромче» - возможно, вы обращали внимание, что люди зачастую стараются перебить внутренний диалог благодаря превышению комфортного порога аудиальных/тактильных ощущений. Можно предположить, что мысли о расставании, переживания и, возможно, самообвинение, вызывают такой стресс, что вынуждают героиню прибегнуть к таким методам.

«Сегодня я танцую внеурочно» - особое внимание привлекает слово «внеурочно». Вероятно, в данном контексте, его можно рассматривать как синоним «в нестандартное время» или «в непривычное время». Из этого можно сделать вывод, что расставание нарушило привычный образ жизни героини. Но что стало причиной – эмоциональный всплеск или изменение объективных условий жизни – пока не ясно.

«Вчера ломало, а сейчас не очень» - героиня предполагает, что острая фаза переживаний расставания позади. Насколько это предположение верно – мы постараемся понять из дальнейшего текста.

«Не будет побочных» - неоднозначная фраза, поскольку не совсем ясно, к чему она относится и что лирический герой имеет ввиду: либо не будет побочных эффектов от расставания, либо от танцев. В первом случае это можно расценивать как уверенность героини, что это расставание не оставит травмы и не помешает дальнейшей жизни (это хорошо сочетается с фразой «вчера ломало, а сейчас не очень». Во втором случае указывает на безвредность танцев. Более точно указать сложно.

 

 

А моё сердце от тебя так млело
Запомню как впивалась в твоё тело
Быть может слишком многого хотела
Но перегорела

«А моё сердце от тебя так млело» - указывает на яркие эмоциональные переживания. И вот здесь это можно рассмотреть либо как описание первого этапа отношений (романтика, идеализация, страсть), либо же как проявление созависимых отношений, для которых свойственны эмоциональные качели. Но я бы пока склонился к первому варианту, так как для принятия второго нет достаточных оснований.

«Запомню как впивалась в твоё тело» - с высокой долей вероятности можно предположить, что здесь продемонстрирована значимость сексуальной сферы в отношениях. Возможно, она была основополагающей, так как другие значимые факторы не указаны.

«Быть может слишком многого хотела» - еще одна неоднозначная строчка. С одной стороны, это можно расценить как осознание завышенных ожиданий к партнеру, который к этому не готов. И это позитивный, хороший, конструктивный вариант. Либо же эта фраза является проявлением самообвинения и видение себя и своих субъективно неправильных действий причиной распада отношений. Пока неясно. Но держим в уме обе версии.

«Но перегорела» - и вновь куплет заканчивается фразой, которую мне трудно однозначно отнести к какой-либо из предыдущих строк. Если она относится к строчкам «А моё сердце от тебя так млело, Запомню как впивалась в твоё тело», то это можно расценить как снижение эмоционального фона, что согласовывается со строчкой из первого четверостишья «Вчера ломало, а сейчас не очень». Но есть и второй вариант – когда определенные ожиданий и запросы героини, выраженные во фразе «быть может слишком многого хотела», не находят удовлетворения, что приводит к состоянию фрустрации и, как следствие, апатии и эмоциональному выгоранию. Как и в предыдущем случае, мы видим два сильно отличающихся варианта трактовки – позитивные «исцеляющийся» и негативный «заболевающий».

В центре моей Вселенной тебя больше нету
Ты под запретом
В центре моей Вселенной
Я танцую под дип
В центре моей Вселенной жаркое лето
Я тобою раздета
В центре моей Вселенной имя твоё не в первой
Мы теперь не на ты

«В центре моей Вселенной тебя больше нету» - фраза, которая расставляет много «точек над и», но пока не отвечает на вопрос о формате отношений. Главный вывод, который можно сделать, что бывший партнёр героини занял «центр её вселенной». Таким образом, возникла ситуация, когда «вся вселенная» вращается вокруг другого человека, говоря метафорически. На практике же это выразилось в том, что её партнер для её жизни стал важнее её самой. И если в норме человек управляет свой жизнью самостоятельно и она зависит от него, то здесь видно, что жизнь героини зависела от её партнера, что делает эти отношения психологически неравноправными. Но почему так возникло, мы узнаем далее.

«Ты под запретом» - явное исключение и отторжение человека из своей жизни. Но почему под запретом? Ведь запрещают или охраняют обычно вещи, которые имеют ценность,  сопровождаемую последствиями. Возможно, её тянет к нему, но она понимает, что это будет временным облегчением, за которым последует очередной эмоциональный провал. Но при этом, запрет думать о чем-то – это один из самых примитивных механизмов работы с собственной психикой. Достаточно инфантильный. Это либо связано с личностной незрелостью героини, либо же с серьезными эмоциональными переживаниями, которые заставили «деградировать» до настолько примитивных механизмов работы с психологической действительностью.

«В центре моей Вселенной я танцую под дип» - здесь стоит сделать акцент на том, что теперь в центре «её вселенной» находится сама героиня. То есть, движение к исцелению и возможности взять ответственность за свою жизнь на себя. Если же разбирать вторую половину строчки, то можно предположить, что сделано это с помощью танцев. В этом мы видим проявление механизма сублимации, что может говорить о снижении эмоционального напряжения и, как следствие, возникновении способности к использованию более сложных защитных механизмов.

«В центре моей вселенной жаркое лето, я тобою раздета» - в контексте болезненного расставания эти строки можно рассмотреть как метафору беззащитности. Героиня чувствует себя уязвимой, неустойчивой, возможно, с недостатком эмоционального ресурса. Но при этом позитивный образ «в моей вселенной жаркое лето» может говорить о неком принятии себя и заботе о себе. Возможно, это познание себя через кризис. А может быть, её прислушивание к собственным чувствам. А если вспомнить фразу «В центре моей Вселенной тебя больше нету», то можно сделать предположение, что героиня испытывает позитивные эмоциональные переживания того, что она вновь стала центром своей жизни.

«В центре моей Вселенной имя твоё не впервой» - одна из самых значимых строчек, ведь она указывает на то, что они с партнёром уже расходились и начинали отношения несколько раз. То есть «позитивная» гипотеза о том, что это разрыв отношений на стадии идеализации, может быть отвергнута, что позволяет нам вернуться к предположению об эмоциональных качелях, которое было выдвинуто во втором четверостишии. Также можно предположить, что разрыв в этой паре является либо деструктивным способом решения конфликтов, либо способом запуска эмоциональных качелей.

«Мы теперь не на ты» - в социальной психологии достаточно часто выдвигается идея, что обращение к собеседнику на «вы» сохраняет дистанцию и служит профилактикой сближения. Можно предположить, что таким образом героиня дистанцируется от бывшего партнера, желая снизить эмоциональную вовлеченность в их отношения. Но зачем ей это?  Ведь она может просто не общаться. Только вот не всё так просто. Читаем далее.

 

Да ты во многом безусловно профи
И ложь твоя ложиться как по нотам
Да ты забил на все морали и играл не по правилам
А я то думала что будет больно
Ну а по факту оказалось скромно
Ты знаешь фальшь уже не в моде
Твой статус свободен

 

«Да ты во многом безусловно профи» - в этих словах можно увидеть признание компетенций бывшего партнёра в ряде областей. Возможно, таким образом героиня даёт понять о неком превосходстве партнера над ней. Но это не точно.

«И ложь твоя ложится как по нотам» - вот эта строчка нам даёт уверенность в предположении, что это были не самые гармоничные и здоровые отношения. Ложь, эмоциональные качели, превосходство одного из партнеров – это классические признаки созависимых отношений, при том, тиранически-виктимного характера.

«Да ты забил на все морали и играл не по правилам» - если уйти в сторону от фразы «все морали» и не рассматривать социокультурные особенности героев произведения, что мы не можем сделать, то фраза «играл не по правилам» достаточно четко даёт понять, что личные границы героини не раз нарушились методами, которыми она, вероятно, не пользовалась.  Таким образом, наша гипотеза про тиранически-виктимные отношения получает еще одно подтверждение.

«А я то думала что будет больно, ну а по факту оказалось скромно» - и вновь можно рассмотреть как в «позитивной» исцеляющей, так и с «негативной» больной точек зрения. Если мы говорим про позитивный вариант, то её страх расставания и потери партнера, вызванный, как вариант, таким когнитивным искажением как деструктивная генерализация, не сошелся с реальностью и теперь она чувствует облегчение. Второй вариант предполагает, что героиня эмоционально «застряла» на фазе отрицания и словно «заморозила» свои чувства. Такая стратегия приносит временной облегчение, но продлевает переживание потери и несет риски психологических осложнений.

«Ты знаешь, фальш уже не в моде» - опять возможная двойственность понимания. Если мы рассматриваем позитивный вариант, то героиня обозначает неготовность быть в отношениях, выстроенных в его системе ценностей. Это может говорить о формировании своих правил жизни, что сочетается с тем, что она теперь сама «находится в центре своей вселенной». Второй вариант более инфантильный, в котором мы предполагаем влияние общества и референтных групп (друзей/родителей/и т.д.) на отношения героини и выборе её партнера. Именно поэтому она вышла из отношений, так как общество их не принимает.

«Твой статус свободен» - таким образом героиня для себя определяет собственную независимость от бывшего партнера и неготовность вступать с ним в отношения. Но учитывая их предысторию с неоднократными расставаниями, пока неясно, является ли это выходом из порочного цикла созависимых отношений или же просто очередным витком.

 

Далее дважды повторяется припев, который мы уже разбирали.

На мой взгляд, текст песни оставляет ощущение открытого финала с точки зрения решения психологических задач героини, обозначенных в произведении. С одной стороны, она осознала манипулятивные стратегии бывшего партнера, с другой – явно испытывает тягу к нему. Закончится ли это обретением психологической гармонии – неизвестно.

А какое впечатление оставила эта песня у вас? Пишите мысли в комментарии!

С уважением Сергей Максимов
Психолог.



Просмотров: 356
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • Можно ли полюбить человека таким, какой он есть?
  • Эссе "Гештальт моей Вселенной"
  • Когда либо ты, либо тебя. История из опыта.
  • Как управлять вселенной, если мысли материальны?
  • Что можно сделать если есть болезненная реакция на событие?
  • Твоё завтра будет таким же,как твое сегодня!
  • Выбор партнера. Как можно повернуть ситуацию с пользой для себя, или не все хотят замуж.
  • Свои отношения можно корректировать самостоятельно, если хочется знать, как?
  • Если скучно, то либо зажрался, либо зажился
  • «Она же тепер моя жена - как её можно хотеть?» - одна из главных причин измен и как этого можно избежать
  • А Вы готовы оказаться в центре своей жизни?
  • Уверенность в себе — либо есть, либо нет?
  • Сказание про то, как можно многого хотеть и ни черта не получить от отношений.
  • Как жить в центре своей жизни, а не на обочине чужой?
  • Можно ли критиковать Фрейда? И если можно, то за что?
  • «Ресурсы в семейных отношениях: если отношения «остыли», чем можно их «разогреть»
  • Сексуальные семейные проблемы. Забеременеть как можно быстрее. В чем может быть проблема?
  • Позвольте Вселенной сделать все за вас
  • Что мне нужно сделать, чтоб в моей жизни было больше позитива?
  • Через какое время после завершения отношений можно начинать новые?
  • Личность либо развивается, либо адаптируется, либо деградирует.
  • В центре внимания 13. Отсутствие любовных отношений.
  • Можно ли быть счастливой без отношений?
  • Практикум про счастье. 7 шагов, которые можно сделать прямо сейчас.
  • Можно ли сохранить хорошие отношения, если человек не оправдал ожидания?
  • Отношения моей мечты или то, чего не будет никогда
  • Насилие и отношения. Что можно сделать?
  • Можно ли быть счастливым, если гречка всё время дорожает!
  • Что можно сделать, если Вас не устраивает зарплата?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь