|
Психологический анализ песни Марии Горбань - В центре моей вселеннойАвтор статьи: Максимов Сергей Вячеславович
А я продолжаю рубрику, посвященную психологическому разбору песен. Эту песню мне заказал слушатель вебинаров, поэтому ощущаю себя психологическим диджеем, что разбирает концерты по заявкам)) Предупреждаю, что будет ОЧЕНЬ МНОГО БУКВ. Итак, песня Маши Горбань. Речь в песне идёт про расставание девушки со своим парнем/девушкой (нет прямых указаний). Поэтому я рассматриваю переживания лирического героя через призму именно этого контекста: переживаний, расставания.
Ты сделай музыку мне погромче «Ты сделай музыку мне погромче» - возможно, вы обращали внимание, что люди зачастую стараются перебить внутренний диалог благодаря превышению комфортного порога аудиальных/тактильных ощущений. Можно предположить, что мысли о расставании, переживания и, возможно, самообвинение, вызывают такой стресс, что вынуждают героиню прибегнуть к таким методам. «Сегодня я танцую внеурочно» - особое внимание привлекает слово «внеурочно». Вероятно, в данном контексте, его можно рассматривать как синоним «в нестандартное время» или «в непривычное время». Из этого можно сделать вывод, что расставание нарушило привычный образ жизни героини. Но что стало причиной – эмоциональный всплеск или изменение объективных условий жизни – пока не ясно. «Вчера ломало, а сейчас не очень» - героиня предполагает, что острая фаза переживаний расставания позади. Насколько это предположение верно – мы постараемся понять из дальнейшего текста. «Не будет побочных» - неоднозначная фраза, поскольку не совсем ясно, к чему она относится и что лирический герой имеет ввиду: либо не будет побочных эффектов от расставания, либо от танцев. В первом случае это можно расценивать как уверенность героини, что это расставание не оставит травмы и не помешает дальнейшей жизни (это хорошо сочетается с фразой «вчера ломало, а сейчас не очень». Во втором случае указывает на безвредность танцев. Более точно указать сложно.
А моё сердце от тебя так млело «А моё сердце от тебя так млело» - указывает на яркие эмоциональные переживания. И вот здесь это можно рассмотреть либо как описание первого этапа отношений (романтика, идеализация, страсть), либо же как проявление созависимых отношений, для которых свойственны эмоциональные качели. Но я бы пока склонился к первому варианту, так как для принятия второго нет достаточных оснований. «Запомню как впивалась в твоё тело» - с высокой долей вероятности можно предположить, что здесь продемонстрирована значимость сексуальной сферы в отношениях. Возможно, она была основополагающей, так как другие значимые факторы не указаны. «Быть может слишком многого хотела» - еще одна неоднозначная строчка. С одной стороны, это можно расценить как осознание завышенных ожиданий к партнеру, который к этому не готов. И это позитивный, хороший, конструктивный вариант. Либо же эта фраза является проявлением самообвинения и видение себя и своих субъективно неправильных действий причиной распада отношений. Пока неясно. Но держим в уме обе версии. «Но перегорела» - и вновь куплет заканчивается фразой, которую мне трудно однозначно отнести к какой-либо из предыдущих строк. Если она относится к строчкам «А моё сердце от тебя так млело, Запомню как впивалась в твоё тело», то это можно расценить как снижение эмоционального фона, что согласовывается со строчкой из первого четверостишья «Вчера ломало, а сейчас не очень». Но есть и второй вариант – когда определенные ожиданий и запросы героини, выраженные во фразе «быть может слишком многого хотела», не находят удовлетворения, что приводит к состоянию фрустрации и, как следствие, апатии и эмоциональному выгоранию. Как и в предыдущем случае, мы видим два сильно отличающихся варианта трактовки – позитивные «исцеляющийся» и негативный «заболевающий». В центре моей Вселенной тебя больше нету «В центре моей Вселенной тебя больше нету» - фраза, которая расставляет много «точек над и», но пока не отвечает на вопрос о формате отношений. Главный вывод, который можно сделать, что бывший партнёр героини занял «центр её вселенной». Таким образом, возникла ситуация, когда «вся вселенная» вращается вокруг другого человека, говоря метафорически. На практике же это выразилось в том, что её партнер для её жизни стал важнее её самой. И если в норме человек управляет свой жизнью самостоятельно и она зависит от него, то здесь видно, что жизнь героини зависела от её партнера, что делает эти отношения психологически неравноправными. Но почему так возникло, мы узнаем далее. «Ты под запретом» - явное исключение и отторжение человека из своей жизни. Но почему под запретом? Ведь запрещают или охраняют обычно вещи, которые имеют ценность, сопровождаемую последствиями. Возможно, её тянет к нему, но она понимает, что это будет временным облегчением, за которым последует очередной эмоциональный провал. Но при этом, запрет думать о чем-то – это один из самых примитивных механизмов работы с собственной психикой. Достаточно инфантильный. Это либо связано с личностной незрелостью героини, либо же с серьезными эмоциональными переживаниями, которые заставили «деградировать» до настолько примитивных механизмов работы с психологической действительностью. «В центре моей Вселенной я танцую под дип» - здесь стоит сделать акцент на том, что теперь в центре «её вселенной» находится сама героиня. То есть, движение к исцелению и возможности взять ответственность за свою жизнь на себя. Если же разбирать вторую половину строчки, то можно предположить, что сделано это с помощью танцев. В этом мы видим проявление механизма сублимации, что может говорить о снижении эмоционального напряжения и, как следствие, возникновении способности к использованию более сложных защитных механизмов. «В центре моей вселенной жаркое лето, я тобою раздета» - в контексте болезненного расставания эти строки можно рассмотреть как метафору беззащитности. Героиня чувствует себя уязвимой, неустойчивой, возможно, с недостатком эмоционального ресурса. Но при этом позитивный образ «в моей вселенной жаркое лето» может говорить о неком принятии себя и заботе о себе. Возможно, это познание себя через кризис. А может быть, её прислушивание к собственным чувствам. А если вспомнить фразу «В центре моей Вселенной тебя больше нету», то можно сделать предположение, что героиня испытывает позитивные эмоциональные переживания того, что она вновь стала центром своей жизни. «В центре моей Вселенной имя твоё не впервой» - одна из самых значимых строчек, ведь она указывает на то, что они с партнёром уже расходились и начинали отношения несколько раз. То есть «позитивная» гипотеза о том, что это разрыв отношений на стадии идеализации, может быть отвергнута, что позволяет нам вернуться к предположению об эмоциональных качелях, которое было выдвинуто во втором четверостишии. Также можно предположить, что разрыв в этой паре является либо деструктивным способом решения конфликтов, либо способом запуска эмоциональных качелей. «Мы теперь не на ты» - в социальной психологии достаточно часто выдвигается идея, что обращение к собеседнику на «вы» сохраняет дистанцию и служит профилактикой сближения. Можно предположить, что таким образом героиня дистанцируется от бывшего партнера, желая снизить эмоциональную вовлеченность в их отношения. Но зачем ей это? Ведь она может просто не общаться. Только вот не всё так просто. Читаем далее.
Да ты во многом безусловно профи
«Да ты во многом безусловно профи» - в этих словах можно увидеть признание компетенций бывшего партнёра в ряде областей. Возможно, таким образом героиня даёт понять о неком превосходстве партнера над ней. Но это не точно. «И ложь твоя ложится как по нотам» - вот эта строчка нам даёт уверенность в предположении, что это были не самые гармоничные и здоровые отношения. Ложь, эмоциональные качели, превосходство одного из партнеров – это классические признаки созависимых отношений, при том, тиранически-виктимного характера. «Да ты забил на все морали и играл не по правилам» - если уйти в сторону от фразы «все морали» и не рассматривать социокультурные особенности героев произведения, что мы не можем сделать, то фраза «играл не по правилам» достаточно четко даёт понять, что личные границы героини не раз нарушились методами, которыми она, вероятно, не пользовалась. Таким образом, наша гипотеза про тиранически-виктимные отношения получает еще одно подтверждение. «А я то думала что будет больно, ну а по факту оказалось скромно» - и вновь можно рассмотреть как в «позитивной» исцеляющей, так и с «негативной» больной точек зрения. Если мы говорим про позитивный вариант, то её страх расставания и потери партнера, вызванный, как вариант, таким когнитивным искажением как деструктивная генерализация, не сошелся с реальностью и теперь она чувствует облегчение. Второй вариант предполагает, что героиня эмоционально «застряла» на фазе отрицания и словно «заморозила» свои чувства. Такая стратегия приносит временной облегчение, но продлевает переживание потери и несет риски психологических осложнений. «Ты знаешь, фальш уже не в моде» - опять возможная двойственность понимания. Если мы рассматриваем позитивный вариант, то героиня обозначает неготовность быть в отношениях, выстроенных в его системе ценностей. Это может говорить о формировании своих правил жизни, что сочетается с тем, что она теперь сама «находится в центре своей вселенной». Второй вариант более инфантильный, в котором мы предполагаем влияние общества и референтных групп (друзей/родителей/и т.д.) на отношения героини и выборе её партнера. Именно поэтому она вышла из отношений, так как общество их не принимает. «Твой статус свободен» - таким образом героиня для себя определяет собственную независимость от бывшего партнера и неготовность вступать с ним в отношения. Но учитывая их предысторию с неоднократными расставаниями, пока неясно, является ли это выходом из порочного цикла созависимых отношений или же просто очередным витком.
Далее дважды повторяется припев, который мы уже разбирали. На мой взгляд, текст песни оставляет ощущение открытого финала с точки зрения решения психологических задач героини, обозначенных в произведении. С одной стороны, она осознала манипулятивные стратегии бывшего партнера, с другой – явно испытывает тягу к нему. Закончится ли это обретением психологической гармонии – неизвестно. А какое впечатление оставила эта песня у вас? Пишите мысли в комментарии! С уважением Сергей Максимов Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|