Мультфильмы: польза или вред

Мультфильмы - одно из любимых детских развлечений. Все дети без исключения любят их смотреть, ну а для взрослых порой это единственная возможность занять ребенка на некоторое время. Однако некоторые мультфильмы у родителей вызывают сомнения в их безопасности для ребенка. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Мультфильмы польза или вред

По своему замыслу мультфильм предназначен для развития сознания ребенка, воспитания и обучения. Яркие, зрелищные, образные с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные с другой, мультфильмы близки по своим развивающим и воспитательным возможностям сказке или даже игровой деятельности. Персонажи мультфильмов демонстрируют ребенку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром, формируя первичные представления о моральных и смысловых ценностях, устанавливают в сознании ребенка эталоны хорошего и плохого поведения. Сюжеты мультфильмов позволяют повышать осведомлённость ребенка, развивать его мышление и воображение на доступном и интересном ребенку языке.

Но все ли родители, включая своему ребенку тот или иной мультфильм, задаются целью развития, воспитания или обучения? Мама включает мультфильм для того, чтобы спокойно выполнить какие-то дела по дому, приготовить ужин; папа – «посидеть» в Интернете, почитать журнал, не отвлекаться от управления автомобилем; старший брат или сестра – да просто потому, что с младшим не так интересно проводить время. Взрослые включают ребенку мультфильм при любом удобном случае, часто не преследуя никаких воспитательных или развивающих целей, а порой даже предварительно не просматривая и не зная о чем он, что может привести к весьма нежелательным последствиям, поскольку просмотр мультфильмов зачастую становится неконтролируем и нецеленаправлен.

Очень часто современный ребенок может проводить наедине с мультфильмами по несколько часов в день, которые заменяют дошкольнику читаемые ему взрослыми сказки, мамины колыбельные, разговоры с папой, совместные игры со старшими. Без вмешательства взрослых в «мультипликационный» рацион детей мультфильмы действительно могут стать воспитателями со знаком минус. Американской академией ребенка и юной психиатрии был проведен эксперимент с шестилетними детьми. Детям дали возможность смотреть мультфильмы в течение трех часов - с 9 до 12. В этот период исследователи наблюдали, как изменяется их поведение в результате просмотра мультфильмов. Большинство детей не ели и не пили в течение этого времени, их поведение не изменялось, только время от времени они меняли свое положение, пересаживаясь с одного места на другое. Мимика лица зачастую изменялась, в какой-то момент они выглядели серьезными, иногда улыбались, а иногда задумывались. После трех часов просмотра мультфильмов в поведении детей была выявлена закономерность - ребенок начал вести себя, как персонаж из мультфильма, он начинал кричать, воображал себя героем мультфильма. Ребенок считал, что такое поведение правильно, и что так и должно быть. Он не мог увидеть границу между реальностью и вымыслом. Для многих взрослых мультфильмы становятся просто ожившей сказкой. Для детей же они - реальность, пусть даже и не настоящего мира, но реальность детского мира, где соседствуют гномы и люди, добрые животные и отъявленные злодеи - лесные чудища. Прочитать - значит понять, увидеть же - значит поверить в реальность происходящего по ту сторону «голубого» экрана. Эксперимент показывает, что дети, когда они подвергаются воздействию мультфильмов, также пытаются проецировать аналогичное мультипликационным героям поведение, в том числе и агрессивное поведение – драки, жесты и мимику и даже сквернословие. В результате длительного просмотра ребенок теряет социальное взаимодействие, его внимание сосредотачивается на мультфильме.

Признаком современной семьи, где есть ребенок, является наличие в доме большого количества DVD-дисков с мультфильмами различного жанра; мультфильмы «закачены» на все имеющиеся гаджеты – планшеты, смартфоны, домашние кинотеатры, автомобильные навигаторы и медиа-устройства, настольные компьютеры. О постоянном наличии мультфильмов в кинопрокате на любой вкус и цвет даже не стоит упоминать. Но проходят ли современные «шедевры» мультипликации соответствующий строжайший цензурный отбор как в советское время? Может ли не так давно принятый закон о цензуре в полной мере оградить ребенка от негативного эмоционального влияния (страха, агрессии, искажения ценностей и др.) некоторых современных мультфильмов?

Не все это знают, но в советские времена все мультфильмы проходили жесткий контроль, и каждый кадр рассматривался «под лупой», в том числе и с точки зрения его воздействия на ребенка. Позиции цензоров того времени кажутся небезусловными, а многие советские мультфильмы — слишком примитивными, ура-советскими или морализаторскими. И все же у советской анимации не отнять того, что она была комфортна для детской психики, учила прекрасному, доброму, вечному и порой оформляла эти уроки в самобытной авторской манере — просмотр мультфильма часто становился для ребенка первой встречей с искусством.

В последние два десятилетия ситуация изменилась. В настоящий момент отсутствуют научно обоснованные рекомендации по применению возрастных ограничений к мультфильмам, а также для отбора мультфильмов, созданных в целях воспитания и образования ребенка. Сегодняшняя западная мультипликация зачастую сделана дешево и халтурно, без всякого учета возможностей и потребностей ребенка. Да и нынешние российские мультипликаторы не всегда учитывают особенности детского восприятия. В результате дети получают несортированный поток анимационного зрелища, в котором жестокость уживается с сентиментальностью и дурным вкусом, ходульные сюжеты оформлены в безликой эстетике, а герои лишены даже намека на индивидуальность.

В 2012 г. детскими психологами был исследован воспитательный потенциал мультфильмов советского периода и современных полнометражных отечественных и зарубежных мультфильмов. Советские мультфильмы в подавляющем большинстве, как уже было отмечено, носили зачастую откровенно морализаторский характер. Современные же не отличаются строгой моралью. Сюжеты советских мультфильмов просты и понятны, проблемы, поднятые в них, знакомы детям. К примеру, такие мультфильмы как «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Дед Мороз и серый волк» призваны научить маленького ребенка личностным границам, дать конкретную позитивную установку «Моя дом – моя крепость». В современных же мультфильмах часто можно увидеть истерики, шантаж, драки, смерть, убийство, похороны, гонки, криминальные разборки, пьяные посиделки, месть, суд над преступником и др. (например, смерть акулы и церемония похорон («Акулья история»); детально показанная смерть короля-жабы («Шрек 3»); азартные игры на деньги, «выбивание» карточных долгов («Добрыня Никитич и Змей Горыныч»), множественные сцены убийств, насилия и агрессии, («Реальные монстры», «Годзилла», «Крутые бобры», «Человек-паук», «Дикая семейка Торнберри», «Губка Боб квадратные штаны», «Как говорит Джинжер», «Эй, Арнольд», «Скуби Ду», «Том и Джерри» и др.). Такие мультфильмы эмоционально опустошают ребенка, энергия уходит в пустой символ, а игра, порожденная такой мультипликацией, лишена новизны и пользы. И мы уже имеем дело с «роботизированным ребенком», захваченным мультипликацией, привязанным к экрану, подавляющим собственное «я», восхищающимся непобедимыми и всемогущими героями мультфильмов.

Не обойдена вниманием и любовно-эротическая составляющая. Один из российских телеканалов снял фильм «Влияние мультфильмов на детей», в котором очень хорошо продемонстрировано искажение ценностей, в частности искажение образов-эталонов женщины и матери на примере Белоснежки и Феоны из Шрека. Девочки с малолетства получают сценарий женского поведения из таких мультфильмов и затем бессознательно или сознательно реализуют его в реальности. А этот сценарий – это набор качеств «истинной женщины»: агрессивность (в том числе и словесная), сексуальность (развязность, легкодоступность), эмоциональная холодность, цинизм. Образ женщины лишается романтики и тайн, идет наделение его взрослым реализмом, физиологичностью и жестокостью. Попутно высмеиваются традиционные для российского общества женские качества, те самые, которые поставляют наши отечественные добрые мультфильмы - это целомудрие, нежность, застенчивость, бескорыстие, скромность и материнство как таковое. Практически всегда эти интроекты завуалированы, разбавлены разноцветием сюжетно-ролевых ходов и вы не всегда их уловите, но они подобно 25-му кадру очень легко записываются нашим бессознательным, разрушая систему истинных ценностей.

Просмотрев мультфильм, дети чаще всего запоминают главных героев, обладающих определенными характеристиками. Поэтому крайне важны для осмысления именно типажи главных героев, их основные и сущностные характеристики: Шрек («Шрек») — невоспитанный, грубый; осел («Шрек») и зебра («Мадагаскар») — назойливые, навязчивые, болтливые; лев Алекс («Мадагаскар») — самовлюбленный; Алеша Попович («Алеша Попович и Тугарин Змей») — трусливый, глуповатый; Забава («Алеша Попович и Тугарин Змей») — эгоистичная, истеричная, не уважающая старших. А ведь для детей главный герой, безусловно, должен быть положительным. Это значит, что ребенок воспринимает его целиком и полностью как «хорошего», он еще не в силах определить всю сложность натуры героя, оценив, что он делает «хорошо», а что «плохо». Поэтому все, что делает любимый персонаж, ребенок воспринимает как должное. В советских мультфильмах герои прозрачно делятся на положительных и отрицательных. Ребенок способен определить, кто делает правильно, а кто — нет, и какие последствия могут быть у таких поступков.

Современные мультфильмы позиционируются как развлекательные, легкие, юмористические. Но юмор, представленный в них, зачастую злой, грубый, глупый, поверхностный и примитивный, он не вскрывает внутренний комизм ситуации. Например, с юмором показаны ситуации с причинением боли: Шрек на горке получает удар ниже пояса («Шрек»); птичка лопнула от пения, чтобы принцесса смогла взять яйца из ее гнезда на завтрак («Шрек»). Смешными представлены невоспитанность, неправильное, нарушающее все нормы поведения. Таким образом, дети усваивают, что смеяться можно над болью, унижением, невоспитанностью и пошлостью. Причем подробности такого поведения многократно повторяются, детально раскрываются, «смакуются». В советских мультфильмах юмор добрый, непошлый и безобидный.

Эстетическая составляющая современной анимации тоже часто находится на низком уровне: герои зачастую просто отталкивающие. Тот же Шрек — разве его можно назвать симпатичным? А страшные монстры и киборги из «Планеты сокровищ», а «мутированные в дебрях канализации» страшные зеленые Ниндзя, а смурфики, бакуганы или гипертрофированные феи Винкс с неимоверно тонкими талиями и нереально большими глазами? Героями же практически всех советских мультфильмов являются люди или животные, и все они вполне соответствуют эстетическим нормам.

Современные мультфильмы содержат особо низкий уровень речевой культуры: грубые, жаргонные слова, недопустимые для слуха ребенка. Примеры грубой лексики присутствуют во многих из них: «сопляк», «тупой», «тормоз», «болван», «дебил», «кретин», «полный отпад»; в сериале «Спанч Боб» есть серии с названиями «Добро пожаловать в помойное ведро», «Губка Боб и маньяк-душитель» и др. Жаргонная лексика также представлена во многих мультфильмах: «козырно», «прикольно», «пофигу», «шизовое местечко» и др. Но кроме этого, в современной анимации часто поднимающиеся недетские темы проявляются в таких выражениях: «будем рассказывать друг другу о любовных похождениях», «высокая упругая попка», «мы сексуальны!», «любвеобильная ты машина, дай ей отдохнуть!» («Шрек»). Дети будут использовать эту лексику, считая ее настоящей, живой. Именно она может лечь в основу культуры речи детей. Кроме того, разные герои многих современных мультфильмов говорят одинаковыми голосами, одинаково смеются, издают одинаковые звуки. В советских же мультфильмах герои говорят на хорошем, красивом языке, у каждого свой неповторимый голос, эмоции, звучит настоящая авторская музыка.

Однако на сегодняшний день помимо старых, добрых советских мультфильмов выпускается еще множество развивающих и обучающих мультфильмов для детей (например, некоторые серии из мультсериала «Смешарики», «Барбоскины», «Лунтик» и др.). В качестве положительного примера можно привести американскую «Историю игрушек», где движения и мимика персонажей разнообразны и хорошо прорисованы, или упомянуть «Чучу» Гарри Бардина, которая, с точки зрения психологов, содержит важные и актуальные для ребенка образы и переживания. Но самое главное - никакой мультфильм не заменит живого общения ребёнка с взрослым, в котором он так нуждается!

© Бюро семейных отношений



Просмотров: 468
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Стоит ли запрещать полностью ребёнку просмотр тех или иных мультфильмов?
  • Вред мультфильмов
  • Как мультфильмы “моделируют” психику и поведение наших детей.
  • На что опираться , выбирая мультфильмы для детей.
  • Мультфильмы и дети.
  • Полезно ли смотреть мультфильмы детям до 3-х лет?
  • Как смотреть мультфильмы
  • Мультфильмы и компьютерные игры: как они влияют на психику ребёнка
  • Мультфильмы, которые...
  • Не все мультфильмы одинаково полезны
  • Сказки и мультфильмы, как выбирать
  • Мультфильмы не так уж...
  • Чему учат мультфильмы?
  • Фильмотека (мультфильмы) для дошкольников
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • «Мир глазами ребенка» (сюжетно–ролевая игра детей разных возрастных категорий)
  • Почему отношения в парах зачастую идут под откос в первый год жизни ребенка?
  • Поведение на детской площадке: как научить ребенка вести себя
  • Рождение второго ребенка: особенности воспитания детей разного возраста
  • Агрессивное поведение ребенка Часть 2. Механизм агрессии.
  • Как не злиться на ребенка даже когда проверяешь домашние задания
  • Почему некоторые дети часто болеют. Психологические причины болезней детей.
  • Как легко влиять на ребенка. Когда дети хотят следовать за взрослым?
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • У моего ребенка агрессивное поведение... Или нет? Как развеять сомнения.
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Как агрессивное поведение ребенка влияет на родителей?
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Дети I Про развитие и способности ребенка. Реальность и заблуждения.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь