Здравствуйте, дорогие читатели. Этот цикл статей для тех, кто хотел бы помочь непослушным детям преодолеть их собственные проблемы. Возможно, у вас в доме на самом деле нет войны, но иногда возникает такое чувство, что до этого недалеко.
Для начала, постараемся понять, почему ребенок становится в позу «руки в боки», ухмыляется и заявляет: «Ты не заставишь меня!».(моя маленькая дочь говорила: «Не хочу и не буду!») Как только вы сможете ясно представить себе, почему он ведет себя так, вам будет легче прекратить боевые действия и восстановить мир.
С чего начинается непослушание.
Четыре причины, по которым можно увязнуть в борьбе за власть с детьми.
1. Стремление все контролировать. Эти дети в большинстве своем своенравные, непослушные, оценивающие мир с точки зрения того, что подвластно их контролю. Даже когда они еще ходят под стол пешком, они строят башню из кубиков только ради того, чтобы тут же эту башню развалить. Или песочный город. Они его строят только чтобы её разрушить.
Таким детям интересно только то, над чем они имеют власть. Среди них особой популярностью пользуются, например видеоигры. Хотя, они получают истинное наслаждение, убивая «наших» на экране компьютера, еще большее удовлетворение им доставляет словесная перестрелка, заставляющая взрослых в реальной жизни буквально взрываться.
Многие взрослые воспринимают такое поведение как злонамеренного, но это совершенно не так. Дело в том, что для таких детей это способ подойти к пониманию своей жизни и окружающего мира. Они пытаются определить, что поддается им, а что нет.
Таких детей обычно считают неуступчивыми и упрямыми, для них важнее всего установление своего контроля.
2. Жажда манипулировать. Эти дети обычно очень чутко улавливают реакцию других людей и используют её в своих интересах и в обществе и в семье.
3. Непризнание собственной ответственности. Очень часто непослушные дети не понимают, что они сами виноваты в возникающих проблемах. Вот простой пример. Первоклассник, назовем его Саша. Однажды зимой после окончания занятий в школе дети выбежали во двор школы и стали весело бросаться снежками. Саша вышел из школы одним из последних и остановился прямо посреди площадки, оказавшись сразу в центре сражения. Ничего удивительного, что снежок попал ему по макушке. Мальчик стремительно бросился на одноклассника, запустившего снежок, и отхлестал его по лицу.
Через какое-то время Сашу привели к психологу, поговорить о его поведении, Саша сказал: « Он намеренно бросил в меня снежком. Он хотел, чтобы я выглядел дураком». Саше не только было непонятно, что на нем самом лежит доля ответственности за случившееся (когда он встал точно между двумя группами школьников, швырявшими снежками друг в друга), но он еще и убедил себя, что одноклассник намеренно целился в него.
4. Способность переносить интенсивное отрицательное воздействие.
Это еще одна черта, отличающая непослушных детей: они обычно легко переносят конфликты.
В борьбе за влияние они просто жаждут негативных ситуаций и конфликтной обстановки. Причем на таком уровне, какого большинство взрослых не в состоянии выносить. Непослушные дети буквально за минуты пожирают и переваривают чудовищные ссоры. Другими словами, они очень выносливы в борьбе. Часто сам конфликт уже служит им наградой.
Эта черта особенно примечательна, потому что противоречит основным принципам человеческого поведения. Мы, как правило, не любим гнева. Нам не нравится, когда кто-то злится на нас. Именно поэтому большинство детей слушаются, когда родители требуют повиновения, выражаю свои отрицательные эмоции: повышают голос, грозно глядят, меняют тон.
Однако непослушные дети обычно очень хорошо переносят гнев и эмоциональные наказания. Они могут расстроиться, но обычно успокаиваются через несколько минут.
Многие родители рассказывают о случаях, когда они, ругая непослушного ребенка, кричат, топают ногами. Как только гневная тирада заканчивалась, ребенок идет в свою комнату, а через некоторое время возвращается и, как не в чем не бывало, просит что-нибудь купить в магазине или разговаривает как будто и не было ссоры.
Мать или отец, еще не пришли в себя после недавней ссоры не могут спокойно разговаривать с ребенком. На самом деле ребенок, скорее всего, уже полностью оправился от ссоры. Такие дети «поглощают все негативное, как кукурузные хлопья». Более того, им даже не нужно молока, чтобы запить конфликт.
Эту особенность нужно обязательно учитывать, если у вас такие дети. Мы часто пользуемся гневом как средством дисциплинарного воздействия. В действительности повышенный уровень отрицательного воздействия усиливает непослушание в таких детях. А не уменьшает его. Подобно тому, как губка впитывает воду, насыщается ею, эти дети чувствуют себя более значительными и могущественными в каждой новой порцией негативной подпитки.
Как с этим бороться и какими способами преодолеть это препятствие, обсудим в следующих статьях.