|
Непослушные дети: ошибки воспитания, приводящие к непослушаниюАвтор статьи: Комарова Светлана Евгеньевна
Мама: Катя, собери свои игрушки и ложись спать Катя: Мама, я устала, я не могу (делает уставший вид, просто валится с ног) Мама: Хорошо, сегодня я их уберу сама, но завтра будешь убирать ты. Мама: Вика, заправь кровать и иди завтракать. Вика: а что на завтрак, папа, а давай после завтрака поедем в магазин за куклой Мама: Вика, я что тебе сказала? Вика (не слыша маму, уже на кухне разговаривает с отцом): Папа, а чего мама опять ругается? Папа: Да она только и делает, что ругается. Не обращай внимание. Покричит и перестанет. Папа: Славик, ты снова раскидал ботинки в коридоре. Ну-ка убери иди. Мама: Не кричи на ребенка. Мешают – сам убери (идет и убирает ботинки).
Знакомые истории, не правда ли? Не доводилось ли вам задумываться над тем, почему ваши дети вас не слушаются? Не искали причин непослушания в своих воспитательных подходах? Давайте рассмотрим самые распространенные ошибки взрослых, приводящих к непослушанию у их детей. Первое, что стоит понять родителям, это то, что те правила и ограничения, которые они внушают своим детям и требуют их обязательного исполнения, детям чаще всего не понятны. Ребенок действительно может искренне не понимать, зачем ложиться спать днем, если пасть не хочется, почему нельзя бегать по лужам, если это так весело, почему нельзя кушать тогда, когда хочется, почему нужно убирать свои игрушки, если они и так нормально валяются по всей комнате… Со стороны родителей наивно полагать, что дети осознают всю необходимость выполнения того, что требуют от них родители. Особенно это касается малышей. Да и в более старшем возрасте дети, пожалуй, скорее, соглашаются и подчиняются требованиям, нежели понимают их в полной мере. Как бы родители не ругались, как бы ни кричали на детей, какие бы санкции к ним ни приняли, дети все равно хотят делать все по-своему. Наиболее остро такая модель поведения проявляется в возрасте 3-4 лет и в подростковом возрасте. Именно в эти периоды обостряется процесс эмансипации детей. Их отделение от родителей, формирование нового уровня самостоятельности. Однако, кроме этих возрастных особенностей, на проявление непослушания влияет и поведение самих родителей, тактика воспитания и согласованность в подходах воспитания между взрослыми. Одна из причин формирования модели непослушания является непоследовательность родителей в своих требованиях к ребенку. В частности, выдвинув требование, папа или мама не требуют от ребенка его исполнения по тем или иным причинам. Среди таких причин могут быть: - жалобы ребенка на усталость и плохое самочувствие, слезы, плач - наличие «защиты» от требующего родителя у другого родственника - фактический отказ родителя от своего требования, отсутствие его настойчивости - предъявление противоречивых требований. Если родители не очень усердно настаивают на выполнении требований или же отменяют их, а может быть, устав требовать, делают это за ребенка сами, последний быстро начинает понимать, что подчинять требованиям взрослого не всегда обязательно. Порой дети согласны выслушать все ругательства в свой адрес, постоять в углу, быть лишенными мультиков и прочее, лишь бы не делать то, чего не хотят, потому как все равно за них все будет сделано взрослыми. Такую модель поведения взрослых дети быстро начинают использовать для своей выгоды. Они начинают себя вести так, будто ничего не слышали, продолжая заниматься своими делами. Поэтому, выдвинув требование, папе и маме важно настоять на том, чтобы оно было выполнено. Иными словами, родители должны проявить последовательность в требованиях и их исполнении. Не менее важное влияние на развитие у детей непослушания выступает и разница в подходах к воспитанию взрослыми. Если мама что-то запрещает, а отец, наоборот, разрешает, то ребенок достаточно быстро начинает понимать, что на любые запреты матери он всегда может получить разрешение отца. Поэтому, реакцией ребенка на запрет или требование со стороны одного взрослого выступает обращение к другому для избегания подчинения требованиям первого. Для того чтобы не культивировать у ребенка непослушание, родителям следует договориться между собой относительно принципов воспитания и тех требований, которые они предъявляют к ребенку. То же самое касается и тех родственников, которые тоже принимают участие в воспитании ребенка: бабушек, дедушек и прочее. Также на непослушания влияет непоследовательность или не понимаемая ребенком последовательность взрослых в своих требованиях. К примеру, если родители запрещают ребенку бегать по лужам или валяться в снегу, но делают это не всегда, ребенку остается так и не понятным, можно в итоге валяться в снегу или нельзя. Некоторые мамы мне объясняли, что разрешают детям играть в снегу тогда, когда просто идут гулять, но запрещают, если вышли с ребенком в гости или пошли по каким-то делам. Любая противоречивость в требованиях, их непоследовательное или непонятное в последовательности предъявление (то можно, то нельзя) приводит к непониманию ребенком мотивов родителей, а значит, дает повод игнорировать требования. Для того чтобы ребенок понимал разницу в том, когда что-то делать можно, а когда нельзя, ребенку нюансы таких требований нужно разъяснять. Не редки случаи, когда родители отменяют свои требования по причине плача ребенка или же его жалоб на усталость или плохое самочувствие. Дети очень смышленые и быстро понимают, что таким способом можно избежать подчинения взрослому. Поэтому, выдвигая требование, папа и мама должны либо не реагировать на капризы ребенка, не отменять свои требования в ответ на слезы и жалобы. Более подробно о формировании капризности как черты характера ребенка я напишу в отдельной статье этого цикла. Подводя итог этой теме мне хочется сказать, что послушания ребенка добиваются последовательностью в требованиях, настойчивостью и достижением понимания ребенком требований родителей. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|