Почему непослушные дети не хотят меняться?

Автор статьи: Елена Агеева
Продолжаем разбираться, почему же непослушный ребенок не желает делать то, о чем его просят. Понять это будет легче, если представить себе, что существуют два типа проблем: «чесночные» и «гороховые». Когда вы поели чеснока, его запах вас не беспокоит, потому что вы не чувствуете своего дыхания. Но окружающие почувствуют ваше приближение за версту. Но если вы съели целую миску гороха, то возникает проблема, заметная и вам, и окружающим.

У непослушных детей «чесночная» проблема. Они замечают, что вокруг все идет не так, но убеждены, что затеял это кто-то другой. И в самом деле, если такого ребенка припереть к стенке, он чистосердечно ответит: «У меня нет никаких проблем».

Все упрямые люди, независимо он того, кто они – гиганты бизнеса или дети, заботятся только об удовлетворении собственных нужд, их не волнует, что о них думают другие.

Во время работы школьным психологом мне приходилось сталкиваться с такими детьми и они считали, что у них нет проблем – это учителя плохие и «предки» достали.

Вот пример классического случая «чесночной» проблемы:

Старшеклассник несколько уроков не делает домашнюю работу и не приносит учебник. Учитель ставит двойку. Мама интересуется почему.

Сын – я потерял учебник

Мать – почему не искал, почему не взял у одноклассника пока свой не найдешь?

Сын – почему она сразу ставит два, ну нет у меня учебника!

Мать – кого это волнует?

Сын – да достала она, чуть что, сразу два. Я  что виноват, что у меня учебника нет.

 Чтобы избавиться от «чесночной» проблемы таких детей нужно поставить перед проблемой, которая беспокоит в основном их самих, а не вас.

 Понять, что движет непослушным ребенком, легко, если сравнить двух животных: лошадь и верблюда.

Лошадей относят обычно к животным с позитивной мотивацией в поведении. Им нравится доставлять радость своим хозяевам, они готовы работать за ласковое слово, за кусочек сахара или за другое угощение. Лошади – хорошие рабочие животные, но они неспособны выжить в некоторых условиях. Допустим, вам нужно пересечь пустыню Сахару.  Если вы возьмете с собой лошадь, она не сможет долго работать в экстремальных условиях пустыни. Лошади, скорее всего, начнут страдать от обезвоживания и быстро умрут. «Пролет!» - говорят в таких случаях непослушные дети.

Верблюды обладают поразительной способностью переносить экстремальные условия.

В отличии от лошадей в поведении верблюдов преобладает негативная мотивация. Во время трудного перехода прямо посреди пустыни верблюд может плюхнуться на песок, чтобы передохнуть. Вы будете вставать на колени, умолять и обещать разнообразные награды – бесполезно. Если обещать такому верблюду, что впереди его ждет вода, то и тогда он не поднимется.

Представьте, что верблюд может разговаривать. Вот что он, наверное, сказал бы: «Ха, мне не нужно никакой воды. У меня и так хватит воды. Видишь этот большой горб на спине? Впрочем, спасибо за предложение».

Обещание накормить – тоже неэффективный стимул.

«У меня в горбу и еды полно, - сказал бы, вероятно, верблюд. – Не беспокойся обо мне. Ступай себе дальше по тропе, а со мной ничего не случится».

Если бы этот верблюд понимал вас, его много было бы попробовать испугать рассказами о старших песчаных бурях, случающихся в пустынях, когда воющий ветер поднимает тучи острых как бритва песчинкой и несет их с такой силой, что в кровь исполосует кожу человека.

«Да, но у меня толстая крепкая шкура», ответил бы верблюд, помаргивая многослойными веками, которые защищают его глаза от песчинок, поднятых ветром.

Опытный всадник знает об этом и, когда его верблюд вдруг устраивает сиесту посреди Сахары, не расстраивается. Он просто достает из поклажи немного хвороста, лопатку и заходит животному сзади. Здесь наездник выкапывает ямку, кладет в нее хворост и зажигает спичку. Очень скоро верблюд чувствует, что происходит что-то неприятное, и очень быстрорешает: нужно что-то сделать, чтобы уйти от этой боли.

Многие непослушные дети больше похожи на верблюдов, чем на лошадей. Когда взрослые пытаются найти к такому ребенку подход, аналогичный тому, какой применяют к лошадям: урезонивая его, обещая вознаграждение или подробно объясняя им, почему нужно выполнить то или иное задание, этот ребенок сразу дает вам понять, что «лошадиной» реакции от него не дождаться.

На самом деле такие дети часто предпочитают иметь дело с негативными реакциями. Когда они видят, как родитель или учитель выходит из себя или ставит плохие отметки в дневник, то получают от этого больше удовлетворения, чем от самого выполнения дела, о котором их попросили.

Кроме того, как уже говорилось, способность непослушного ребенка вынести заряд отрицательных эмоций значительно выше, чем у любого взрослого. Непослушный ребенок спокойно вынесет все уничижительные замечания, какие вы только бросите ему.

Баланс положительных и отрицательных стимулов

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок перестал себя вести как верблюд, вам нужно найти какой-то способ развести под ним костер. В фигуральном смысле такой огонь можно разжечь, если разумно использовать возможные отрицательные последствия, чтобы они дополняли те вознаграждения, которые вы обычно используете для мотивации ребенка.

Такая система положительных и отрицательных стимулов приносит свои плоды, потому что она основана на двух главных обстоятельствах, которые заставляют вести себя по другому: на стремлении избежать боли и желании получить удовольствие.

Вообще мы, люди, меняемся только по двум причинам: либо потому, что мы чего-то очень сильно жаждем, либо потому, что мы чего-то очень сильно хотим избежать.

Если мы хотим денег, статуса, образования или чего-то еще, мы сделаем все возможное, чтобы это получить. Но если мы сталкиваемся с неприятными ситуациями, у нас может возникнуть стимул к переменам потому только, что нам не нравятся такие ситуации и хочется выйти из них. Сочетание позитивных и отрицательных стимулов имеет успех.

Непослушным детям, как правило, для изменения поведения недостаточно того, что кто-то другой хочет этого. Именно этого не понимают многие родители и учителя. Они машут «морковками» перед носом ребенка, пытаясь заставить его вступить в разговор, наставить его на путь истинный. Но такой подход не срабатывает, потому что непослушные дети и так уже знают, как добиваться желаемого без всяких положительных стимулов.

Эти дети и так чувствуют себя вполне комфортно, им незачем хотеть перемен в собственном поведении.

Следует помнить, что хотя непослушные дети больше походят на верблюдов, они не станут реагировать только на одни негативные стимулы. Им нужно сочетание положительного и отрицательного. Если вы будете давить одними лишь положительными (или отрицательными) стимулами, ничего, кроме досады, вы не добьетесь, а ребенок не изменится. Понимание этого – ключ к переменам.

Непослушный ребенок, поняв, что его родители больше, чем он сам, беспокоятся о его поведении и успехах, выбирает путь наименьшего сопротивления. Если кто-то другой будет больше переживать и больше стараться найти решение, дети с радостью позволят этому человеку обо всем позаботиться.



Просмотров: 469
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему дети врут? Что делать, если ребенок обманывает?
  • Я хочу чтобы муж меня обнимал, не потому что я этого хочу, а потому что он этого хочет...
  • «Почему кто-то имеет право ставить мое счастье под сомнение, только потому то у меня чего-то нет?»
  • Детский сад какой-то! Если родители ведут себя как дети...
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Если дети врут, значит это кому-нибудь нужно?
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • Мама, ты меня любишь? Почему дети задают этот вопрос?
  • Абортированные дети моей матери. А кто я, и почему у меня непонятные мысли? Замещающий ребенок
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Как заставить себя работать, если очень не хочется
  • Нужно ли «занижать планку», если тебе больше 30, но ты хочешь замуж
  • Если он меня больше не хочет ... Вопрос мужской «силы»
  • Хочу, чтобы в моей жизни больше не было проблем. Вы уверены, что и правда этого хотите?
  • Если хотите, чтобы ваш ребенок читал.
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Почему взрослые дети вам не звонят и не говорят как на самом деле у них дела?!
  • Если очень нужно замуж, то побудь одна...
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Подростковая агрессия: что нужно сделать, чтобы наши дети стали добрее?
  • «То, что тебе нужно знать о моей злости. Особенно, если ты любишь меня…»
  • Денег станет больше, если применить этот древний секрет
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Если ты хочешь мама, чтобы я стал взрослым – держись от меня подальше…
  • Почему люди не ходят к психологам? (Даже если очень прижмёт)
  • Гиперактивные дети: что нужно знать, чтобы готовить их к школе?
  • Дети интроверты. Почему ребенок замыкается в себе. Пример песочной расстановки.
  • Люди хотят, чтобы было по-ихнему. Но по-ихнему не будет, потому что нет такого слова!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь