|
Почему непослушные дети не хотят меняться?Автор статьи: Елена Агеева
Продолжаем разбираться, почему же непослушный ребенок не желает делать то, о чем его просят. Понять это будет легче, если представить себе, что существуют два типа проблем: «чесночные» и «гороховые». Когда вы поели чеснока, его запах вас не беспокоит, потому что вы не чувствуете своего дыхания. Но окружающие почувствуют ваше приближение за версту. Но если вы съели целую миску гороха, то возникает проблема, заметная и вам, и окружающим.
У непослушных детей «чесночная» проблема. Они замечают, что вокруг все идет не так, но убеждены, что затеял это кто-то другой. И в самом деле, если такого ребенка припереть к стенке, он чистосердечно ответит: «У меня нет никаких проблем». Все упрямые люди, независимо он того, кто они – гиганты бизнеса или дети, заботятся только об удовлетворении собственных нужд, их не волнует, что о них думают другие. Во время работы школьным психологом мне приходилось сталкиваться с такими детьми и они считали, что у них нет проблем – это учителя плохие и «предки» достали. Вот пример классического случая «чесночной» проблемы: Старшеклассник несколько уроков не делает домашнюю работу и не приносит учебник. Учитель ставит двойку. Мама интересуется почему. Сын – я потерял учебник Мать – почему не искал, почему не взял у одноклассника пока свой не найдешь? Сын – почему она сразу ставит два, ну нет у меня учебника! Мать – кого это волнует? Сын – да достала она, чуть что, сразу два. Я что виноват, что у меня учебника нет. Чтобы избавиться от «чесночной» проблемы таких детей нужно поставить перед проблемой, которая беспокоит в основном их самих, а не вас. Понять, что движет непослушным ребенком, легко, если сравнить двух животных: лошадь и верблюда. Лошадей относят обычно к животным с позитивной мотивацией в поведении. Им нравится доставлять радость своим хозяевам, они готовы работать за ласковое слово, за кусочек сахара или за другое угощение. Лошади – хорошие рабочие животные, но они неспособны выжить в некоторых условиях. Допустим, вам нужно пересечь пустыню Сахару. Если вы возьмете с собой лошадь, она не сможет долго работать в экстремальных условиях пустыни. Лошади, скорее всего, начнут страдать от обезвоживания и быстро умрут. «Пролет!» - говорят в таких случаях непослушные дети. Верблюды обладают поразительной способностью переносить экстремальные условия. В отличии от лошадей в поведении верблюдов преобладает негативная мотивация. Во время трудного перехода прямо посреди пустыни верблюд может плюхнуться на песок, чтобы передохнуть. Вы будете вставать на колени, умолять и обещать разнообразные награды – бесполезно. Если обещать такому верблюду, что впереди его ждет вода, то и тогда он не поднимется. Представьте, что верблюд может разговаривать. Вот что он, наверное, сказал бы: «Ха, мне не нужно никакой воды. У меня и так хватит воды. Видишь этот большой горб на спине? Впрочем, спасибо за предложение». Обещание накормить – тоже неэффективный стимул. «У меня в горбу и еды полно, - сказал бы, вероятно, верблюд. – Не беспокойся обо мне. Ступай себе дальше по тропе, а со мной ничего не случится». Если бы этот верблюд понимал вас, его много было бы попробовать испугать рассказами о старших песчаных бурях, случающихся в пустынях, когда воющий ветер поднимает тучи острых как бритва песчинкой и несет их с такой силой, что в кровь исполосует кожу человека. «Да, но у меня толстая крепкая шкура», ответил бы верблюд, помаргивая многослойными веками, которые защищают его глаза от песчинок, поднятых ветром. Опытный всадник знает об этом и, когда его верблюд вдруг устраивает сиесту посреди Сахары, не расстраивается. Он просто достает из поклажи немного хвороста, лопатку и заходит животному сзади. Здесь наездник выкапывает ямку, кладет в нее хворост и зажигает спичку. Очень скоро верблюд чувствует, что происходит что-то неприятное, и очень быстрорешает: нужно что-то сделать, чтобы уйти от этой боли. Многие непослушные дети больше похожи на верблюдов, чем на лошадей. Когда взрослые пытаются найти к такому ребенку подход, аналогичный тому, какой применяют к лошадям: урезонивая его, обещая вознаграждение или подробно объясняя им, почему нужно выполнить то или иное задание, этот ребенок сразу дает вам понять, что «лошадиной» реакции от него не дождаться. На самом деле такие дети часто предпочитают иметь дело с негативными реакциями. Когда они видят, как родитель или учитель выходит из себя или ставит плохие отметки в дневник, то получают от этого больше удовлетворения, чем от самого выполнения дела, о котором их попросили. Кроме того, как уже говорилось, способность непослушного ребенка вынести заряд отрицательных эмоций значительно выше, чем у любого взрослого. Непослушный ребенок спокойно вынесет все уничижительные замечания, какие вы только бросите ему. Баланс положительных и отрицательных стимуловЕсли вы хотите, чтобы ваш ребенок перестал себя вести как верблюд, вам нужно найти какой-то способ развести под ним костер. В фигуральном смысле такой огонь можно разжечь, если разумно использовать возможные отрицательные последствия, чтобы они дополняли те вознаграждения, которые вы обычно используете для мотивации ребенка. Такая система положительных и отрицательных стимулов приносит свои плоды, потому что она основана на двух главных обстоятельствах, которые заставляют вести себя по другому: на стремлении избежать боли и желании получить удовольствие. Вообще мы, люди, меняемся только по двум причинам: либо потому, что мы чего-то очень сильно жаждем, либо потому, что мы чего-то очень сильно хотим избежать. Если мы хотим денег, статуса, образования или чего-то еще, мы сделаем все возможное, чтобы это получить. Но если мы сталкиваемся с неприятными ситуациями, у нас может возникнуть стимул к переменам потому только, что нам не нравятся такие ситуации и хочется выйти из них. Сочетание позитивных и отрицательных стимулов имеет успех. Непослушным детям, как правило, для изменения поведения недостаточно того, что кто-то другой хочет этого. Именно этого не понимают многие родители и учителя. Они машут «морковками» перед носом ребенка, пытаясь заставить его вступить в разговор, наставить его на путь истинный. Но такой подход не срабатывает, потому что непослушные дети и так уже знают, как добиваться желаемого без всяких положительных стимулов. Эти дети и так чувствуют себя вполне комфортно, им незачем хотеть перемен в собственном поведении. Следует помнить, что хотя непослушные дети больше походят на верблюдов, они не станут реагировать только на одни негативные стимулы. Им нужно сочетание положительного и отрицательного. Если вы будете давить одними лишь положительными (или отрицательными) стимулами, ничего, кроме досады, вы не добьетесь, а ребенок не изменится. Понимание этого – ключ к переменам. Непослушный ребенок, поняв, что его родители больше, чем он сам, беспокоятся о его поведении и успехах, выбирает путь наименьшего сопротивления. Если кто-то другой будет больше переживать и больше стараться найти решение, дети с радостью позволят этому человеку обо всем позаботиться. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|