|
«Материнская любовь»Автор статьи: Юлия Фефилова
«Материнская любовь».
Прочитала недавно книгу «Путь Мастера Ю»- история о жизни грандмастера Тхэквондо ( Бьон Ю), рассказанная им самим.
Испытываю противоречивые эмоции от прочитанного. Расскажу об одном зацепившем меня моменте, который вызывает во мне гнев, несогласие, возмущение: о «материнской любви». Так называется бамбуковая палка, которой мастер единоборств щедро одаривает своих учеников, когда у тех что-то не получается или они недостаточно стараются.
Автор книги вспоминает с большой благодарностью о «материнской любви». Да, такая вот традиция, которая бережно передавалась из поколения в поколение. А мы все знаем, как сложно отказаться от традиции своей культуры, нарушить порядок вещей, пойти против системы. Как сложно хотя бы увидеть в глубокой традиции не благо. Когда я читала, я чувствовала ломку в теле, такое сильное сопротивление этому включалось.
Думаю, что те, кто знаком с боевыми искусствами, знают, что есть тренеры воспитанные такой же «материнской любовью». И считают это прекрасной мотивацией, которая отлично работает.
Видела как-то кадры, где тренер бьет на тренировке ребёнка ногами в голову за неудачу в спарринге (случайно сняли чьи-то родители). В комментариях он называет это частью тренировочного процесса ( мол ребёнок был в защите и удары были несильные). И многие родители тренера поддержали, ведь он так «настоящих мужиков» воспитывает. Он - тренер, знает, что делает.
А знаете почему меня так ломает, когда я читаю о «материнской любви»? Потому что я вижу много детей, которые испытывают насилие дома или в соц.учреждениях (и не обязательно это - физическое насилие) от людей, которым они не могут ответить, а часто и от людей, которых они любят и доверяют. Психика устроена таким образом, что в ответ у детей тоже рождается агрессия, но она не направлена адресату, туда нельзя (это или небезопасно, или невозможно в голове даже представить, что любимый тобой взрослый человек делает что-то не так, что он не прав. ). Поэтому часто эта агрессия не осознается, но рвётся наружу, как и любая невыраженная эмоция и перенаправляется в другую сторону - на других детей, например или на самих себя ( аутоагрессия). И вот уже можно проследить продолжение: как эти дети проявляют жестокость к другим детям или к животным, или к самим себе. Или эту агрессию стерегут до поры до времени другие чувства: стыд, страх, вина. И тогда дети находятся в хроническом стрессе, все время напряжены.
А ещё я вижу взрослых мужчин и женщин, которые перепутали на кого они злятся на самом деле. И вижу, как много пассивной агрессии ( такой завуалированной, невыраженной напрямую агрессии). И все это - продолжение «материнской любви». Это чаще всего неосознанные процессы, но в терапии становятся видны эти цепочки.
Героя книги это не обошло стороной, он потом в книге много пишет о своих неконтролируемых вспышках агрессии (к ученикам или соперникам в поединках). Вот только он не связывает это с «материнской любовью» и с другим эпизодами агрессии и насилия к нему, как к ребёнку. Он будучи человеком взрослым продолжает испытывать благодарность и считает, что это было хорошо и правильно для него, что он хорошо знает кто он есть и как он к этому пришёл. Больно это читать.
А агрессия тем временем никуда не исчезает. Она не рождается в нас сама. Ей учат, когда проявляют ее. И так она передаётся из поколения в поколение ( если, конечно не появляется вдруг осознанность на кого на самом деле она направлена и что на самом деле со мной происходит). В нашем обществе очень много агрессии и в связи с этим очень много напряжения, что нетрудно увидеть.
И если сегодня у тренера на тренировке нет палки, это не значит, что на тренировках ( или школьных уроках) нет насилия. Есть. Особенно много пассивной агрессии в виде колких замечаний, оскорблений и т д ( Нейропсихолог Марианна Безруких говорит о том, что даже неспособность тренера/преподавателя создать доброжелательную атмосферу во время занятий - уже есть насилие. И любое регулярное насилие создаёт хронический стресс у детей).
Что чувствуют дети, когда к ним проявляют насилие? Страх. Вину. Стыд. Но страх/вина/стыд - это плохая мотивация в спорте. Через такие чувства никогда не попасть в потоковое состояние, где возможны по-настоящему большие прорывы и достижения. На фоне таких чувств невозможно получать удовольствие и радость от тренировок, невозможно раскрыть свой потенциал, невозможно быть в гармонии с собой и с тем, что ты делаешь.
Насилие на тренировке ( пассивная агрессия тоже сюда) рождает у спортсмена страх, напряжение, невозможность ясно мыслить, ощущение небезопасности.
Дети ( да и многие взрослые ) ещё неспособны оценить: как со мной можно обращаться, а как нет, правильно ли тренер/учитель поступает, являются ли его слова и действия насилием.
«Это закаляет мужчину», говорят мужчины, которых били. Знаете, я за то, чтобы мужчина встречался с трудным в своей жизни: препятствиями, сложными задачами,вызовами, драконами - об это мужчины растут, крепчают, находят свои ресурсы, познают себя. Это очень важные моменты.
Но такие встречи с трудностями -это это не про боль, страх и вину, которые делают мышление очень узким, тело напряженным а контакт с собой и с миром очень непрочным. Насилие - это про потерю глубинного доверия, про отказ чувствовать, про невозможность расслабиться, про гиперконтроль, которые помогают выдерживать это насилие, когда ты ребёнок и твоя психика ещё недостаточно крепка. Но которые мешают жить, дышать полной грудью, видеть и реализовывать свой потенциал, создавать близкие отношения, когда ты взрослый мужчина.
Очень хотелось бы, чтобы детей учили различать, что является насилием; учили понимать свои эмоции; учили, что такое личные границы; учили как с ними нельзя поступать, даже если это тренер, учитель, родитель, люди имеющие определеную власть над ребёнком.
P.S. Злость, гнев - это здоровая энергия, нужная для защиты себя, своих границ, своих потребностей, движения вперёд, достижения целей и т д. Но если эта энергия идёт не на достижения, не на защиту себя, а проявляется, как насилие, там, где тебе ничего не угрожает, то это разрушает. Разрушает и и того, кто проявляет насилие и того, на кого оно направлено.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|