|
Боль и насилие при медицинских процедурах у детейАвтор статьи: Еремина Маргарита
Сегодня хочу затронуть тему боли при медицинских процедурах у детей. Каждый родитель сталкивается с необходимостью время от времени обследовать и лечить своего ребёнка. А медицинские процедуры часто бывают как минимум дискомфортны, а иногда и достаточно болезненны.К сожалению, до сих пор бытует мнение, что боль - это необходимость, нечто нормальное, «мне тоже было больно, и ничего, вырос(-ла)». И только в каких-то приватных обсуждениях очень распространены истории о том, как в детстве пришлось пережить такую боль или ситуацию, что потом человек отказывался от помощи врачей даже при серьезных заболеваниях. Что же происходит с ребёнком, откуда травма? Ребенок изначально считает, что родитель его любит и защищает, ребёнок доверяет родителю. Дальше происходит следующее: этого ребёнка любящий родитель приводит к чужому человеку, отдаёт в руки, улыбается этому человеку и уходит. Как правило, никак не предупреждая ребенка ни о чём. А этот человек без объяснения и спроса начинает делать что-то с телом, при этом ребёнок испытывает страх, боль и ощущение уязвимости. Он ничего не может сделать, у него нет выбора. А единственный его защитник оставил его. Какие выводы может сделать ребёнок из этой ситуации: Я плохой? Почему мама (папа) ушла? Мама (папа) знает, что со мной делают?; Мир - страшное место, потому что в любой момент улыбающийся человек может сделать мне больно; Моё тело мне не принадлежит, кто угодно может с ним сделать что угодно; Я беспомощен(на), я не могу влиять на ситуацию, и т.д. Другая ситуация, когда родители находятся рядом, тогда ситуация становится ещё страшнее: Родители хотят, чтобы мне было больно - Я точно плохой. Никто никогда меня не защитит и не спасет, потому что тот, кто должен - стоит и допускают это. Со мной и моим телом можно делать такое, можно делать больно, и раз родители допускают это, значит, это нормально, так и надо. Ещё есть такие усугубляющие моменты, как уверения родителей до процедуры, что больно не будет. И тогда ребенок перестаёт верить родителям. Если родители и врачи говорят в процессе, что это не больно, то ребенок теряет связь с реальностью и своим телом. Он чувствует боль, но и верит родителю, который говорит, что боли нет. А также после, когда родители говорят: и чего было плакать, две минуты, и всё, не из-за чего так плакать. Происходит обесценивание чувств, переживаний ребёнка. Сюда же сравнения с другими детьми (а вот та девочка не плакала!) или аргументация по типу: «Мальчики не должны плакать». И всё это происходит не из-за жестокости родителей, а из желания помочь ребёнку и при этом незнания того, как можно помочь, и из своего страха и неуверенности перед авторитетом врачей. А ещё от того, что в нашем обществе принято не учитывать потребности психики, но принято разделять психику и тело, будто они могут существовать друг без друга, но это тема следующего поста. Последствия таких травм могут сопровождать человека всю его жизнь, влиять на выбор партнёра, на поведение в экстренных ситуациях, повышают риски различных заболеваний. Что же можно сделать в ситуации, когда лечение необходимо: 1. Говорить с ребёнком, даже младенцем. Сообщать о том, что Вы планируете делать. Если собираетесь к врачу, говорите, что едете к врачу. 2. Говорить правду. Укол в палец - это больно. Нет, это не комарик, это неприятно, но Вы будете рядом. 3. Предупреждать и спрашивать разрешения перед любыми манипуляциями и даже прикосновением врача к ребёнку. То есть если это младенец, то его нужно предупреждать, более взрослого ребенка спрашивать перед осмотром. 4. Быть рядом, сейчас можно добиться присутствия практически при любых процедурах, если это операция под наркозом, то быть при введении наркоза и при отхождении от наркоза. 5. Говорить о вере в ребёнка. О том, что он сильный и выносливый. О том, что он уже сталкивался с подобным и справился, и сейчас тоже справится. 6. И вот здесь очень важное: не соглашаться на сильно болезненные процедуры без обезболивания и уверенности в том, что это единственный вариант. Не соглашаться на массаж до боли, на лечение зубов через ор, на процедуры при удержании за руки-ноги и тд. Это бесчеловечно и ломает психику. 7. Помнить, что Вы, именно Вы - защитник своему ребёнку, и если есть сомнение в действиях врача, берите ребенка и уходите. Если врач не спрашивая и не предупреждая хватает ребенка и что-то начинает делать - не разрешайте, уходите. Если врач обесценивает, ругает Вашего ребенка - уходите! Если врач запугивает Вас и давит на авторитет - уходите. 8. В процессе какой-то процедуры утешайте, объясняйте, сопереживайте, но оставайтесь спокойны. Если мама/папа боится, ребёнок тоже боится. Если родитель спокоен, это помогает ребёнку справиться с волнением. 9. Договаривайтесь. Пусть у ребёнка будет выбор. Даже если выбор условный. Пусть это будет день с хорошим настроением, а после неприятной процедуры будет приз за мужество. А если ребёнку нужно чуть больше времени на подготовку - пусть оно у него будет. Ему можно помочь, придумав вместе историю о том, как кто-то справился с похожей сложностью и стал ещё сильнее и здоровее, например. Можно рисовать и побеждать страхи, можно придумать много всего, если играть в одной команде с ребёнком. И отдельно хочу ещё раз сказать: Вы - родитель, и Вы имеете право защищать и беречь своего ребёнка! Даже перед врачами, если это необходимо. В нашей стране достаточно врачей, которые уважительно относятся к своим пациентам.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|