|
Особенности воспитания в Беларуси, наказание.Автор статьи: Глагола Светлана Сергеевна
Еще одним важным аспектом, на мой взгляд, является то, что много мам воспитывают своих детей одни, по причине частых командировок пап. В такой ситуации система воспитания носит не регулярный характер. Мамы часто за один и тот же проступок могут или наказать, или вообще ничего не сказать в силу загруженности. Если же в силу обстоятельств воспитанием занимаются бабушки и дедушки, то это совсем другой вид воспитания. Все эти особенности приходятся на одного ребенка. Таким образом в силу всего перечисленного наши дети живут в непостоянной системе поощрения и наказаний, в которой непонятно как же лучше поступить: как хочется или как говорят. Чаще всего, когда родители приводят ребенка к психологу, их запрос звучит как "помогите - он неуправляемый". Но обычно на деле оказывается, что у родителей нет четких требований по отношению к ребенку и ребенок не понимает, что от него хотят. В такой семье любые наказания не будут иметь успеха, по причине отсутствия постоянных условий и требований. Важно озвучить, чего действительно нужно избегать:
Я для себя под «наказанием» понимаю метод обозначения границ дозволенного. Другими словами, целью наказания должно выступать объяснение ребенку, что можно, а что нельзя и не принято в том окружении, в котором он родился. Делается это для того, чтобы уберечь его от опасной среды или для дальнейшей социализации в данном обществе. Следовательно, родителям прежде чем наказывать, нужно доступно и понятно, в соответствии с возрастом объяснить ребенку, чего они от него ожидают и чему хотят научить. Чаще всего, родители наказывают не за проступки, а скорее от бессилия или чтобы "выпустить пар". Они не могут или не знают, как донести до ребенка то, чего от него ждут. · Есть родители, которые копируют модель воспитания своих родителей и в этом случае не задумываются, а просто повторяют то, к чему привыкли сами. · Бывает, что отцы и матери, которые в силу личностных особенностей не обладают способами регуляции собственных чувств и эмоций. Когда процессы возбуждения сильнее торможения, они просто срываются на более слабого и беззащитного - на своего ребенка. Также существует группа родителей, которые уверены в собственной безнаказанности. Если понаблюдать внимательно за своим ребенком, то всегда можно найти альтернативу физическим наказаниям. Существует достаточно много инструментов для возможности воздействовать на ребенка не прибегая к насилию, например:
Когда я работаю с подростками, то чаще всего они жалуются, что родители требуют от них то, чего не делают сами. На деле оказывается, что как это не странно, но так оно и есть. Дети растут, а взрослые продолжают относиться к ним как к маленьким. Требуют как от взрослых, а относятся как к маленьким. В силу максимализма никакой вид наказаний в такой ситуации не сработает. В данном случае родителям нужно сначала сделать переоценку своих требований и поменять отношение к ребенку. Подводя итоги, хотелось бы обратить внимание родителей, что фокус внимания нужно смещать с наказания до постоянства своих требований и ожиданий к ребенку. Если семейная ситуации понятна и требования всегда одинаковые, ваш ребенок очень быстро сам научится вести себя без регуляции из вне. Из моего интервью для газеты Вечерний Бобруйск", январь 2020 год Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|