|
Мама-контейнер для эмоцийАвтор статьи: Селякова Ирина Сергеевна
Способность справляться с собственными аффектами и переживаниями не дана людям от рождения. Человек приходит в мир незрелым не только с биологической точки зрения, его психика рождается и проходит становление в течении длительного времени, а ее здоровое развитие возможно лишь только при участии чуткого и заботливого окружения. Поэтому задачей родителей является не только забота о физическом благополучии ребенка - обеспечить питанием, теплом, гигиеной, но и регуляцией эмоциональных состояний, просто потому что ребенок самостоятельно это сделать не может. Как воспринимает мир младенец в первые недели жизни? Новорожденный не в состоянии распознавать свои потребности. Его ощущения можно описать как эмоциональный хаос, который отличается своей интенсивностью и непереносимостью. Холод, голод, физический дискомфорт, недостаток или избыток впечатлений на данном этапе пока еще не разделились на отдельные чувства и сливаются в общее ощущение неудовольствия. Можно сказать просто – пока у младенца есть два эмоциональных состояния - состояние удовольствия и неудовольствия. Этим не исчерпываются особенности нашей ранней эмоциональной жизни – в первый год все эмоции переживаются психосоматически, т.е. эмоциональные аффекты пока не отделены от телесного реагирования. На практике это означает, что если мама вовремя не подошла, или неправильно определила актуальную потребность – младенец не просто кричит - все его физиологические системы работают в большом напряжении. Часть реакций опосредованные активизацией симпатической нервной системы можно наглядно увидеть - кожа краснеет, дыхание учащается, мышечный тонус повышается, но есть часть реакций, которые внешне не проявляют себя, например, подавляющее влияние кортизола-гормона стресса на иммунную систему. Не получая адекватного отклика на свою потребность, ребенок испытывает сильнейшее напряжение и переполняющий ужас, но смягчить эти переживания и самостоятельно успокоиться он не может. Для этого младенцу нужен другой - тот, кто будет способен идентифицироваться с ним, сможет буквально почувствовать его ужас, но не наполниться им, а суметь эти сильные эмоции переработать, смягчить, и уже в переработанном виде вернуть ребенку. Потенциально это может быть любой чуткий ухаживающий взрослый (бабушка, папа, няня и т.д ), но, если мы говорим о младенце, то матери в ее особенном гормональном состоянии, которое помогает ей настроиться на понимание невербального языка ребенка, «почувствовать его боль», идентифицироваться с ним, это сделать гораздо проще. Для того чтобы показать этот интерактивный процесс взаимодействия матери и младенца, британский психоаналитик У.Бион ввел понятие контейнирование. Мать выполняет функцию контейнера, который не просто принимает эмоции ребенка, непереносимые им в силу незрелости психики, а перерабатывает их, трансформирует, возвращая обратно уже в адаптированном виде, благодаря чему эти эмоции усваиваются младенцем как «свои». Благодаря эмоционально настроенной и чуткой маме ребенок со временем учится различать свои переживания и уже самостоятельно справляться с ними. Важно, чтобы мама была способна почувствовать эмоции ребенка, но не была захвачена ими, т.е. гнев, отчаянье, и др. сильные чувства, которые проецирует на нее собственный ребенок, не должны в норме действовать деструктивно, получается ей самой нужно уметь контейнировать себя. Если мать по каким-то причинам не может почувствовать своего младенца, распознать его потребности, и при этом сама находится в панике от своей беспомощности, она не только не может помочь справиться ребенку с его переживаниями, но и еще больше усиливает их, возвращая эмоции обратно уже вместе со своей тревогой. В результате нарушения эмоциональной регуляции, ребенок остается один на один с переполняющими его аффектами, которым пока нет даже названия (одна из важных задач мамы заключается в вербализации аффектов, для того чтобы ребенок мог понимать свои потребности и испытываемые чувства). В здоровом варианте развития - речь матери позволяет новорожденному выделять и давать название пока нечетко оформленным телесным возбуждениям, благодаря чему через какое-то время младенец начинает различать испытываемые чувства (это я проголодался или соскучился и хочу на ручки, болит животик или замерз и т.д.), что позволяет в последствии еще лучше узнавать себя и налаживать связь с внешним миром. Таким образом, мама помогает малышу постепенно выстраивать свой внутренний «контейнер» для эмоций. Отсюда становится очевидно насколько важна материнская чуткость и компетентность, т.е. уметь правильно распознать потребность и вовремя реагировать на нее. Как бы ни ценно было бы грудное вскармливание, но если на желание телесного контакта или общения, на потребность в новых впечатлениях, необходимых развивающейся психике, мать реагирует, например, очередным кормлением - это формирует определенные нарушения в регуляции эмоциональной и поведенческой сферы. К сожалению, в нашей стране превалирует не только биологически редуцированный педиатрический подход к потребностям младенческого периода, который концентрирует весь фокус родительского внимания на сугубо физиологических потребностях (прибавках в весе, количестве высосанных ребенком миллилитров молока, оптимальном режиме температуры и влажности воздуха и т.д ), но и широко распространены воспитательные стратегии, которые отнюдь не способствуют развитию эмоциональной зрелости. Всем знакомы выражения: «Поплакать полезно, плачет - легкие развивает», «Не приучай к рукам» и т.д., а малыши постарше вместо помощи в развития навыка справляться со стрессом будут слышать: «Как тебе не стыдно!», «Успокойся», «Хватит ныть!», «Сколько можно?!», «Мы же договаривались, что ты не будешь капризничать!» и т.д. Фактором, который мешает родителям оптимальным образом чувствовать и реагировать на потребности своего малыша - является неполноценность своего собственного «контейнера». Далеко не все взрослые могут справляться с контейнированием даже собственных чувств, просто потому им в младенчестве также не помогли выстроить собственный контейнер. Есть типичные варианты родительского ответа в таких ситуациях: 1.Блокировка эмоций- Родитель просто не в состоянии уловить эмоции малыша, прикоснуться к ним, потому что самому больно и невыносимо - он будет делать все возможное, чтобы как можно быстрее прекратить, «выключить» страдание, не пытаясь настроиться эмоционально и разделить переживания. В попытках, например, успокоить плачущего малыша будут использованы все способы «обеззвучить младенца - закрыть ему рот - грудью, пустышкой, интенсивно укачать в коляске, кроватке или, если ребенок постарше – есть простое решение - просто дать гаджет … Цель может быть достигнута, ребенок замолчит, вот только родитель в это время эмоционально далеко, а у ребенка не развивается навык саморегуляции. 2. Родитель возвращает младенцу эмоции, усилив их своей тревогой Это те ситуации, когда переживания ребенка оказывают разрушающее действие на родителя: т.е. мама идентифицируется с младенцем, его отчаянье или гнев просто затапливают ее психику, и в попытке избавиться от невыносимых для нее эмоций, мать возвращает их ребенку в комплекте со своими собственными сильными чувствами. Например, мать, которая не может успокоить младенца, может начинать чувствовать вину и злость за то, что она не справляется с ситуацией. Ее собственная тревога мешает ей еще больше прислушаться к ребенку, и в результате она возвращает ребенку не только его собственные переживания, но и присоединяет к ним свои. Что происходит с ребенком, оставленным без эмоциональной подстройки? Для того, чтобы хоть как-то справляться с невыносимыми переживаниями, ребенок вынужден развивать примитивные защитные механизмы: - диссоциировать (отключаться от сильных эмоций и не чувствовать их), что может выглядеть достаточно удобно для окружающих, например, как глубокий сон в период младенчества -телесное отреагирование (соматизацию). Если ребенок не получает адекватной эмоциональной регуляции, то автоматические физиологические реакции могут на всю жизнь оставаться единственной возможностью для выражения эмоциональной активности. Такие дети, а впоследствии и взрослые люди в состоянии эмоционального напряжения будут испытывать разнообразные физические симптомы – от дискомфорта в животе и расстройства кишечника до кожного зуда и хронических болей. Научиться понимать свои переживания и справляться с ними - сложный навык, который не может развиваться самостоятельно по мере роста ребенка. Развитие данной способности будет напрямую зависеть от ежедневного взаимодействия с матерью и другими близкими людьми. Прежде чем ребенок научится регулировать свои эмоции, его мозг должен развить множество связей между нейронами. Эти связи смогут развиться через многократное повторение – неоднократно сталкиваясь с одной и той же ситуацией - мы узнаем, что значит быть в ней и что можно делать, чтобы выйти из нее. Поэтому ключевой задачей родителей является помощь в регулировании эмоций, которая заключается в чутком отклике на эмоции ребенка-вербальном и невербальном (с помощью своей мимики, тона голоса, прикосновений), в отражении эмоций, которое дает ребенку понять, что его слышат, он понят, его чувства важны, и он существует. С помощью этих средств, взрослый может снять напряжение ребенка, вернуть его в комфортное состояние и тем самым дать опыт того, как можно справляться со своими переживаниями. Конечно, нет идеальных матерей, которые безошибочно угадывают каждую потребность младенца и всегда эмоционально доступны. Бывают ситуации, когда сложно и детям и их родителям. Хочется надеяться что, принимая во внимание данную информацию, родители чаще будут ставить под сомнение пользу советов по типу «Пусть проплачется», и понимать, что оставив ребенка наедине с сильными эмоциями, они не дадут ему самого главного – ценного опыта того каким образом можно справиться с ними. © Селякова И.С. 2019Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|