Мама-контейнер для эмоций

Способность справляться с собственными аффектами и переживаниями не дана людям от рождения. Человек приходит в мир незрелым не только с биологической точки зрения, его психика рождается и проходит становление в течении длительного времени, а ее здоровое развитие возможно лишь только при участии чуткого и заботливого окружения.

Поэтому задачей родителей является не только забота о физическом благополучии ребенка - обеспечить питанием, теплом, гигиеной, но и регуляцией эмоциональных состояний, просто потому что ребенок самостоятельно это сделать не может.

Как воспринимает мир младенец в первые недели жизни?

Новорожденный не в состоянии распознавать свои потребности.

Его ощущения можно описать как эмоциональный хаос, который отличается своей интенсивностью и непереносимостью.

Холод, голод, физический дискомфорт, недостаток или избыток впечатлений на данном этапе пока еще не разделились на отдельные чувства и сливаются в общее ощущение неудовольствия.

Можно сказать просто – пока у младенца есть два эмоциональных состояния - состояние удовольствия и неудовольствия. Этим не исчерпываются особенности нашей ранней эмоциональной жизни – в первый год все эмоции переживаются психосоматически, т.е. эмоциональные аффекты пока не отделены от телесного реагирования.

На практике это означает, что если мама вовремя не подошла, или неправильно определила актуальную потребность – младенец не просто кричит - все его физиологические системы работают в большом напряжении.

Часть реакций опосредованные активизацией симпатической нервной системы можно наглядно увидеть - кожа краснеет, дыхание учащается, мышечный тонус повышается, но есть часть реакций, которые внешне не проявляют себя, например, подавляющее влияние кортизола-гормона стресса на иммунную систему.

Не получая адекватного отклика на свою потребность, ребенок испытывает сильнейшее напряжение и переполняющий ужас, но смягчить эти переживания и самостоятельно успокоиться он не может. Для этого младенцу нужен другой - тот, кто будет способен идентифицироваться с ним, сможет буквально почувствовать его ужас, но не наполниться им, а суметь эти сильные эмоции переработать, смягчить, и уже в переработанном виде вернуть ребенку.

Потенциально это может быть любой чуткий ухаживающий взрослый (бабушка, папа, няня и т.д ), но, если мы говорим о младенце, то матери в ее особенном гормональном состоянии, которое помогает ей настроиться на понимание невербального языка ребенка, «почувствовать его боль», идентифицироваться с ним, это сделать гораздо проще.

Для того чтобы показать этот интерактивный процесс взаимодействия матери и младенца, британский психоаналитик У.Бион ввел понятие контейнирование.

Мать выполняет функцию контейнера, который не просто принимает эмоции ребенка, непереносимые им в силу незрелости психики, а перерабатывает их, трансформирует, возвращая обратно уже в адаптированном виде, благодаря чему эти эмоции усваиваются младенцем как «свои».

Благодаря эмоционально настроенной и чуткой маме ребенок со временем учится различать свои переживания и уже самостоятельно справляться с ними.

Важно, чтобы мама была способна почувствовать эмоции ребенка, но не была захвачена ими, т.е. гнев, отчаянье, и др. сильные чувства, которые проецирует на нее собственный ребенок, не должны в норме действовать деструктивно, получается ей самой нужно уметь контейнировать себя.

Если мать по каким-то причинам не может почувствовать своего младенца, распознать его потребности, и при этом сама находится в панике от своей беспомощности, она не только не может помочь справиться ребенку с его переживаниями, но и еще больше усиливает их, возвращая эмоции обратно уже вместе со своей тревогой.

В результате нарушения эмоциональной регуляции, ребенок остается один на один с переполняющими его аффектами, которым пока нет даже названия (одна из важных задач мамы заключается в вербализации аффектов, для того чтобы ребенок мог понимать свои потребности и испытываемые чувства).

В здоровом варианте развития - речь матери позволяет новорожденному выделять и давать название пока нечетко оформленным телесным возбуждениям, благодаря чему через какое-то время младенец начинает различать испытываемые чувства (это я проголодался или соскучился и хочу на ручки, болит животик или замерз и т.д.), что позволяет в последствии еще лучше узнавать себя и налаживать связь с внешним миром. Таким образом, мама помогает малышу постепенно выстраивать свой внутренний «контейнер» для эмоций.

Отсюда становится очевидно насколько важна материнская чуткость и компетентность, т.е. уметь правильно распознать потребность и вовремя реагировать на нее.

Как бы ни ценно было бы грудное вскармливание, но если на желание телесного контакта или общения, на потребность в новых впечатлениях, необходимых развивающейся психике, мать реагирует, например, очередным кормлением - это формирует определенные нарушения в регуляции эмоциональной и поведенческой сферы.

К сожалению, в нашей стране превалирует не только биологически редуцированный педиатрический подход к потребностям младенческого периода, который концентрирует весь фокус родительского внимания на сугубо физиологических потребностях (прибавках в весе, количестве высосанных ребенком миллилитров молока, оптимальном режиме температуры и влажности воздуха и т.д ), но и широко распространены воспитательные стратегии, которые отнюдь не способствуют развитию эмоциональной зрелости.

Всем знакомы выражения:

«Поплакать полезно, плачет - легкие развивает»,

«Не приучай к рукам» и т.д., а малыши постарше вместо помощи в развития навыка справляться со стрессом будут слышать:

«Как тебе не стыдно!», «Успокойся», «Хватит ныть!», «Сколько можно?!», «Мы же договаривались, что ты не будешь капризничать!» и т.д.

Фактором, который мешает родителям оптимальным образом чувствовать и реагировать на потребности своего малыша - является неполноценность своего собственного «контейнера».

Далеко не все взрослые могут справляться с контейнированием даже собственных чувств, просто потому им в младенчестве также не помогли выстроить собственный контейнер.

Есть типичные варианты родительского ответа в таких ситуациях:

1.Блокировка эмоций-

Родитель просто не в состоянии уловить эмоции малыша, прикоснуться к ним, потому что самому больно и невыносимо - он будет делать все возможное, чтобы как можно быстрее прекратить, «выключить» страдание, не пытаясь настроиться эмоционально и разделить переживания.

В попытках, например, успокоить плачущего малыша будут использованы все способы «обеззвучить младенца - закрыть ему рот - грудью, пустышкой, интенсивно укачать в коляске, кроватке или, если ребенок постарше – есть простое решение - просто дать гаджет …

Цель может быть достигнута, ребенок замолчит, вот только родитель в это время эмоционально далеко, а у ребенка не развивается навык саморегуляции.

2. Родитель возвращает младенцу эмоции, усилив их своей тревогой

Это те ситуации, когда переживания ребенка оказывают разрушающее действие на родителя: т.е. мама идентифицируется с младенцем, его отчаянье или гнев просто затапливают ее психику, и в попытке избавиться от невыносимых для нее эмоций, мать возвращает их ребенку в комплекте со своими собственными сильными чувствами.

Например, мать, которая не может успокоить младенца, может начинать чувствовать вину и злость за то, что она не справляется с ситуацией. Ее собственная тревога мешает ей еще больше прислушаться к ребенку, и в результате она возвращает ребенку не только его собственные переживания, но и присоединяет к ним свои.

Что происходит с ребенком, оставленным без эмоциональной подстройки?

Для того, чтобы хоть как-то справляться с невыносимыми переживаниями, ребенок вынужден развивать примитивные защитные механизмы:

- диссоциировать (отключаться от сильных эмоций и не чувствовать их), что может выглядеть достаточно удобно для окружающих, например, как глубокий сон в период младенчества

-телесное отреагирование (соматизацию).

Если ребенок не получает адекватной эмоциональной регуляции, то автоматические физиологические реакции могут на всю жизнь оставаться единственной возможностью для выражения эмоциональной активности.

Такие дети, а впоследствии и взрослые люди в состоянии эмоционального напряжения будут испытывать разнообразные физические симптомы – от дискомфорта в животе и расстройства кишечника до кожного зуда и хронических болей.

Научиться понимать свои переживания и справляться с ними - сложный навык, который не может развиваться самостоятельно по мере роста ребенка. Развитие данной способности будет напрямую зависеть от ежедневного взаимодействия с матерью и другими близкими людьми.

Прежде чем ребенок научится регулировать свои эмоции, его мозг должен развить множество связей между нейронами. Эти связи смогут развиться через многократное повторение – неоднократно сталкиваясь с одной и той же ситуацией - мы узнаем, что значит быть в ней и что можно делать, чтобы выйти из нее.

Поэтому ключевой задачей родителей является помощь в регулировании эмоций, которая заключается в чутком отклике на эмоции ребенка-вербальном и невербальном (с помощью своей мимики, тона голоса, прикосновений), в отражении эмоций, которое дает ребенку понять, что его слышат, он понят, его чувства важны, и он существует.

С помощью этих средств, взрослый может снять напряжение ребенка, вернуть его в комфортное состояние и тем самым дать опыт того, как можно справляться со своими переживаниями.

Конечно, нет идеальных матерей, которые безошибочно угадывают каждую потребность младенца и всегда эмоционально доступны. Бывают ситуации, когда сложно и детям и их родителям.

Хочется надеяться что, принимая во внимание данную информацию, родители чаще будут ставить под сомнение пользу советов по типу «Пусть проплачется», и понимать, что оставив ребенка наедине с сильными эмоциями, они не дадут ему самого главного – ценного опыта того каким образом можно справиться с ними.

© Селякова И.С. 2019



Просмотров: 322
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Часть 1. Хотите чтобы ребенок стал успешным и счастливым? Научите его понимать эмоции!
  • Что мама может сделать для малыша, пока он еще не родился?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Что делать, чтобы ребенка (да и родителей) не переполняли лишние эмоции?
  • Типичные ошибки при контроле эмоций. Ошибка 3 - оправдывать свои эмоции при отсутствии контроля
  • Как мама может избавить своего ребенка от психологической травмы?
  • Как мама может повлиять на будущее счастье своего ребенка?
  • Свои отношения можно корректировать самостоятельно, если хочется знать, как?
  • Услышать свои желания, свои эмоции, свои потребности №2.
  • Услышать свои желания, свои эмоции, свои потребности №1.
  • Агрессивный ребенок: как может помочь родитель
  • Эмоции, чувства и переживания или как быть в ладу с самим собой.
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Только эмоционально зрелый мужчина может сделать эту вещь
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №5 "Трансформация эмоций и подмена чувств"
  • 8 советов для родителей, которые столкнулись с ярким проявлением негативных эмоций своего ребенка.
  • Можно ли выбросить плохие эмоции из своей психики?
  • Насколько я принимаю свои эмоции и чувства?
  • Ребенок, о котором заботилась мать, будет чувствовать себя непобедимым.
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Что делать, если вы не понимаете свои эмоции?
  • Чувства и эмоции ребенка
  • Назову статью просто:). Про эмоции и чувства.
  • Умеете ли вы выражать свои эмоции? Чувства без чувств
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Почему может раздражать собственный ребенок?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь