|
Как принять "не такого" ребенка?Автор статьи: Татьяна Васильевна Павлова
Трагедия начинается тогда, когда рождается ребенок, совсем не похожий на сформированный образ. Если ребенок родился с серьезными отклонениями в развитии, то семья сталкивается с вызовом: им нужно пережить "смерть ожидаемого ребенка" и принять такого, какой у них есть сейчас. Это сделать очень сложно. Но сделать необходимо, чтобы прозреть и увидеть перед собой уникального ребенка. И посвятить свою жизнь не столько воспитанию, развитию и обучению этого малыша, а скорее познанию его личности, его возможностей, его души и помощи в раскрытии его способностей. Я видела разные семьи. И семьи, которые так и не расстались с первозданным образом. Это печальное зрелище. Родители как будто каждый раз, когда поднимают глаза на своего реального ребенка, разочаровываются. В глазах читается щемящая тоска и вопрос: "ну, почему это случилось именно со мной?!". При этом, конечно же, они делают все возможное для ребенка, любят его. Но... И семьи, принявшие своего ребенка. В них, помимо, тяжёлых забот по реабилитации и коррекции дефицитных функций ребенка, есть ещё и радость в глазах. Я бы назвала ее так: "малыш, спасибо, что ты с нами!". Если ребенок родился здоровым и розовощеким, как на картинке, то родители могут очень долго находится в плену своих представлений. И натягивать созданный им образ на реального человечка. Что же может лежать в основе ожиданий родителей? 1) не принятие себя, недовольство собой, что не осознается и проецируется на ребенка. Помните, как в популярной нынче песне "Наши дети будут лучше, чем мы". Проект по этим знаменем реализуется за счёт раннего развития (педагогов раннего развития ищут мамочки уже для детей 8 месячного возраста), перегрузкой ребенка кружками и секциями, занятиями с репетиторами. 2) свои собственные не осуществленные и не ставшие реальностью мечты. Та горечь от ушедшего времени и упущенных возможностей существенно гасится успехами собственного ребенка. В разговоре одна женщина мне так и сказала (мы дискутировали на тему, нужно ли заставлять ребенка поступать на ту специальность, на которую он категорически не желает): "Я в свое время не воспользовалась возможностью учиться на престижном факультете. И всю жизнь сожалению об этом. Моя жизнь сложилась бы по-другому". 3) Выраженная потребность в одобрении, страх общественного мнения, осуждения, оценки. Знаете ли, это когда начинаются разговоры: "а мой уже стал ходить в 9 месяцев, а твой?"; "А моя четверть закончила на одни пятерки, а вы как учитесь?" И т.д. Мои дети маленькие, но я уже с этим сталкиваюсь, каждый раз, когда прохожу "фейс-контроль" у подъезда собственного дома или рассказываю о детях своим родственникам. - а что это он такой капризный? Так кричит!!! И это надо выдержать: не свалиться в оправдание и не начать прессовать своего ребенка, чтобы "причесать" его под общественное мнение. И далеко не всем это под силу. 4). Страх родителей упустить что-то в воспитании, а потом горько пожалеть об этом. Тревога толкает родителей к суматошным, не всегда продуманным действиям. Лишь бы ребенок чем-то занимался, лишь бы показывал результат, лишь бы достигал и достигал. Наверное, есть ещё причины, но остановлюсь на этих. Постепенно переходя к тому, что делать родителям, чтобы увидеть в своем ребенке индивидуальность. Это очень важно! Чтобы ребенку не осложнять жизнь. 1. Сепарироваться. Сепарация - это отделение, символическое перерезание пуповины матери и ребенка. Когда в семье младенец, родители, особенно мамы, часто говорят "мы покушали", "мы погуляли". Это естественное состояние слияния матери и ребенка. До определенного момента это необходимо и жизненно важно для ребенка и для матери. Но когда ребенок научается ползать, и у него появляются новые возможности исследовать мир, ребенок начинает проявлять самостоятельность. Это первые сигналы, маячки сепарации. В этом ребенка нужно поддерживать. Ровно как и тогда, когда он возвращается к маме вновь. Например, ударился, расплакался и ищет глазами маму, хочет опять к маме на ручки. В этот моменте так же важно поддержать ребенка, принять его в объятия. Знаю, что легко сказать да трудно сделать. Сама ж мать 2х детей))). 2. Разобраться со своими ожиданиями. Четко и правдиво сказать себе: что в них для ребенка, а что в них для себя? Если ваши фразы будут с отсылкой на ваше прошлое, на ваши нереализованные мечты и желания, то нужно с этим поработать. Лучший вариант - с психологом. Закроете для себя эту историю и увидите, сколько свободы может быть и творчества дальнейшем в вашей жизни и в жизни вашего ребенка. 3. Расстаться с идеей "чистого листа" (Tabula rasa). Ей-богу, этой идее много веков, а она ещё плотно сидит в мозгу у родителей. Ну, нельзя в ребенке вырастить того, кем он не может быть в силу своих врождённых задатков. В этом вся сложность: очень сложно понять, где ребенок преуспеет. Только методом проб и ошибок, и очень внимательного отношения к тому, что ребенку нравится, где он себя чувствует комфортно и т.д. И не обязательно ребенок должен обладать выдающимися способностями в музыке, в спорте, в математике и др. 4. Нужно критически посмотреть и переоценить транслируемую идею о том, что все люди талантливы и гениальны. Это спекулятивная идея. Этот пункт так же вытекает из предыдущего. Развивайте способности ребенка и усмиряйте свои амбиции. Просто примите ту мысль, что не всем быть великими художниками, писателями, успешными юристами, врачами и т.д. Гораздо важнее, заниматься своим делом, любить свою профессию и получать удовольствие от процесса. Результат не заставит себя ждать. *********************** Буду рада вашим комментариям, вашему мнению. С уважением, Павлова Татьяна. тел. 89085141315 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|