На что полезно обратить внимание при работе с детьми

Размышления психолога   

На что полезно обратить внимание при работе с детьми

Опираясь на свой опыт, хочу поразмышлять о психологических и непсихологических проблемах детей. И так: на прием к психологу родители привели ребенка. Психолог начинает исследование, ищет причины нежелательного поведения, тяжелого состояния, психосоматики.

Как мы знаем, психологические проблемы ребенка могут быть связаны:
1. С его личной историей, отдельной от семьи. Например: отношения со сверстниками, наличие травмирующих ситуаций (болезнь, больница, испуг собакой...) Обычно в этом случае психолог работает с ребенком, иногда привлекает родителей.
2. С особенностями воспитания, контактами с родными людьми. Например: мама не может принять ребенка, т.к. он похож на ненавистного мужа, или кто-то из взрослых в силу своих нерешенных проблем неэкологично общается с ребенком. Здесь, по моему опыту эффективной бывает работа: взрослый + ребенок, взрослый без ребенка.
3. С особенностями функционирования семьи. Например, семья находится в кризисном состоянии (в связи с потерей работы одного из членов семьи, в связи с разводом и т.д.) Дети чувствуют тяжелый микроклимат семьи и как-то пытаются компенсировать это.
4. Возможно влияние семейной системы. Вспоминается работа с мальчиком, который не хотел учиться. Просмотрели все уровни, на которых могло возникнуть напряжение. И отношение родителей к мальчику хорошее и между родителями все в порядке и интеллект у мальчика сохранный. При этом ребенок не может выполнять домашние задания: устраивает скандал, залазит на шкаф и всячески противится. И на вопрос, у кого из родственников были проблемы в учебе, папа вспомнил, что проблемы были у дедушки, который учился в интернате и его заставляли учиться , применяя жесткие меры. После проработки этой ситуации через папу, мальчик начал спокойно сидеть за выполнением домашних заданий. Проблемы с уроками закончились.
5. Возможны различные сочетания причин нежелательного поведения и психосоматики.

А теперь то, что, возможно, вам известно, а для меня не было очевидным.
6. Проблемы, например, с обучением могут возникнуть у ребенка в связи с его особенностями: дисграфия ( частичное нарушение процессов письма..., связанное с несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма), дислексия, дискалькулия, апраксия... И это не психологические проблемы. Конечно, психологические проблемы могут добавиться в связи с этими особенностями. Основные специалисты, кому стоит показать ребенка, это *невролог, *логопед или *логопед-дефектолог ( на вес золота), *нейропсихолог.
7. По особенному нужно подходить и к детям с нарушением внимания, самоконтроля, бесцельной двигательной активностью. Здесь важны: *консультация педиатра (например, нарушение работы щитовидной железы может влиять на поведение), *невропатолога или *невролога, *психиатра. Психолог может работать над принятием родителями такого ребенка, обсуждать с родителями стратегии выстраивания взаимоотношений с педагогами, работать с отношениями родитель- ребенок, снижать тревожность родителей по поводу медикаментозной терапии ( если нужно).
8. Иногда на прием приводят детей с асоциальным поведением, на которое почти невозможно повлиять. Вспоминается мальчик, у которого отсутствовало сочувствие, была яркая агрессивная реакция на ограничения и неспособность делать выводы. В этом случае полезно сотрудничать с психиатром. Работа психолога состояла в научении родителей выстраивать границы и их отстаивать без агрессии, чтобы не спровоцировать аффективную реакцию ребенка.

В настоящее время в связи с успехами по выхаживанию новорожденных детей, увеличивается количество деток с различными проблемами, в том числе, неврологическими.
Поэтому психологу, полезно знать, состоят ли дети на учете у невропатолога. А так же, как проходила беременность, как проходили роды, какую оценку по шкале Апгар поставили в роддоме (1-минимум, 10-максимум, ее почти никогда не ставят).


Буду благодарна, если вы поделитесь своим опытом.



Просмотров: 363
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Развитие проблемы гиперкенетичекого синдрома (СДВГ) в связи с темпераментальными особенностями детей
  • Проблемы агрессивного поведения ребенка с особенностями развития.
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Эмоциональные связи: проблемы родителей (часть 2)
  • Проблемы у ребенка – это симптом неблагополучия семьи?
  • Может ли появление ребенка решить проблемы супругов?
  • Проблемы родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
  • Психологические трудности после рождения ребенка и с чем они могут быть связаны.
  • Психологические проблемы. Чем может помочь психолог?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Психологические проблемы родителей, воспитывающих умственно отсталых детей, и их преодоление
  • Какие проблемы могут возникнуть в терапии пары на первом сеансе?
  • Что делать если у вашего ребенка проблемы с формированием половой идентичности?
  • У ребенка проблемы – родителям пора к семейному психологу
  • Если у ребенка проблемы, то маме необходима поддержка.
  • Работа психолога с обесцениванием родителями ограничений в развитии и здоровьи ребенка
  • Психологические проблемы молодой семьи.
  • Болезнь ребенка как вторичная выгода для членов семьи.
  • Какую помощь может оказать папа после рождения ребенка
  • Самоотношение в связи с особенностями эмоциональной сферы личности молодежи.
  • Как решать проблемы с деньгами (после рождения ребенка)
  • Взрослый ли я? Чек лист разрушительной связи с родителями.
  • Связи ребенка с мамой и папой. Зарождение
  • Консультирование родителей детей с особенностями развития
  • Меня били и ничего: в каком случае физические наказания ребенка могут привести к тяжелым последствиям.
  • Может ли человек сам решить все свои психологические проблемы?
  • Психолог для ребенка....или для родителей?
  • Право на жизнь родителей детей с особенностями развития
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь