Размышления психолога
Опираясь на свой опыт, хочу поразмышлять о психологических и непсихологических проблемах детей. И так: на прием к психологу родители привели ребенка. Психолог начинает исследование, ищет причины нежелательного поведения, тяжелого состояния, психосоматики.
Как мы знаем, психологические проблемы ребенка могут быть связаны:
1. С его личной историей, отдельной от семьи. Например: отношения со сверстниками, наличие травмирующих ситуаций (болезнь, больница, испуг собакой...) Обычно в этом случае психолог работает с ребенком, иногда привлекает родителей.
2. С особенностями воспитания, контактами с родными людьми. Например: мама не может принять ребенка, т.к. он похож на ненавистного мужа, или кто-то из взрослых в силу своих нерешенных проблем неэкологично общается с ребенком. Здесь, по моему опыту эффективной бывает работа: взрослый + ребенок, взрослый без ребенка.
3. С особенностями функционирования семьи. Например, семья находится в кризисном состоянии (в связи с потерей работы одного из членов семьи, в связи с разводом и т.д.) Дети чувствуют тяжелый микроклимат семьи и как-то пытаются компенсировать это.
4. Возможно влияние семейной системы. Вспоминается работа с мальчиком, который не хотел учиться. Просмотрели все уровни, на которых могло возникнуть напряжение. И отношение родителей к мальчику хорошее и между родителями все в порядке и интеллект у мальчика сохранный. При этом ребенок не может выполнять домашние задания: устраивает скандал, залазит на шкаф и всячески противится. И на вопрос, у кого из родственников были проблемы в учебе, папа вспомнил, что проблемы были у дедушки, который учился в интернате и его заставляли учиться , применяя жесткие меры. После проработки этой ситуации через папу, мальчик начал спокойно сидеть за выполнением домашних заданий. Проблемы с уроками закончились.
5. Возможны различные сочетания причин нежелательного поведения и психосоматики.
А теперь то, что, возможно, вам известно, а для меня не было очевидным.
6. Проблемы, например, с обучением могут возникнуть у ребенка в связи с его особенностями: дисграфия ( частичное нарушение процессов письма..., связанное с несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма), дислексия, дискалькулия, апраксия... И это не психологические проблемы. Конечно, психологические проблемы могут добавиться в связи с этими особенностями. Основные специалисты, кому стоит показать ребенка, это *невролог, *логопед или *логопед-дефектолог ( на вес золота), *нейропсихолог.
7. По особенному нужно подходить и к детям с нарушением внимания, самоконтроля, бесцельной двигательной активностью. Здесь важны: *консультация педиатра (например, нарушение работы щитовидной железы может влиять на поведение), *невропатолога или *невролога, *психиатра. Психолог может работать над принятием родителями такого ребенка, обсуждать с родителями стратегии выстраивания взаимоотношений с педагогами, работать с отношениями родитель- ребенок, снижать тревожность родителей по поводу медикаментозной терапии ( если нужно).
8. Иногда на прием приводят детей с асоциальным поведением, на которое почти невозможно повлиять. Вспоминается мальчик, у которого отсутствовало сочувствие, была яркая агрессивная реакция на ограничения и неспособность делать выводы. В этом случае полезно сотрудничать с психиатром. Работа психолога состояла в научении родителей выстраивать границы и их отстаивать без агрессии, чтобы не спровоцировать аффективную реакцию ребенка.
В настоящее время в связи с успехами по выхаживанию новорожденных детей, увеличивается количество деток с различными проблемами, в том числе, неврологическими.
Поэтому психологу, полезно знать, состоят ли дети на учете у невропатолога. А так же, как проходила беременность, как проходили роды, какую оценку по шкале Апгар поставили в роддоме (1-минимум, 10-максимум, ее почти никогда не ставят).
Буду благодарна, если вы поделитесь своим опытом.