Желтый румяный Колобок сидел на белом пластиковом подоконнике и обрывал лепестки ромашки, что занес в окно свежий летний ветерок. - Съедят – не съедят…Съедят! Как есть – схарчат. Что же делать-то?
Он недавно появился в этом современном домике, крытом синей черепицей.
Бабка (ну, «бабкой» эту молодую пенсионерку назвать можно было с большой натяжкой, скорее – пожилая женщина) открыла духовку газовой плиты, потянула за край противня рукавицей…и чуть не уронила от испуга свою выпечку.
На горячем круглом хлебе вначале открылся один синий глаз, потом – второй. А потом вся физиономия засияла приветливой улыбкой!
Наталья села на табуретку и всплеснула руками: - Это что же такое делается на свете белом, Господи! Потом ее взгляд случайно скользнул на стену, где под стеклом висела фотография младшей дочери. Женщина переменилась в лице и выбежала из кухни.
Но вскоре вернулась, таща за руку усатого мужика. - Гляди, Вань! Вылитая Машка! Тот запустил пятерню в кучерявую шевелюру, тронутую сединой. - И ведь верно. Лицо – один в один!
На семейном совете было принято единогласное решение: «Колобка – оставить. Для радости». Но в холодильнике от этого не прибавилось. Да и пенсии хватало – едва-едва.
И теперь Колобок с тревогой думал о своем будущем, теребя узелок красного платка, что покрывал его макушку. - Я – мальчик! Но на что не пойдешь – ради стариков. Он еще раз с тоской оглянулся внутрь домика: - Похоже, надо валить. Но как я их брошу? Пропадут без меня.
Колобок повернулся к окну. Он увидел синие крупные цветы, овощные грядки… И зайца, деловито вытягивающего из земли морковку. - Эй, косой! Хочешь, я тебе песенку спою? Тот прянул длинными ушами, - А на кой мне твоя песенка? Меня дома ждут. – А ты еще от бабки с дедом – не убежал?
- А что, надо? – изумился Колобок. – А зачем? - Ну как – зачем? По законам сказки. - Чтобы тебя в итоге лиса съела. - Лиса-а-а? – Но тогда – зачем мне вообще убегать? Пусть уж тогда хоть старикам польза будет. Слушай, косой,- подпрыгнул Колобок, - а нельзя мне как-то судьбу изменить?
- Вообще-то можно попробовать…- задумчиво протянул серый. – Но как думаешь – ты достоин лучшей доли? - Наверное – нет, – у Колобка задрожали губы, а на глазах появились слезинки. – Я ведь рожден – для радости стариков. И не знаю – что такое «достоинство».
- Не реви, - деловито заявил заяц. – Хочешь почувствовать себя достойным? Тогда найди какую-нибудь дорогую вещь и надень ее. Почувствуй себя – сильным, богатым, независимым.
Колобок задумчиво посмотрел на беретик, украшающий голову косого. - А еще – что можно сделать?
- А еще надо позволить себе выпускать агрессию. Ты ведь «хороший» и не имеешь права злиться. – Так? - Ну, «да».
И вдруг колобок оттолкнулся руками, спрыгнул с подоконника, ловко перескочил через клумбу и приземлился перед зайцем. - Так, косой, а ну-ка дай мне стебель петрушки… Заяц молча подчинился, как завороженный глядя в потемневшие, сузившиеся глаза хлеба, сжавшего кулаки.
- Как есть – монстр! - А теперь слушай сюда,- Колобок сунул стебелек в рот и погонял его из угла в угол. – Ты почему решил, что я позволю тебе обворовывать моих стариков? Отвечай! А ну выкладывай морковку обратно!
- Но у меня дома семья голодная, - залебезил серый, от страха присев на задние лапы, – позволь хоть пять штук взять. - Три! - Четыре. - Ладно, подавись. Но за это – гони сюда беретик!
Заяц стащил с головы шапочку и уныло опустил уши. - Кровопийца. Вот, еще слово знаю: «иксплататор», - прошептал он.- Научил на свою голову. - Что? Разговорчики в строю! Вали домой, пока я не передумал! – Да, и завтра чтобы здесь был ровно в 9-00. Будешь дальше меня учить!
Колобок развернулся и запрыгнул обратно, на подоконник. Фиг он отсюда уйдет, пока свой характер не изменит. Ему еще надо научиться драться, чтобы лису победить. А пока, - тут он ухмыльнулся, развязывая платок и надевая берет, - спою-ка я песенку…
«Я Колобок, Колобок, Я по коробу скребен, По сусеку метен, Силой я не обделен. И мозгами – тоже. Жизнь – всего дороже!»
*** Ребенка с самооценкой "Я рожден, чтобы радовать других", как Буратино, "выпиливают" родители по своему шаблону. Они совершенно не обращают внимания на потребности и желания самого малыша. Твердо знают: что ему лучше, как себя вести, что ему должно быть интересно.
В итоге ребенок вырастает и не знает - чего же он хочет. Ему еще в детстве дали понять, что он получит любовь значимых людей лишь тогда, когда будет соответствовать их ожиданиям.
Его самооценка полностью зависит от мнения и оценки окружающих. Лишь они решают: "правильно" он живет - или нет. И если родители недовольны его поведением - тот чувствует себя полным ничтожеством. Такому малышу запрещают выражать эмоции.
Вначале - гнев, и человек вырастает неспособным менять мир по своему желанию, не способным постоять за себя, смирным и пассивным. Затем - интерес - и он не может определиться со своими желаниями. Кто-то другой должен сказать: что же ему интересно. Потом - способность радоваться, и такие люди становятся печальными и унылыми.
Представители типа "Радую других" не могут делать что-то для себя. Вот если кто-то отдал приказ, распоряжение - тогда другое дело. Доминирует мотивация избегания (а не достижения). Такие люди полностью зависят от социума и не способны строить карьеру.
Чаще всего они думают, что если найдут цель - то их жизнь изменится. А цель у них уже есть - "радовать других", угадывать их потребности и поступать в соответствии с их интересами. И добиться своих целей - невозможно без изменения самооценки, без отказа от навязанных, чужих целей.
Вырастая, они всегда следуют интересам фирмы, являются прекрасными исполнителями, выполняя все желания босса (или супруга - в семье). Имеют заниженные ожидания по доходу. Склонны угождать наиболее требовательным клиентам, невзирая на то, насколько те выгодны.
В отношениях с близкими людьми - считают себя "недостойными" любви, терпеливо надеясь, что "все - изменится". В итоге обиды накапливаются, ведь старания - не ценят. В супружеских отношениях "радующие других" чаще всего стремятся заменить мужу мать, опекают, заботятся о нем. И постепенно, когда терпения не хватает - брак разваливается.
***
В сказке о Колобке я показала первые этапы стабилизации самооценки "Радующего других":
1. Почувствуйте себя "достойным" - демонстрируйте окружающим свои высокие притязания - примеряя дорогие вещи в бутиках, взяв крутую иномарку на тест-драйв. И здесь поможет только личный опыт. А не позитивные аффирмации. (В сказке - Колобок забрал у зайца и надел беретик, сняв бабушкин платочек - то есть, сделал первые шаги по повышению своего достоинства).
2. Работа с эмоциями, прежде всего - с подавленной агрессивностью. Ведение Дневника эмоций, отстаивание своих границ и интересов (требование положить морковку), изменение внешних условий согласно своим желаниям - торговаться на рынке, требовать, чтобы заменили просроченный товар - все это нужно для демонстрации окружающим собственного мнения.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.