Психоаналитическая терапия в лечении панических атак

Люди, страдающие от панических атак обращаются к психотерапевтам все чаще и чаще. В этой статье описаны бессознательные механизмы, которые приводят к ПА у большинства людей, согласно исследованиям в США, моему клиническому опыту, и опыту коллег. Я ни в коем случае не берусь утверждать, что описанные ниже механизмы характерны для всех людей, страдающего от приступов ПА. Каждый человек и жизненная история настолько индивидуальны, что невозможно описать весь тот комплекс психической жизни, который может выявиться в ходе психоаналитического лечения.

Бессознательное

Согласно психоаналитической теории, симптомы в большой степени основаны на бессознательных аффектах и фантазиях. Клинические наблюдения и исследования показывают, что страдающие от ПА пациенты имеют особые трудности с чувством гнева, а также фантазиями о мести. Эти бессознательные желания представляют угрозу для важных в жизни пациента людей, и вызывают сильную тревогу. Часто пациенты не осознают интенсивность этих чувств и мстительных фантазий, их сопровождающих. Осознание этих аспектов психической жизни и помощь пациенту в том, чтобы они стали не такими пугающими, являются целью психоаналитической терапии.

Защитные механизмы

Когда фантазии и аффекты воспринимаются нашим сознанием как пугающие, психика использует защитные механизмы для того, чтобы их исказить или сделать бессознательными. Психологические защиты, наиболее часто используемые ПА пациентами — это реактивное образование, отрицание или аннулирование. То есть психика пытается преобразить агрессивное чувство, направленное на значимого человека, в более дружеское или поменять на противоположное. Негативные чувства таких пациентов часто подменяются заботой и попыткой помогать другим. Пациенту трудно признать негативное чувство или фантазию, даже если кто-то его больно ранил. В терапии важно обратить внимание пациента на эти защитные механизмы, и исследовать вызывающие их чувства.

Компромиссное образование.

Симптом является компромиссом между пугающим желанием и защитой против него. Разделяя компромиссное образование на части, мы пытаемся понять значение этого симптома и бессознательные факторы, его вызывающие.

Репрезентации себя и Другого.

Исследования показывают, что значимые другие ПА пациентов представлены как контролирующие, критичные и неуравновешенные. Именно такого поведения они бессознательно ожидают от других людей. Другие воспринимаются как угроза их существованию и благополучию. Осознавая такое восприятие себя и других, ПА пациенты могут лучше понять то чувство опасности, которое они испытывают, когда возникает желание попросить у другого помощи или выразить свою агрессию.

Перенос

В ходе терапии, межличностные конфликты пациента отыгрываются в отношениях с терапевтом. Например, ПА пациент может чувствовать, что терапевт не сможет выдержать его агрессивные чувства, и станет осуждающим или отвергающим. Феномен, называемый «перенос», предоставляет прямой доступ к внутреннему конфликту и репрезентациям себя и Другого, лежащих в основе панического симптома. Переносные фантазии и желания проявляются в безопасном пространстве терапии при взаимодействии с неосуждающим и понимающим терапевтом.

Врожденная предрасположенность.

Некоторые люди имеют нейрофизиологическую предрасположенность к развитию ПА, из-за врожденной тревожности и страха. Такие дети требуют, чтобы родители постоянно находились рядом, для того, чтобы обеспечивать ощущение безопасности. С другой стороны, зависимость от другого является унизительной для такого ребенка. Устрашающая зависимость может также развиться у ребенка, чьи родители вели себя пугающе и угрожающе. Как в случае врожденной предрасположенности, так и в случае неблагоприятного окружения, родители воспринимаются как ненадежные, склонные к предательству и отвержению. В ответ на воспринимаемую недоступность и отвержение родителей, испытывая чувство униженности из-за своей зависимости, ребенок злится на своих родителей. Злость воспринимается как опасность, так как может разрушить отношения с человеком, от которого он зависит. Образуется порочный круг устрашающей зависимости и злости. Этот порочный круг может активизироваться во взрослом возрасте, когда возникает реальная или воображаемая угроза отношений с объектом привязанности. Возникает сильная тревога и психика задействует защитные механизмы, пытаясь снизить угрозу собственной злости и сохранить отношения. Часто психика не выдерживает этого напряжения и возникают панические атаки.

ПА пациенты также стараются не думать и не знать о своих чувствах, желаниях и мотивах. Таким образом, психика избавляется от осознания того, что есть угроза отношениям со значимыми людьми. Лучшее понимание своих эмоциональных состояний, и эмоциональных состояний других людей в терапии, снижает ощущение опасности, укрепляет психику и позволяет пациенту сознательно контролировать и модифицировать свои эмоциональные реакции.

Исследования.

Результаты исследования в университете Cornell (Нью Йорк) в 2007 показали, что  психоаналитическая терапия является эффективной в лечении панических атак. Релаксационный тренинг также выявил себя как эффективный, но с более низкими показателями (73 процента к 39 процентам соответственно).

Исследование проводилось с 49 испытуемыми, которые наугад были распределены в 2 разнонаправленные терапевтические группы. Терапия длилась 12 недель при частоте 2 сеанса в неделю.

Улучшения в социальной и личной жизни испытуемых также были выше в психоаналитической группе.

Источник: Fredric N. Busch. Calming the Storm: Psychodynamic Treatment of Panic Disorder



Просмотров: 494
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что такое бессознательные фантазии и как они проявляются в повседневной жизни
  • Механизмы прерывания контакта (защитные механизмы человека) в гештальт-терапии
  • Общие механизмы саногенеза ( восстановления здоровья) и что может для этого сделать психолог.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Системный рэкет или как наша психика загоняет нас в порочный круг
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Как часто мы хотим от других того, что не можем дать им сами
  • Что сделать для того, чтобы даже самые смелые желания казались исполнимыми
  • Защитные механизмы психики, что это?
  • Заимствованные чувства (2) — ты не обязан чувствовать также, как другие
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Как повзрослеть и перестать себя чувствовать себя ничтожной песчинкой в глазах других людей.
  • О сопротивлении в гештальт-терапии: Механизмы прерывания контакта или способы его формирования?
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Что важнее: стать красивой для других или ощущать себя таковой?
  • Искуство Быть Живым .... или как для других мы создаем правила, а для себя — исключения.
  • Защитные механизмы, или способы прерывания контакта
  • Копинг-стратегии и защитные механизмы: что же исследуется? (любительский перевод)
  • Как понять другого или что определяет наше поведение
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • «Я знаю, что для тебя лучше» или как родители выбирают профессию ребенку
  • Психологические защитные механизмы. Часть 4. Отрицание, проекция
  • Внимание! Визитёры! Или признаки того, что качественная психотерапия может не состояться.
  • Что может стать поддержкой для мамы в случае синдрома хронической усталости
  • Как работают защитные механизмы? Наглядный пример!
  • Метод символдрамы для терапии панических атак
  • Как сделать так, чтобы тебя поняли и правильно понять другого.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь