Женственность - мужественность: идеология и децентрированный субъект

Женственность  мужественность идеология и децентрированный субъект

По материалам семинара «Женственность – мужественность: идеология и децентрированный субъект», проводимого в рамках постоянно действующего проекта «МАПП / IAPP» «Психологический практикум».

Здравствуйте, дорогие друзья, уважаемые коллеги! 23 ноября 2019 года состоялся очередной семинар в рамках просветительского и обучающего проекта «Международной ассоциации практической психологии / International Association of Practical Psychology» «Психологический практикум». На этот раз тема семинара звучала как «Женственность – мужественность: идеология и децентрированный субъект». Думаю, те вопросы, которые были затронуты в данном мероприятии, были, есть и будут актуальными и весьма важными ещё долгое время, тревожа наши мысли.
Ведущий семинара – Швейнфорт Наталья Олеговна, психоаналитический психотерапевт, Действительный член и Преподаватель «МАПП / IAPP».
Семинар был подготовлен по материалам Международной Психоаналитический Конференции «Медея: женственность, материнство, любовь и ненависть», прошедшей в г.Тбилиси, Грузия, 2018 г.

Теперь предлагаю немного погрузиться в суть тех материалов, которые были представлены вниманию участников семинара 23 ноября 2019 года.

Бинарная система "мужественность-женственность" - это социальная конструкция взаимодействия сомы, психики, социума и глубинных человеческих тревог. Этот преимущественно бессознательный комплекс идей является идеологией, поскольку он узаконивает современное состояние социальных процессов.

Согласно Фрейдомарксизму Луи Альтюссера, психоанализ - это "наука о децентрированном субъекте".
Децентрированный субъект по Фрейду - это область человеческого психосоциального бытия без организующего субъекта.
Альтюссер предположил, что это была область вне идеологии, доступ к которой мы можем получить от генома путем свободных ассоциаций.

В постмодернистской терминологии бинарное "мужественность-женственность" - это один нарратив между многими возможными нарративами (самостоятельно созданными повествованиями о взаимосвязанных событиях в виде последовательных образов и слов). Как концепция она нуждается в деконструкции, точно так же, как должна быть деконструирована иллюзия субъекта как центра.
Мужественность и женственность - это "сложные мифологические, идеологические конструкции, сформированные из глубоких человеческих тревог на стыке сомы, психики и культуры” (Уббелс, 1997; Торсти, 1998). Бинарная женственность – маскулинность - это идеология, поскольку она представляет собой в значительной степени бессознательный набор идей и убеждений, которые легитимируют (узаконивают) текущее положение дел. Идеология всегда присутствовала. В марксистской терминологии: надстройка идеологии легитимирует материальную основу. Наш мир сформирован мужскими и женскими признаками и символами. Мужественность должна быть "признана" женственностью, так же как женственность - мужественностью. В идеальной ситуации мужчины и женщины "признают", что им нужен "другой", чтобы заполнить то, чего им не хватает: пустоту, которую нужно заполнить.

Маркс превратил "рабочий класс" из объекта (сознания) в субъект (социальный класс), Фрейд предоставил нам сознание отношения буржуазной психики к телу (инфантильная сексуальность), а феминистское движение открыло, что маскулинизм полностью встроен во все, что символизируется, делается и говорится в современном обществе.
«Выражаясь прямо в марксистской терминологии: поскольку психоаналитический ум по своей сути является "буржуазным", он рискует погрузиться в трясину нерефлектированной "буржуазной" непосредственности и оказаться заключенным в "товарный фетишизм" нашего неолиберального капиталистического общества».

Постмодернизм подчеркивает, что любое систематическое объяснение психики подвергается опасности стать средством защиты, особенно от "незнания", "мышления иначе" и более пугающего осознания переживаний, которые трудно символизировать или вообще не могут быть символизированы.
Каждое проявление синтетического, линейного мышления о "мужественности-женственности" подозрительно и нуждается в деконструкции.
Кроме того, постмодернизм подчеркивает, что свободная ассоциация является целью сама по себе, поскольку она - ответ на возможность основной дилеммы быть вновь открытой в рассказах, в которых каждый человек нашел индивидуальные решения. Субъект деконструируется как центр, как и во Фрейдомарксизме [структурализм] и в раннем [биологически-детерминированном] психоанализе Фрейда. Есть только контексты без какого-либо центра или без абсолютного якоря в субъекте.

Два достаточно важных современных направления философского мышления - фрейдомарксизм и постмодернизм, которые находятся в тесной связи с психоанализом, – применяются при пересмотре вопроса “мужественность - женственность” в клиническом материале пациентки. Поскольку всегда есть много других текстов, действующих после, ниже или за пределами текста манифеста, тот же клинический текст рассматривается как процесс свободных ассоциаций, в котором сопротивление сформировалось как бинарное отношение “мужчина (аналитик) – женщина (пациент)”. В этом взаимном универсуме друг другу, вездесущая идеология и вызовы постмодернизма сталкиваются с необходимостью разработки вопроса о "субъекте как центре" (или "интерсубъективности" как линии между двумя центрами).

В практической части семинара участники, как обычно, получили возможность обсудить представленный теоретический материал, задать интересующие вопросы, поделиться впечатлениями об услышанном, дать свою обратную связь.

Отдельная благодарность ведущей данного семинара Швейнфорт Наталье Олеговне за весьма эффективную подачу, это было не просто прочитывание статьи в теоретической части, но и использование приёма комментирования, интерпретаций, разъяснения. Что благотворно сказалось на общей тенденции восприятия и понимания участниками.

Уважаемые читатели! Если Вам понравились материалы, представленные на прошедшем семинаре, а так же материалы более раннего периода (они так же опубликованы на сайте В17), приглашаем принять участие! Будет интересно, актуально, глубоко!

Следующий семинар состоится 18 января 2020 года. Более подробная информация будет представлена в разделе «Тренинги» на сайте В17. Следите за нашими новостями и постоянно проводимыми мероприятиями!

Всегда рады встрече!


Менеджер проекта «МАПП / IAPP» «Психологический практикум»,
Григорьева Оксана Александровна, психолог, Ассоциированный член «МАПП / IAPP».



Просмотров: 372
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Настоящая" мужественность и женственность
  • Женственность и "Быть сильной - не значит - драться как мужчина!"
  • Психологический практикум: И "ад", и "рай", которые мы носим в себе
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Как НАСЛАДИТЬСЯ формирует "иметь" и "быть сытым". Пятое движение любви.
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • "Как мой сын мог жениться на "этом"? Она еще и эксплуатирует моего мальчика!"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Маша, ты должна!" или как избавиться от "вредных" родительских установок
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Что скрывает понятие "женственность"?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что такое "быть дома"? Или "Я в домике"
  • Успешный | Это не "талант" и не "удача", это "позиция"
  • "Жирафики" или "Со мной что-то не так"
  • Кто вы, "Госпожа", "Сердечный друг" или "Женщина"?
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь