Как "накормить" внутреннего ребенка?

Автор статьи: Геннадий Малейчук

КАК «НАКОРМИТЬ» ВНУТРЕННЕГО РЕБЕНКА?

 Как накормить внутреннего ребенка

Несчастный ребенок многолик…

Сейчас много пишут о внутреннем ребенке.

Пишут о том, как важно замечать его, заботиться о нем, научиться любить его.

Все это так. Все это прекрасно! Вот только призыв «Полюби своего внутреннего ребенка», звучащий как руководство к действию, так и остается пустой фразой для человека, который никогда этого не делал, а, следовательно, не имеет ни малейшего представления о том, как это, любить своего внутреннего ребенка?

Вот и мои клиенты периодически обращаются ко мне с таким вопросом.

Попробую ответить на вопрос «Как полюбить своего внутреннего ребенка?», предложив свое поэтапное видение этого процесса.

Буду исходить из следующих идей:

А) внутренний ребенок реально существует как некоторая личностная структурная составляющая, запечатлевшая опыт детского периода в развитии;

Б) внутренний ребенок, в силу специфики этого опыта, оказался психологически недокормленным, не удовлетворившим ряд важных детских потребностей (в безопасности, заботе, безусловной любви) и по факту чувствующим себя нуждающимся и несчастным. И его нужно психологически «накормить» - дать ему то, в чем он нуждается!

Как это возможно сделать?

Предлагаю рассмотреть этот процесс, опираясь на аналогию реального, в чем-то нуждающегося ребенка.

Представьте себе такого ребенка.

Как он будет выглядеть?

  • Плачущим, расстроенным, обиженным, грустным…
  • Навязчивым, цепляющимся, заискивающим, ноющим…
  • Озлобленным, агрессивным, провокативным, манипулятивным…
  • Отстраненным, зажатым, скованным, замкнутым…

Несчастный ребенок многолик. И не за всеми его проявлениями можно его сразу распознать.

Часто те способы, которые «выбирает» нуждающийся ребенок с целью привлечь внимание взрослых к своей нужде, оказываются «кривыми». И далеко не каждый родитель способен распознать за этими способами его истинные потребности. В этом случае он реагирует на внешние, поведенческие, видимые ему проявления ребенка привычным для себя способом: Отстань, заткнись, успокойся, не лезь, не ной!

Так вот, первым шагом в том, чтобы психологически накормить нуждающегося ребенка, является способность заметить его. Заметить и не пройти мимо. Здесь очень важно пытаться смотреть за… Смотреть за симптоматические способы проявления потребностей ребенка, посредством которых он может о них сигналить. И очень важно, прежде чем привычно отреагировать на его нытье, цепляние или агрессию, сделать паузу, остановиться и спросить себя: «Что этим поведением хочет сообщить мне ребенок?»,  «Чего он от меня хочет?»

На этом этапе в терапии мы учим клиента распознавать своего внутреннего ребенка по его различным проявлениям. Учим клиента языку чувств, учим узнавать за разными его состояниями эмоции и чувства. Это непростая задача. Довольно часто клиент на вопрос терапевта «Что ты сейчас чувствуешь?» однозначно отвечает: «Нормально», либо вообще не понимает, что от него хотят.

Зачем это делать? За чувствами можно обнаружить потребности, а они нам понадобятся на следующем этапе.

Допустим, что нам удалось заметить нуждающегося ребенка и не пройти мимо.

Следующим шагом будет спросить его, что он хочет?

Здесь большинство взрослых в контакте с ребенком делают серьезную ошибку, попадая в ловушку: «Я лучше знаю, чего он хочет!» И кормят его тем, что, по их мнению, является полезным, важным, нужным. Делают это искренне, настойчиво, всячески стараясь «причинить ему добро». Они же взрослые – умные, грамотные, серьезные. Они познали жизнь и все в ней поняли.

Этим взрослым недостает чувствительности к другому и эмпатии. Их восприятие другого по преимуществу проективно. В противном случае они могли бы заметить другого и распознать его как другого. И тогда естественным был бы вопрос ребенку: «Чего ты хочешь?»

Точно так же Внутренний взрослый психологически недокормленного ребенка не имеет навыков обращения со своим внутренним ребенком. В его детском опыте не доставало эмпатичного, эмоционально чувствительного, внимательного родителя и его внутренний взрослый не впитал в себя этих способностей. Неудивительно, что внутреннему взрослому оказывается непросто заметить и понять своего внутреннего ребенка, или хотя бы заметить и задать ему простой вопрос: «Чего ты хочешь?»

Вопрос, на который при всей своей простоте бывает очень непросто ответить. И чем взрослее становится ребенок, чем настойчивее и увереннее взрослые в своем понимании ребенка, тем сложнее ему становится при встрече с этим вопросом. У взрослых, в структуре личности которых несчастный внутренний ребенок, бывают большие сложности с ответом на вопрос «Чего я хочу?»

В терапии, для того чтобы клиент смог ответить на этот вопрос, часто приходится возвращаться в его детство, вспоминать тот период в своей жизни, когда ему еще чего-то хотелось, реанимировать его чувствительность к Я-желаниям.

Таким образом, на этом этапе у нас две задачи:

  • Возвращение чувствительности внутреннего ребенка к своим желаниям
  • Повышение эмпатии у внутреннего взрослого.

Следующим шагом будет дать ребенку то, чего он хочет.

Список психологических желаний ребенка в этом возрасте не такой уж и большой.

Чего хочет ребенок?

Ребенок хочет заботы, внимания, принятия, любви. Ребенок хочет, чтобы его заметили, похвалили, когда он старается. Ребенок хочет, чтобы о нем заботились, когда у него не хватает своих сил и возможностей. Ребенок хочет, чтобы его успокоили и защитили, когда ему страшно.  Ребенок хочет, чтобы его пожалели, когда ему плохо, больно, грустно… Ребенок хочет чтобы его любили. Любили не за что-то, а просто за то, что он ребенок своих родителей.

Этого так не хватает как реальному ребенку, так и внутреннему нуждающемуся ребенку. Личностно зрелому родителю совсем не сложно дать это своему реальному ребенку. Не сложно это делать для своего внутреннего ребенка и внутреннему родителю, у которого был опыт счастливого, «накормленного» внутреннего ребенка.

Но это непросто или вообще невозможно для внутреннего родителя, которому в детстве не повезло с родителями. Его внутренний ребенок будет хронически голодным. Круг оказывается замкнутым: для того чтобы накормить голодного внутреннего ребенка нужен хороший внутренний родитель, которого нет, так как в  опыте не было контакта с хорошим реальным родителем. Подробнее о внутреннем родителе можно почитать здесь Сам себе родитель...

Чтобы разорвать этот круг, необходим новый недостающий опыт, который можно получить с другой родительской фигурой, способной взять на себя недостающие функции реального родителя. В реальной жизни эти функции проецируются чаще на партнеров по браку. Писал об это м здесь Комплементарный брак...

Неплохая возможность «активировать» хорошего внутреннего родителя возникает в  ситуации взаимодействия со своим реальным ребенком или внуком. В заботливом, внимательном, бережном контакте с таким ребенком  появляется возможность получить недостающий опыт хорошего родительства и ассимилировать его во внутреннего родителя. Впоследствии этот опыт можно использовать для контакта со своим внутренним ребенком.

В терапии для клиента таким «хорошим родителем» становится терапевт – чувствительный, эмпатичный, безусловно принимающий. В контакте с клиентом он выполняет параллельно две функции:

  • «Кормит» его внутреннего ребенка
  • Формирует у клиента опыт хорошего внутреннего родителя, способного со временем взять на себя первую функцию терапевта.

Надеюсь, мой терапевтический и личный опыт станет для кого-то хорошей «подсказкой» для реанимации своих проблемных частей личности.

Моя последняя статья в этом году... Спасибо всем, кто читал, комментировал и благодарил меня за мой опыт, обобщенный в статьях. Мне важна ваша поддержка!

С Новым Годом, мои дорогие читатели и подписчики! Радости, Света, Тепла и Гармонии вашей душе!

Любите себя!

Связаться со мной можно через сайт b17 и через скайп Логин: gennady.maleychuk

Регистрируйтесь на сайте psyoffice.ru и получайте доступ к интересной информации по практической психологии



Просмотров: 375
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив, богат, успешен.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • «Так ли страшен черт, как его малюют» или «стоит ли прятать своего ребенка от психиатра»?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • Внутренний ребенок. Кто он? Как его исцелить?
  • Статья для тех, кто чувствует что его жизнь - серая и скучная, и очень хочет новизны
  • Устройте праздник для своего внутреннего ребенка
  • Психотерапия – школа приемных родителей для своего внутреннего ребенка
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Как ваш ребенок понимает, что вы его любите?
  • Как любить своего ребенка? Как его принять?
  • Как организовать праздник для ребенка в зависимости от его темперамента?
  • Как принять и полюбить своего внутреннего ребенка
  • Внешний мир человека, как отражение его внутреннего пространства.
  • В рисунке ребенка – его внутренний мир!
  • Как исцелить своего раненого внутреннего ребенка?
  • Как подобрать для ребенка игры, наиболее соответствующие его темпераменту и складу характера
  • Научите ребенка играть, чтобы развить его способности.
  • Внутренний ребенок и стоит ли его исцелять?
  • Ребенок в школе всех задирает. Как его от этого отучить
  • Развивающий диалог: у ребенка нет готовых программ, но это не основание лишать его уважения
  • Очень медленный ребенок, как его ускорить?
  • Хотите, чтобы ребенок вам доверял — научитесь его принимать
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь