|
Травма развитияАвтор статьи: Егорова Татьяна Иннокентьевна
Про травму развития
Когда дети развиваются, у них начинают формироваться в определенном возрасте определенные психомоторные навыки. В определенном возрасте они начинают ползать, в определенном возрасте тянуться к игрушкам и т.д., т.е. в определенных возрастах у них формируются определенные мышцы, которые позволяют реализовать определенные навыки и потребности, и возникают соответствующие эмоции, связанные с реализацией этих потребностей. В первые дни, месяцы и годы жизни потребности ребенка удовлетворяют родители . Для тех, кто уже стал взрослым, это означает, что в детстве было получено от окружения, от мамы и папы, достаточно поддержки, достаточно ресурсов для того чтобы мы выжили. При этом, естественно, и никто из нас не может этого избежать, на определенных этапах развития, ребенок может сталкиваться с недостатком или нехваткой чего-то, с каким-то травматическим опытом, который даже не имеет отношения к угрозе жизни, а в основном к тому, что возникала физиологическая, эмоциональная, энергетическая нехватка каких-то ресурсов. Часто родители сами не очень знают, как воспитывать ребенка, какие именно ресурсы ему необходимы в данный период, они могут или много работать, или быть погруженными в свои личные проблемы, или заболевать, так что у них самих просто нет достаточно ресурса, чтобы отдавать его ребенку. Когда потребность ребенка часто фрустрируется, то формируется определенный травматический опыт. Если этот опыт часто повторяется, или очень сильный, то он закрепляется и несет ответственность за то, как будучи взрослым, этот человек будет реагировать в жизни на многие сложные для него ситуации. Когда человек выбирает один и тот же способ реагирования на разные ситуации, это говорит о проявлении его структуры характера. Про экзистенциальные потребности Ребенок вначале не может сам удовлетворять свои потребности, и не может знать, как к ним относиться, он просто посылает в мир запрос на любовь, на свой интерес, на любопытство и т.д.. Он узнает об отношении к своим потребностям от тех, кто о нем заботится. Отношение значимых взрослых к его потребностям показывают ребенку, как с его потребностями можно обойтись. Являются ли они важными, или их часто можно задвинуть, ради чего-то другого, потребностей взрослых, или их желаний, их настроения и т.д.. Так, как значимые взрослые обходятся с потребностями ребенка, это единственный для него образец, как можно обходиться, со своими потребностями, желаниями, личностью. Каждый раз, когда проявляется любое отношение к ребенку, у него возникает что- то более глубокое, чем только нужды и чувства, формируется ощущение «Я». Кто я? «Я» - это то, как я научился обходиться с собой, и какое у меня внутреннее отношение к моим потребностям. В каждом возрастном периоде ребенок вместе с признанием или не признанием его потребностей формирует в себе ответы на важные экзистенциальные темы: 1- имею ли я право на существование с первого триместра беременности до 3 месяцев 2. имею ли я право на свои потребности и на выражение своих потребностей в этот мир. С 1 до 18 месяцев 3 имею ли я право выражать и предъявлять себя, быть собой. С 8 месяцев до 2,5 лет 4 имею ли я право на выражение своих эмоций и действий в окружающий мир. С 2 до 4 лет. Если в соответствующем возрасте произошел травматический опыт в виде нехватки поддержки эмоциональной или физической, то тема соответствующая этому периоду, в стрессовых ситуациях, или даже не в стрессовых ситуациях а в период спада, понижения ресурса, будет все время звучать.Переживания в русле соответствующей темы будут возникать в разных событиях и будут влиять на способ установления контакта с собой, с другими людьми, с миром. Например, «имею ли я право на существование в этом мире», даже когда человек прошел через детский возраст, и ему уже 20-40-60…лет. Эта тема продолжает присутствовать и влиять на его жизнь. Во взрослом возрасте, когда у человека достаточно поддержки и ресурсов, травма развития остается и формирует определенную структуру характера. Эта структура будет влиять на него, формируя его отношения, его личную жизнь, и его способность к стремлениям и достижениям. В любых чуть более нагруженных или стрессовых ситуациях структура начнет проявляться, другое дело, как выходить из стресса, как формировать другие навыки. У взрослого человека есть возможность сделать структуры, которые у него уже есть менее ригидными и расширить диапазон своих реакций в решении жизненных ситуаций. Из практического опыта, я могу сказать, что люди сильно меняются, они могут как улучшаться, так и ухудшаться. Если люди не работали, не находились в терапии, этот травматический опыт, мало того, что сказывается во всех областях жизни, как некая не способность, не способность создавать, удерживать, наслаждаться в отношениях, как деловых так и личных. Наш травматический опыт обязательно передается по наследству нашим детям, хотя бы по тому, что мы не можем дать им ресурс, которым сами не обладаем. В более зрелом возрасте, этот травматический материал поднимается, из бессознательного, и психика уже может с ним не справляться, поэтому с возрастом обычно характерологические защиты становятся еще более ригидными, жесткими. Другое дело, если человек работает над собой, то в большинстве случаев, учится учитывать и корректировать свою структуру характера.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|