Травма развития

 

Про травму развития

 

Когда дети развиваются, у них начинают формироваться в определенном возрасте определенные психомоторные навыки. В определенном возрасте они начинают ползать, в определенном возрасте тянуться к игрушкам и т.д., т.е. в определенных возрастах у них формируются определенные мышцы, которые позволяют реализовать определенные навыки и потребности, и возникают соответствующие эмоции, связанные с реализацией этих потребностей.

В первые дни, месяцы и годы жизни потребности ребенка удовлетворяют  родители . Для тех, кто уже стал взрослым, это означает, что в детстве было получено от окружения, от мамы и папы, достаточно  поддержки, достаточно ресурсов для того чтобы мы выжили.

При этом,  естественно, и никто из нас не может этого избежать, на определенных этапах развития, ребенок может сталкиваться с недостатком или нехваткой чего-то, с каким-то травматическим опытом, который даже не имеет отношения к угрозе жизни, а в основном к тому, что возникала физиологическая, эмоциональная, энергетическая нехватка каких-то ресурсов.

Часто родители сами не очень знают, как воспитывать ребенка, какие именно ресурсы ему необходимы в данный период, они могут или  много работать, или быть погруженными в свои личные проблемы, или заболевать, так что у них самих просто нет достаточно ресурса, чтобы отдавать его ребенку.

Когда потребность ребенка часто фрустрируется, то формируется определенный травматический опыт. Если этот опыт часто повторяется, или очень сильный, то он закрепляется и несет ответственность за то, как будучи взрослым, этот человек будет реагировать в жизни на многие сложные для него ситуации. Когда человек выбирает один и тот же способ реагирования на разные ситуации, это говорит о проявлении его структуры характера. 

 Про экзистенциальные потребности

Ребенок вначале не может сам удовлетворять свои потребности, и не может знать, как к ним относиться, он просто посылает в мир запрос на любовь, на свой интерес, на любопытство и т.д.. Он узнает об отношении к своим потребностям от тех, кто о нем заботится.

Отношение значимых взрослых к его потребностям показывают ребенку, как с его потребностями можно обойтись. Являются ли они важными, или их часто можно задвинуть, ради чего-то другого, потребностей взрослых, или их желаний, их настроения и т.д..  Так, как значимые взрослые обходятся с потребностями ребенка, это единственный для него образец, как можно обходиться, со своими потребностями, желаниями, личностью.

Каждый раз, когда проявляется любое отношение к ребенку, у него возникает что- то более глубокое, чем только нужды и чувства, формируется ощущение «Я». Кто я?  «Я» - это то, как я научился обходиться с собой, и какое у меня внутреннее отношение к моим потребностям. В каждом возрастном периоде ребенок вместе с признанием или не признанием его потребностей формирует в себе ответы на важные экзистенциальные темы:

1- имею ли я право на существование с первого триместра беременности до 3 месяцев

2. имею ли я право на свои потребности и на выражение своих потребностей в этот мир. С 1 до 18 месяцев

3 имею ли я право выражать и предъявлять себя, быть собой. С 8 месяцев до 2,5  лет

4 имею ли я право на выражение своих эмоций и действий в окружающий мир. С 2 до 4 лет.

Если в соответствующем возрасте произошел травматический опыт в виде нехватки поддержки эмоциональной или физической, то тема соответствующая этому периоду, в стрессовых ситуациях, или даже не в стрессовых ситуациях а в период спада, понижения ресурса,  будет все время звучать.Переживания в русле соответствующей темы будут возникать в разных событиях и будут влиять на способ установления контакта с собой, с другими людьми, с миром. Например, «имею ли я право на существование в этом мире», даже когда человек прошел через детский возраст, и ему уже 20-40-60…лет. Эта тема продолжает присутствовать и влиять на его жизнь.

Во взрослом возрасте, когда у человека достаточно поддержки и ресурсов, травма развития остается и формирует определенную структуру характера. Эта структура будет влиять на него, формируя его отношения, его личную жизнь, и его способность к стремлениям и достижениям. В любых чуть более нагруженных или стрессовых ситуациях структура начнет проявляться, другое дело, как выходить из стресса, как формировать другие навыки.

У взрослого человека есть возможность сделать структуры, которые у него уже есть менее ригидными и расширить диапазон своих реакций в решении жизненных ситуаций.

Из практического опыта, я могу сказать, что люди сильно меняются, они могут как улучшаться, так и ухудшаться.

Если люди не работали, не находились в терапии, этот травматический опыт, мало того, что сказывается во всех областях жизни, как некая не способность,  не способность создавать, удерживать, наслаждаться в отношениях, как деловых так и личных. Наш травматический опыт обязательно передается по наследству нашим детям, хотя бы по тому, что мы не можем дать им ресурс, которым сами не обладаем.

В более зрелом возрасте, этот травматический материал поднимается, из бессознательного, и психика уже может с ним не справляться, поэтому с возрастом обычно характерологические защиты становятся еще более ригидными, жесткими.

Другое дело, если человек работает над собой, то в большинстве случаев, учится учитывать и корректировать свою структуру характера.

 



Просмотров: 469
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Я ЕСТЬ! Я ИМЕЮ ПРАВО БЫТЬ!" как базовое право человека
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Я имею право на свои чувства
  • Опыт дискриминации. Что мы выносим из него и что он может дать?
  • Свобода как она есть (для совсем взрослых, которые знают сколько им надо и когда достаточно).
  • Имею ли я право жить если я не продуктивен?
  • Право имею. Если партнер не оправдывает ожидания
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Дети ВДА - я имею право быть!
  • Травматический опыт: реконструкция, проживание, ресурс.
  • Как легко влиять на ребенка. Когда дети хотят следовать за взрослым?
  • Имею право быть!
  • Зарисовки из жизни. Когда ребенок не имеет права быть собой.
  • Про травматический опыт
  • Травматический опыт
  • Когда отдавать ребенка в школу. Опыт психолога и мамы.
  • Имею ли я право пробуждать другого
  • Травматический опыт: пережить и принять
  • НЕ ЖИВУ. Поломался в детстве. Имею право или нет?
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Возрастные страхи до трех лет: когда и чего ребенок имеет полное право бояться
  • Сексуальный миф 3: В молодом возрасте секс лучше, а в более зрелом – хуже.
  • Добровольный уход из жизни. "Тварь ли я дрожащая или право имею?".
  • В каком возрасте женщина имеет право жить, как ей хочется?
  • Показатели развития ребенка в старшем дошкольном возрасте.
  • Врослая жизнь с травмой развития. Дезадаптация, гиперкомпенсация и позитивный травматический рост
  • Право на свои желания и свобода быть собой
  • Ох уж этот перенос, как же сильно он может осложнять жизнь!
  • Попытка поменять свою жизнь в один момент, может сделать этот момент – последним



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь