|
Учёные VS Позитивное мышление. 5:0Автор статьи: Владислав Депутатов
Итак, предположим, у человека депрессия. Какие психотерапевтические интервенции ему нужны? Правильно, фразы «не грусти» и «ну ты мысли позитивно и всё будет ОК», что же ещё. И если антидепрессивный эффект первой фразы не вызывает сомнений у любого нормального человека, то вот эффект второй надо бы ещё доказать. Именно этим, собственно, и занялась группа учёных. Они провели эксперимент: Студентам (88 человек) дали задание: представить себя главным героем сюжета с открытой концовкой. Мысленно они должны были окончить эти сценарии, после чего концовку записать. Каждый из этих сценариев создан с таким расчётом, чтоб не напрягаясь можно было придумать как позитивный, так и негативный финал. После этого, испытуемых просили оценить: насколько каждый сценарий позитивный или негативный, по 7-ми бальной шкале. Таким образом у учёных получались циферки, а циферки всегда можно посчитать с чем-нибудь. Например, с опросником, который определяет силу симптомов депрессии. Они попросили студентов заполнить этот опросник сразу после оценки сценариев. И вот что получилось: чем более позитивные окончания сценариев человек выдумывает – тем слабее у него в данный момент были симптомы депрессии. Адептов позитивного мышления порадует такой результат, но у эксперимента была вторая часть: они попросили этих студентов ещё раз заполнить опросник (в этот раз только его) через 4 недели. Результат удивил: чем более позитивные окончания человек выдумывал тогда, тем сильнее у него были симптомы депрессии спустя время. Причём, результаты второго раза были убедительнее с математической точки зрения (для тех, кто шарит в мат статистике: в первый раз результат корреляционного анализа был r=–0,29, а во второй - r=0,45). Но вдруг это случайность? В общем, надо подтвердить эти результаты, поменяв возраст испытуемых, а так же промежуток между тестом 1 и тестом 2. Ну и методики поменять, а то мало ли. Провели ещё 3 исследования: 1) дети, 9,10 лет. 109 человек. Промежуток между тестированием – 7 месяцев. Опросник в этот раз взяли детский. Результат похожий. (1 – r=–0,29, 2 – r=0,27); 2) другие студенты, 19-21 лет. 142 человека. Промежуток между тестированием – 2 месяца. Для измерения симптомов депрессии взяли другой опросник. Результат похожий. (1 – r=–0,33, 2 – r=0,22); 3) ещё студенты, 17-21 лет. 78 человек. Промежуток между тестированием – 6 месяцев. Вместо методики со сценариями - будильник, после звонка которого они отмечали, насколько позитивными или негативными являются их мысли. Делали они это 8 раз в день. Результат похожий. (1 – r=–0,43, 2 – r=0,27). Как это всё объясняется? Вот так: когда мы мыслим позитивно об учёбе, отношениях и здоровье (сценарии были об этих сферах), то мы, соответственно, прилагаем меньше усилий для того, чтоб достичь успеха. После этого, с большей вероятностью, можно ожидать провал в этой сфере и из-за этого будет немного грустненько. Вот вам пример: студент прогуливает часть пар, мыслит позитивно типа «да прибудет со мной халява». После этого приходит экзамен, он получает закономерную двойку и грустит из-за того, что перестал получать стипендию. Вот ещё один пример: отношения разваливаются, буквально сё в них плохо. Мыслить позитивно: «ну это у нас кризис кароч, щас он всё поймёт и перестанет мне изменять, и пить перестанет, и бить тоже перестанет, надо только подождать и всё образуется». Но не перестал, а интерпретация событий вследствие привыкания становится привычно-негативной, что и приводит к усилению симптомов депрессии. Ах да, были ещё такие данные: люди, пережившие суицидальную попытку и пытающиеся мыслить позитивно («со мной всё будет хорошо»)... достоверно чаще делали ещё одну попытку умереть. --- В общем, у "не грусти" нет никаких конкурентов. ;) для вас, Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|