Безопасность при проведении расстановки

Безопасность при проведении расстановки

Многие говорят о возможности вреда, возможности обострения эмоциональных процессов (например, страхов), телесных состояний и самочувствия после расстановок. Особенно, если её проводят неопытные терапевты.

На память приходит случай, когда студенты-старшекурсники сделали расстановку студентам-младшекурсникам после участия всего в одном расстановочном семинаре. И тему взяли непростую – болевой симптом. Воспроизвести ситуацию клиента в расстановке оказалось очень легко (скрючило всех), намного труднее потом было из этого выйти Студенты просто не владели технологиями трансформации ситуации. Пришлось после них переделывать и возвращать ситуацию клиента в нормальное русло.  

В этой связи всегда очень остро стоит вопрос безопасности процесса клиента в ходе расстановки и после него. Это касается не только расстановок, но и любой другой формы терапевтической работы.

  • В телеске, после контакта с партнером в самом простом упражнении, могут преследовать тяжелые сны и образы.
  • После инсценировки ситуации со сложным клиентом в рамках бизнес-тренинга участника может накрыть яростью и не отпускать часами.
  • После рассказа вузовского лектора о забастовке и голодовке на предприятии может вспыхнуть забастовка студентов против деканата.  
И ведущему расстановки очень важно знать и использовать эффективные действия для обеспечения безопасности процесса на всех этапах процедуры: до, в ходе и после расстановочной сессии.

Особенно остро стоят эти вопросы после выездных расстановок в регионах. На мой взгляд – это часть ответственности расстановщика – обеспечить сопровождение участников его учебно-терапевтических семинаров между модулями. Процессы могут быть разные. Я бесконечно рад тому обстоятельству, что в каждом городе, где я проводил учебные и клиентские расстановки у меня есть надежный партнер-психолог, который может помочь участникам, вошедшим в серьезный процесс, но заметил это уже после завершения семинара.     

Еще более важная тема – это отдавать себе отчет, стоит ли расстановщику работать с тяжелыми состояниями клиентов (с психозами, пограничными состояниями и т.д.). Тут я согласен с Фрейдом, клиент должен быть достаточно болен, чтобы хотеть исцелиться, и достаточно здоров, чтобы выдержать процедуру.

Я считаю, что расстановка как метод психологической работы над внутренними проблемами человека подходит для взрослых людей, способных рефлексировать свои состояния, способных ставить цели, активно действовать для их достижения, используя для этого самую разнообразную информацию, обсуждать с терапевтом изменения этих состояний и выбирать удобное для себя уместное продолжение сотрудничества, и договариваться о его условиях. Я уверен, что взрослый, зрелый, самостоятельный человек может понять, подходит ему метод работы, терапевт или нет.

Во все других случаях стоит проявить предусмотрительность и осторожность.      

А теперь несколько полезных советов, которые могут пригодиться начинающим расстановщикам.   

Не пугайте клиента своим страхом 

Если что-то идет не так как нужно, самое главное – не бояться самому, по крайней мере на внешнем уровне полезно демонстрировать уверенность и спокойствие: «Очень интересная ситуация!». Это к стоматологам и хирургам тоже относится!!! Если доктор бросил инструменты, стал нервничать, бегать из угла в угол и кричать: «За что мне такое!» клиенту становится не по себе, он начинает воображать самое страшное: «Я совсем безнадежен! Ужас, ужас, ужас!»    

Подстрахуйтесь заранее

Расстановщикам полезно любым способом ДО расстановки получить информацию от клиента о состоянии его здоровья (психоз, депрессия, припадки, диабет, астма, суицидальность, постинфарктное состояние и т.д.).

Важно провести подробный инструктаж и разделить с участниками и клиентами расстановок ответственность. К примеру, я всегда говорю: «Если заметили ухудшение самочувствия, обязательно сообщите мне об этом, в этом случае я смогу вам помочь. Если вы мне не сообщите, я у метро вам догонять не смогу».

Брать расписку с клиента о том, что он предупрежден о всевозможных рисках и несёт полную ответственность за своё состояние, я считаю перебором. Так можно еще больше напугать даже очень спокойного человека.  

Рамки и правила

Заранее договоритесь о правилах и рамках групповой работы. Ведь безопасность и комфорт процесса в интересах всей группы. Все правила перечислять здесь не буду. Любой участник имеет право сказать: «СТОП!», если его что-то не устраивает. Ведущий имеет право попросить любого участника покинуть группу, если правила нарушены! (Такое за 12 лет расстановочной практики случилось лишь однажды).

Важно провести детальный инструктаж присутствующих наблюдателей и заместителей: «Процесс расстановки таков, что вас может накрывать тяжелыми чувствами. Не нужно терпеть. В любом случае сообщайте об этом, выходите из нагруженных ролей, увеличивайте дистанцию. Не нужно стараться сделать за один раз слишком много. Обморок от перегрузки и любой другой экстрим нам не нужен.  



Что делать, если почувствовали себя плохо

Заместитель и наблюдатель могут почувствовать себя плохо в роли (заместительское восприятие), а могут почувствовать себя плохо из-за своего заболевания. В любом случае полезно заменить заместителя и перепроверить ощущения. Если после выхода из роли негативные состояния прекращаются, значит они из роли. Если нет, очень может быть, что ситуация заместителя вошла в резонанс с ситуацией клиента расстановки. К примеру, у клиента был аборт и у заместителя был аборт, и они вместе попали в одну эмоциональную яму. Это повод заместителю обратить на это внимание и заняться проработкой этой темы в ближайшее время. Она так и просится в проработку.

Иногда состояния в роли невыносимы даже для расстановщика. Однажды будучи ведущим в расстановке я пригласил на роль пострадавших членов семейной системы клиента кого-то из участников группы, и НИКТО не вызвался. Я как расстановщик сам встал в роль и мне стало очень плохо. Просто скрутило. Пришлось оперативно выпрыгивать из роли. И работать на дистанции...

Если самостоятельно выйти из роли не получается, нужно обратиться за помощью к ведущему.

Беременные в расстановке

Часто меня спрашивают, могут ли беременные участвовать в расстановке, делать расстановки в роли клиентов? Ни разу не заметил каких-либо негативных последствий для беременных. Но здесь, как и в жизни, важно проявлять осторожность, не переутомляться, бережно относиться и к себе, и ребенку. Расстановочная работа – это тоже работа. И от неё устают. Нужно дозировать нагрузку и чаще отдыхать.

Угроза суицида

Ситуация серьезная. Понять, что это на самом деле: театр одного актера или реальная угроза суицида - очень трудно. Важно напомнить группе или клиенту, свою роль: «На расстановках мы не помогаем человеку умереть. Мы помогаем тем частям его личности, которые хотят жить, процветать, достигать успехов».

При малейшем подозрении на суицидальные настроения лучше всего настоятельно порекомендовать клиенту обратиться к психиатру.



Участник в алкогольном или наркотическом опьянении

Проводить расстановки в сильном опьянении невозможно. Настоятельно рекомендую таким клиентам перенести сессию на другое время. Даже при малых дозах опьянения замутненность сознания является серьезным препятствием для эффективности сессии.

В работе по скайпу однажды заметил вязкость ситуации. Интервенции, обычно очень эффективные, не давали почти никакого результата. Через некоторое время клиента призналась, что каждый раз она работала со мной под какими-то таблетками. Для меня это просто неэффективное расходование времени и ресурсов.  

Угрозы и агрессия

Если кто-то из участников семинара ведет себя оскорбительно для других, необходимо как можно быстрее это заметить, обратить на это внимание, и напомнить правила поведения в группе: «Такое поведение здесь недопустимо». Важно не сгущать краски. Не надо делать из этого проблему. Установить границы и напомнить правила надо твердо и ясно, и в то же время доброжелательно. Ведь каждый участник группы может оказаться охвачен самыми непростыми чувствами. И это, как правило, следствие травм и тяжелых эпизодов из его жизни. И он как минимум достоит сочувствия, а не удара в ответ.  

При необходимости можно предложить такому человеку поработать с его проблемами индивидуально.   

Однажды в комнату для проведения расстановочного семинара ворвалась сумасшедшая женщина – начала оскорблять присутствующих, обвинять их во всех смертных грехах и призывать их к покаянию. Её мы конечно вывели под белы ручки из комнаты при помощи охраны. Но это случай исключительный, единственный за 12 лет практики.

 

Проявление бурных эмоций

Нормальный процесс отреагирования эмоций, как правило, очень короткий, до 5 минут. Это так называемые первичные чувства скоротечны и вовлекают группу в процесс сопереживания, сострадания и эмоциональной поддержки. Но иногда ситуация затягивается и принимает характер спектакля. Вторичные чувства отличаются от первичных тем, что они более продолжительные, и группа начинает откровенно скучать и тяготиться этим зрелищем.

Ведущему очень важно успокоить группу, и сохранять спокойствие самому. Можно попросить человека подышать, концентрируя внимание на выдохе. Или резко выдохнуть несколько раз.

Хорошо помогают в этой ситуации просьба: «Посмотри на свои руки, сравни мою руку и свою, что ты видишь, какая разница?» Этот нехитрый приём выдергивает человека из его старых трагичных образов детства и переживаний прошлого в ситуацию здесь и сейчас – и его эмоциональный процесс прекращается. Это как изменение фокуса фотокамеры. Где твой фокус, там ты весь!

Иногда помогает введение в расстановку новой дополнительной фигуры: «Это твои эмоции, которые ты сейчас испытываешь. Давай посмотрим, на что они указывают?» Это помогает сократить процедуру эмоциональных процессов в разы.  

***

На самом деле, есть одна простая рекомендация для начинающих расстановщиков, которая может послужить профилактической мерой против бурных эмоциональных процессов. Всего-навсего нужно в процесс расстановки обрабатывать каждую выявленную ситуацию, не переходить к следующей диагностике, пока не обработал то, что уже выявлено. Иначе получается эффект «снежного кома», теряешь нить и не знаешь уже, откуда данная конкретная эмоция выскочила.    

***

Надеюсь, эти рекомендации помогут студентам-расстановщикам в их профессиональном развитии.

Системные расстановки (семейные, организационные, структурные и др.) – великолепный метод выявления причин самых запутанных проблем. В расстановочный процесс легко вписываются множество приёмов трансформации ситуации клиента из других модальностей психотерапии.

Улучшайте свою жизнь к лучшему.

А расстановки вам в помощь!

 

 

 

 

 



Просмотров: 332
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Неудачный опыт в расстановках. Что делать, если после сделанной расстановки стало хуже?
  • Мозг и расстановки. Почему бывает плохо после расстановок?
  • Что делать клиенту после расстановки?
  • Что делать, если вам стало плохо во время или после телесно-энергетической практики?
  • Возвращение домой или Что делать клиенту после расстановки
  • Иногда если очень быстро двигаться к цели – можно ее и снести!
  • Нужно ли сопровождать клиента после консультации
  • Если очень нужно замуж, то побудь одна...
  • «Очень важно беречь себя, сберегая других»
  • После расстановки у меня выросли крылья
  • Как заставить себя работать, если очень не хочется
  • 10 дельных советов для построения счастливых отношений с мужьями, даже если сейчас все очень «сложно».
  • Как разлюбить и попытаться забыть человека после его измены и очень некрасивого расставания?
  • 5 причин использовать расстановки, если есть ощущение, что вы оказались в тупике.
  • Если очень хочется, то можно ;-)
  • Если нельзя , но очень хочется - то можно
  • Техника для тех, кому "не по себе" после тренинга, расстановки, консультации
  • Если очень хочется, то можно. Пластические операции.
  • Процесс расстановки. Часть 2. Предварительная беседа с клиентом
  • Этого нам не сказали. Утверждения, которые могут изменить вашу жизнь после психологической травмы
  • Результат после расстановки- чего ожидать?
  • Пострасстановочное после организационной расстановки и консультирования
  • Почему люди не ходят к психологам? (Даже если очень прижмёт)
  • Если очень хочется кому-то помочь… Отступление от темы
  • Самопомощь, если вам очень трудно. Два взгляда, несколько работающих техник.
  • МЕТОД РАССТАНОВКИ | Безопасность превыше всего
  • Меню твоей жизни может быть очень вкусным и разнообразным
  • Что делать, если мы очень боимся неизвестности будущего?
  • Что делать мужчине, если секса нет, а очень хочется?
  • Если очень хочется кому-то помочь… 2



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь