Вчера в метро напротив меня сидела женщина с ребёнком на коленях, на вид которому около трёх лет, и что-то очень громко и эмоционально ему рассказывала. Когда поезд подъехал к станции, слова стали более разборчивы: "... 50 человек! Ты понимаешь? В метро растоптали 50 человек, их давили руками и ногами, они кричали, повсюду была кровь, но им никто не мог помочь. Вот к чему приводит большое количество людей одновременно." Взгяд ребёнка был словно "одеревеневший". Без единого вопроса, не моргая, он молча смотрел в одну точку. Моя профессионально-человеческая часть жёстко терроризировала меня изнутри: "Подойди! Объясни! Что же ты делаешь то, женщина?..." Моя мудрая часть, отвечающая за личное пространство, вторила: "Тебя спросили? Ты как-то можешь догнать и причинить добро этим людям?" Вздохнув, я вышла из поезда. И долго ещё рассуждала сколько вокруг подобных историй. Страшилки устами младенца мифами передаются из поколения в поколение: бабки Ёжки, чёрные кошки и Бабайки... И от этого никуда не уйдешь. Но это детский мир. А у взрослого здесь одна задача: объяснить, успокоить, защитить, не оставаться равнодушным и обеспечить безопасное пространство. И всегда помнить: детская психика хрупкая и не созревшая! И подобному вышеупомянутому рассказу здесь не место.
Стоит ли говорить с ребёнком о трагических событиях: смерть, войны, катастрофы? Всё относительно. При прямых вопросах, либо ситуациях, касающихся близких людей, скрывать и придумывать, безусловно, не стоит. Но делать это нужно экологично, максимально просто и безболезненно для детского сознания. И, при малейшем намёке на испуг, опять таки, обозначить, что опасности нету, вы рядом. Когда я проводила праздничные мероприятия в детском саду, у меня был большой чемодан на колесиках. "В этом чемодане сидят непослушные дети" - вещала воспитатель гуляющей с ней на улице малышне. Когда в детский сад ходила я сама, воспитатели целый день активно обсуждали громкое преступление в соседнем доме. Подробности которого я помню до сих пор. Чем руководствуются взрослые в подобных разговорах? Я не знаю. Могу предположить одно. Здесь как будто нету чувствительности "я большой, а ты маленький", а также уважения к детскому пространству. И, когда речь идёт о воспитательных мотивах, выходит, что "на войне все средства хороши". С одной лишь поправочкой, которую, к сожалению, родители зачастую не видят: силы то не равны.
Важно понимать: совсем не обязательно быть правильным и идеальным родителем. Однако чувствительным, понимающим и принимающим - куда важнее.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.