Есть фильмы, которые хочется пересматривать время от времени.
В моей вселенной к таким относится эпическое произведение Хаяо Миядзаки "Принцесса Мононоке".
Типичная ошибка европейских людей - называть полнометражные японские анимационные фильмы - мультики, мультфильмы. У меня язык не поворачивается. Потому что эти произведения много серьёзнее, чем "мультики". Самое распространённое - называть их "аниме". Но для меня некоторые из них, и "Принцесса Мононоке" к ним относится, настолько глубоки и масштабны, что иначе как "произведение" и "фильм" я не могу их называть.
Просмотр этого фильма происходит со мной (именно происходит, я не собираюсь это делать целенаправленно, а оно вдруг случается) с периодичностью примерно раз в три года. И вот опять оно произошло.
Как ни удивительно, многие мои знакомые не слышали об аниме, Хаяо Миядзаки и других японских творцах-создателях аниме. Мне повезло, в моём ближайшем окружении есть человек, познакомивший меня с этим удивительным миром (спасибо тебе, я знаю, ты не любишь публичности, поэтому не называю твоё имя сейчас).
Я, пожалуй, не буду пересказывать подробно сюжет, чтобы не утомлять длинным перечислением фактов и действий. Хочу обозначить сюжет пунктиром и написать о личных впечатлениях.
Действие двухчасового фильма разворачивается в средневековой Японии.
Главные герои - храбрый и добрый принц Аситака, воспитанница волков, живущая с ними в лесу принцесса Мононоке, красивая, жёсткая и умная госпожа Эбоси, глава поселения, где делают оружие и Лесной Дух, бог леса.
Самое вкусное для меня - здесь нет однозначно положительных и отрицательных героев.
Даже принц Аситака, не по годам мудрый, в самом начале фильма оказывается под властью проклятия ненависти, которое грозит поглотить его изнутри, но и даёт сверхсилы в борьбе с врагами.
И для меня вся эта история - на самом деле о любви. Нет, не только о любви Аситаки и Мононоке, которая здесь есть.
О любви как о способе жить. О любви, которая иногда может затмеваться ненавистью, жадностью, и в этом затмении приводить к гибели. В контексте фильма - к гибели всего живого. Корыстные люди, действуя вне любви, завладевают головой Лесного бога и тащат её к императору, алкая вознаграждения. И начинается гибель всего вокруг, с катастрофами и разрушением.
А люди, влекомые жадностью, всё бегут и бегут с головой, как будто не понимая, что натворили. И только всё нарастающая пляска смерти и Аситака с Мононоке заставляют их вернуть голову Лесному богу. И этот момент, когда принц и принцесса возвращают отобранное другими людьми, для меня самый сильный в фильме. Я здесь обычно плачу от избытка чувств, хотя плачу во время просмотра фильмов я не часто. Они очень трогательны в этот момент в своём единении друг с другом и природой, в центре бушующей бури и, кажется, готовы погибнуть, отдавая украденное.
Лесной дух, вернув свою голову, перестаёт быть смертоносным ураганом и медленно падает-растворяется-исчезает.
И после этого происходит исцеление. Исцеление главных героев и возрождение природы. На глазах зеленеют склоны холмов и жизнь возвращается.
"Значит, чтобы всё росло тоже Лесной бог делал, а?!" - ошеломлённо спрашивает один из второстепенных героев.
Так обозначается взаимосвязь всего со всем в нашем мире, которую мы, люди, видим и чувствуем не всегда.
Здесь нет однозначного счастливого конца. Принц и принцесса не поженились и жили долго и счастливо.
И в этом для меня тоже есть особая ценность неоднозначности.
Не всё должно заканчиваться по шаблону.
Посмотрите этот фильм, если вам интересны сложные, масштабные, мистические и захватывающие истории.
#утро_богемы #будни_психотерапевта