Пару месяцев назад я разбирал с психологической точки зрения песню группы "Бумбокс" (https://www.psyoffice.ru/article/152250/). Это было интересно. Поэтому я решил сегодня покуситься на святое и положить под нож песню Кипелова.
Около года назад мы с уфимской поэтессой Марианной Плотниковой (крайне рекомендую ознакомиться с её творчеством) в кулуарных беседах разбирали творческую составляющую произведения (ну как мы разбирали... Марианна разбирала, а я слушал). Поэтому сегодня вношу лепту психологического разбора.
Поехали!
[Куплет 1] Ночь унесла тяжёлые тучи, Но дни горьким сумраком полны. Мы расстаёмся, так будет лучше, Вдвоём нам не выбраться из тьмы.
"Дни горьким сумраком полны" - достаточно очевидно, что как минимум один из партнеров не удовлетворен отношениями. Есть вероятность, что днём они конфликтуют или же просто не имеют точек соприкосновения. Фактически, отношения на них давят.
"Ночь унесла тяжёлые тучи" - при этом же, ночью всё хорошо. И тут есть два основных варианта: либо они спят и просто не ссорятся во сне, либо же их объединяет секс. В первом варианте получается, что партнеры во сне забываются от негативных эмоций, полученных за день. И здесь возникает вопрос, а что их вообще удерживает в отношениях? Если же их объединяет только секс и они удовлетворены отношениями только в моменты соития, то это явно говорит о негармоничных отношениях, ибо провисание остальных сфер создает большое количество негативных эмоций, которое секс не перевешивает.
"Мы расстаёмся, так будет лучше" - кто-то из партнеров (или оба) решили разорвать созависимые отношения, чтобы избавиться от страданий. Вероятно, работа над отношениями либо исчерпала себя, либо просто считается невозможной и бесполезной.
"Вдвоём нам не выбраться из тьмы" - яркий образ, описывающий ощущения партнеров в созависимых отношениях (вероятно, отношениях слияния, исходя из остальной симптоматики).
[Припев] Я любил и ненавидел, Но теперь душа пуста, Всё исчезло, не оставив и следа. И не знает боли в груди осколок льда.
"Я любил и ненавидел" - такие амбивалентные чувства и "эмоциональные качели" типичны для созависимых или незрелых отношений.
"Но теперь душа пуста" - ощущения пустоты, отсутствия куска жизни, душевного вакуума и экзистенциального голода типичны для партнеров, разорвавших созависимые отношения слияния.
"И не знает боли в груди осколок льда" - тут всё совсем просто. Чтобы пережить расставание, психика одного из партнёров включила механизм психологической защиты под названием "подавление" (как вариант, "диссоциация"), заключающееся в снижении общей эмоциональности для простоты переживания возникшей ситуации.
[Куплет 2] Я помню всё, о чём мы мечтали, Но жизнь не для тех, кто любит сны, Мы слишком долго выход искали, Но шли бесконечно вдоль стены.
"Я помню всё, о чём мы мечтали" - персонаж погружается в воспоминания и живет в них. Происходит отрыв от реальности...
"Но жизнь не для тех, кто любит сны" - ...который он замечает. Возможно, в этих строках содержится аутоагрессия (но это не точно).
"Мы слишком долго выход искали" - всё же, вероятно, партнеры работали над отношениями (или думали, что работают).
"Но шли бесконечно вдоль стены" - при этом, значимых результатов не добились, что и привело к разрыву.
[Куплет 3] Пусть каждый сам находит дорогу, Мой путь будет в сотню раз длинней; Но не виню: ни чёрта, ни Бога - За всё платить придётся мне!
"Пусть каждый сам находит дорогу" - в общем-то, хорошая мысль при завершении отношений, некое разрешение себе и партнеру жить дальше собственной жизнью. Можно порадоваться за персонажа, но тут...
"Мой путь будет в сотню раз длинней" - ...пошло неверие в свои силы. Мысль из разряда "Он/она легко найдет любовь всей жизни, а вот мне для этого нужно приложить усилия и вообще не факт, что я смогу!". Такая установка может осложнить выход из отношений и заставить человека цепляться за них всеми силами.
"Но не виню: ни чёрта, ни Бога" - Явно интернальный локус контроля, то есть, человек видит себя причиной событий.
"За всё платить придётся мне!" - чувство вины и долга (за что? Возможно, за неоправданные ожидания). Мысль о некой "плате". С одной стороны, это принятие ответственности (что гуд), с другой - негативная установка и аутоагрессия. А если мы предположим, что это было сказано вслух или размещено в общем доступе (например, в социальных сетях), то это приобретает явно манипулятивный оттенок.
Подводя итоги, можно сказать, что песня "Осколок льда" описывает классическую ситуацию разрыва отношений типа "слияние", делает акцент на чувства партнеров и их мысли. Смогут ли они вернуться к нормальной жизни и выстроить здоровые отношения - вопрос открытый. А главного героя произведения я бы пригласил на консультацию, чтобы помочь ему справиться с ситуацией и её пережить :)
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.