|
Перфекционизм: выйти из замкнутого циклаАвтор статьи: Эльвира Мартинкевич
Эта статья - продолжение материала о перфекционизме и работой над его преодолением в рамках когнитивно-поведенческого подхода. Предыдущие статьи можно прочесть здесь - https://www.psyoffice.ru/article/149885/ и здесь https://www.psyoffice.ru/article/151817/. В этой части я расскажу, как выйти из этого замкнутого цикла, об этапах оценки перфекционизма, подготовки к изменениям, о двух основных стратегиях изменения (изменении убеждений и изменении поведения). ВЫЯВЛЕНИЕ И ФОРМУЛИРОВКА ПЕРФЕКЦИОНИСТСКИХ УБЕЖДЕНИЙ Как правило, человек, обращается за помощью так как у него возникают различного рода проблемные ситуации, сильные неприятные эмоции, трудности межличностных контактов. А перфекционизма он не замечает. Задача – помочь увидеть за разными эмоциональными реакциями, различными проблемными ситуациями перфекционистские глубинные и промежуточные убеждения и правила жизни. Как правило, это делается в результате ведения Дневника наблюдений и интервью.
Выявить внешние и внутренние триггеры помогают следующие вопросы: Какие виды ситуаций вызывают чувство тревоги, грусти, гнева или стресса (особенно в ситуациях, когда ваши стандарты не соблюдаются)?» Есть ли особые эмоции или чувства, которые имеют тенденцию запускать ваши высокие стандарты? Чувство неадекватности когда-либо вызывается мыслями, которые всплывают в вашей голове? Бывают ли какие-то мысли, которые могут запускать ваши высокие стандарты? Когда вы сравниваете себя с другими, как это влияет на то, как вы думаете о себе? Существуют ли физические ощущения, которые вызывают ваши перфекционистские стандарты или убеждения? Выявить особенности мышления мы можем, получив ответы на вопросы: О чем вы думали, прежде чем ваше беспокойство начало усиливаться? Что бы это значило для вас, если бы вы не сделали все возможное, например: если вы не сделали все, чтобы получить самую высокую оценку в классе?(так мы выявим промежуточное убеждение) Если вы не сделали все возможное, например: если вы не сделали все, чтобы получить самую высокую оценку в классе, что это говорит о вас? (так мы приблизимся к глубинному убеждению) Что, по вашему мнению, может произойти, если другие заметят ваши ошибки? Оцениваете ли вы других по тем же стандартам, что и себя? В какой степени вы определяете свою самооценку с точки зрения достижения ваших целей? Эмоции и телесные ощущения Когда вы не в состоянии удовлетворить свои высокие стандарты, что вы почувствовали? Испытываете ли вы в подобной ситуации неприятные физические ощущения, такие как учащенное сердцебиение, потливость или головокружение? Стратегии поведения помогут выявить следующие вопросы: Есть ли что-то, что вы делаете, чтобы справиться с переживанием о том, что вы не соответствуете вашим стандартам? Что вы делаете для того, чтобы соответствовать вашим высоким стандартам? Есть ли что-то, что вы делаете, что другие могут считать совершенным поведением? Есть ли стратегии, которые вы используете, чтобы не допустить ошибок, о которых вы могли бы пожалеть позже? ПОДГОТОВКА К ИЗМЕНЕНИЯМ. ОБСУЖДЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ И НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА Выше я писала о том, что человек чаще всего не замечает своего перфекционизма, так как это совместимо с его собственными ценностями и стандартами. Повышенная требовательность к себе и другим в понимании большинства людей – добродетельная черта, несмотря на то, что именно это негативно действует на жизнь. Задача - помочь увидеть на примерах собственных ситуаций человека негативные последствия. Общую информацию об этом можно прочесть здесь (https://www.psyoffice.ru/article/149885/). Для обсуждения последствий перфекционизма используются основные процедуры когнитивно-поведенческой терапии - сократический диалог и "управляемое открытие". В работе важно помочь осмыслить, какие факторы предрасполагают и поддерживают перфекционизм, какие дисфункциональные нормы внесли свой вклад в формирование недостижимых стандартов. Работа может быть начата на этапе обследования (анализ истории жизни, выявление источников перфекционизма), продолжена в процессе психоэдукации и непосредственно сократического диалога. Помочь в этом могут следующие вопросы: Как давно это началось? Был ли перфекционизм пожизненной проблемой? В каком возрасте вы начали замечать, что перфекционизм стал проблемой? Как изменялась проблема с течением времени? Было ли время, когда перфекционизм беспокоил вас меньше, больше? Со временем она ухудшилась или улучшилась? Есть ли конкретные ситуации, в которых ваш перфекционизм кажется наиболее сильным? Во время учебы? На работе? Есть ли нечто - ситуация или человек - что, по вашему ощущению провоцирует проблему? Совпали ли изменения в отношении к стандартам с какими-либо серьезными жизненными событиями или другими возможными триггерами? Вы заметили связь между повседневными стрессами в вашей жизни и тем, как на вас влияют либо ваши высокие стандарты, либо трудности с их удовлетворением? В каких сферах вашей жизни вы наиболее стремитесь придерживаться высоких стандартов? А также размышлении совместно с клиентом над следующими вопросами: Было ли время, когда ваш перфекционизм был вам полезен (например, вознагражден другими)? Что изменилось со временем? Есть ли способы, которыми ваш перфекционизм был вознагражден в вашей жизни? Есть ли другие люди, которые, кажется, ценят в вас эти черты? Как это влияет на ваши отношения? Вызывает ли соблюдение высоких стандартов проблемы в ваших отношениях с другими людьми (например, с друзьями, партнером/супругом, детьми)? Перед началом использования стратегий преодоления перфекционизма важно обсудить (обдумать), с какими трудностями человек может столкнуться в процессе работы. Самые распространенные опасения - за понижение не «тех» стандартов, - что выполнение работы может пострадать, - что жизнь взамен порядка приобретет хаос, - опасение, что другие будут их считать слабыми или непоследовательными. Полезно взвесить, что человек потеряет, а что приобретет в результате ослабления перфекционизма, и какова вероятность такого негативного или позитивного последствия.
КОГНИТИВНЫЙ БЛОК. ФОРМУЛИРОВАНИЕ НОВЫХ, АЛЬТЕРНАТИВНЫХ УБЕЖДЕНИЙ Работа с перфекционизмом включает в себя ослабление завышенных стандартов человека и специфических перфекционистских убеждений (негативных автоматических мыслей, правил жизни и глубинных убеждений). Человек учится рассматривать свои стандарты как предположения (гипотезы), а не как факты. Это происходит на этапе когнитивных вмешательств с помощью техник когнитивной реструктуризации и поведенческих экспериментов. Помочь тестированию реальности (когнитивной реструктуризации) могут следующие вопросы: Как я узнаю, является ли эта мысль точной? Какие у меня есть доказательства, подтверждающие эту мысль или убеждение? Какие у меня есть доказательства, что эта мысль является не совсем точной или неточной? Полезна ли эта мысль? Есть ли другие способы, которыми я могу думать об этой ситуации или о себе? Не виню ли я себя напрасно? Что или кто еще внес свой вклад в эту ситуацию? Действительно ли это под моим контролем? Не слишком ли я обобщаю? Это факт или предположение? Что бы я сказал другу в этой ситуации? Что бы друг сказал мне в похожей ситуации? Мне представляется самое худшее? Придерживаюсь ли я необоснованных или двойных стандартов? Существуют ли исключения из этих абсолютов (всегда, никогда)? Кто решает, что я должен или не должен делать? Соответствует ли это моим ценностям? Является ли это реалистичным ожиданием? Ожидаю ли я от себя совершенства? Несмотря на то, что эксперименты поведенческие, они призваны проверить то или иное убеждение человека, подтвердить его, уточнить или опровергнуть и сформулировать альтернативное убеждение. (О том, как подготовить и провести поведенческий эксперимент, я рассказывала в одной из своих статей https://www.psyoffice.ru/article/141245/). Работа по осознанию перфекционистких убеждений, осмыслению их последствий и поиску источников завершается формулировкой новых, альтернативных убеждений: “У меня есть право на ошибку”, “Ошибки и трудности – это нормально”, “Я имею право на промах” и пр. По сути, наша задача – помочь «нормализовать» различные проявления «несовершенства» (ошибки, промахи), помочь принять идею собственного несовершенства и несовершенства других людей. Гиперконтроль и стремление получить 100% гарантию - являются распространенными формами охранительного поведения при перфекционизме, поэтому повышение толерантности к неопределенности является необходимой частью работы (сначала когнитивной, а потом и поведенческой). ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ БЛОК. СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ В СООТВЕТСТВИИ С АЛЬТЕРНАТИВНЫМИ УБЕЖДЕНИЯМИ В этом блоке - шаги в реальной жизни, направленные на преодоление перфекционизма. Теперь, когда альтернативные убеждения сформулированы, необходимы регулярные действия, направленные на постепенное снижение избегающего и защитного поведения (особенно тех действий, которые нарушают функционирование человека или мешают когнитивным изменениям). Работа по изменению поведения может иметь следующие составляющие: - градуированная экспозиция (например, тренинг умения терпеть беспорядок дома, надевания носков наизнанку и т.д.), - предупреждение реакции (например, воздерживаться от повторных перепроверок работы), - тренинг коммуникации, - поиск приоритетов (работа с ценностями), - преодоление прокрастинации (об этом немного можно прочитать здесь https://www.psyoffice.ru/article/154744/).
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|