У родителей война. А как быть мне?

Я мечтаю вернуться с войны, На которой родился и рос…(И. Тальков)

 

Для ребенка война между родителями – это такая же война, как и любая другая.

 У родителей война А как быть мне
А у ребенка нет выбора. Он обречен на роль молчаливого свидетеля, тело которого заполнено страхом. Это состояние сохраняется на многие годы, иногда – навсегда. Люди, пережившие родительскую войну – травматики. Когда травматик слышит или видит что – то, напоминающее «войну», он как будто заново проживает уже прошедшие события.

Первый шаг в исцелении травмы – признание, что война закончилась. Для многих это очень непростой шаг. Поскольку страх «военных» действий уже стал частью личности, он помогал выживать в детстве. Попробуйте отвернуться, когда рядом с вами воюют. Это невозможно. Кажется, что в вашу спину непременно прилетит удар. Поэтому ребенок наблюдает за действиями родителей, держит их в фокусе. Для него это создает иллюзию контроля и безопасности. Даже, когда ребенок вырастает, эта привычка контролировать войну остается. А так как внимание избирательно, он замечает вокруг себя только военные действия или то, что их напоминает.

Важно понять, что война закончилась и сейчас вы выбираете, как вам жить. Вы уже выросли, стали взрослым человеком и то, что происходит между родителями, вас не касается. То, как они живут – это их выбор.

Необходимо также научиться воспринимать родителей реалистично. Очевидно, они не были такими однозначно плохими, какими их воспринимает ваша память. На ребенка влияют родительские качества в совокупности — как положительные, так и отрицательные. 

Пример из практики. В консультации использован эксперимент и работа с метафорой. Разрешение от клиентки на публикацию получено.

На консультации молодая женщина, назовем ее Вика. У Вики нет отношений с мужчинами, потому что для нее все мужчины агрессивные и опасные.

- Соседи дерутся, я слышу крики, чувствую страх и не могу уснуть. Подруги пошли на вечеринку, а я в ужасе жду их возвращения. Понимаю, что нахожусь в состоянии ребенка, который ждал, когда вернутся выпившие родители. Как правило, их приход сопровождался скандалами и драками. Я устала постоянно бояться и хочу это изменить.


Предлагаю девушке провести эксперимент.

- Найди в комнате предмет, который ассоциируется с конфликтами родителей.

Вика выбирает набор фломастеров в черном чехле.

- Когда ты вспоминаешь ссоры родителей, где это отзывается в теле? Положи на это место руку, посмотри на выбранный для иллюстрации конфликтов предмет, и скажи воображаемым родителям: «Мне было очень страшно, когда вы ссорились. Мне страшно до сих пор.»

Вика повторяет предложенные ей слова. Как правило, проговаривание чувств уже снижает напряжение в теле. И Вика отмечает, что напряжение действительно стало меньше.

Медленно приближаю к лицу Вики выбранный ею предмет, символизирующий родительские конфликты. Моя задача – показать девушке избирательность внимания. Когда что – то находится перед нашими глазами, мы видим только это. Все остальное исчезает из поля зрения.

- Ты сконцентрировалась на ссорах, возвела их в абсолют, твое внимание постоянно находится в ситуациях конфликтов.  Получается, что ты больше ничего не видишь?
- Да, действительно не вижу.
- Чего ты боялась в детстве, когда родители ссорились?
- Я боялась, что отец убьет маму, или, что родители расстанутся и я никогда не увижу одного из них. Я чувствовала себя ненужной и боялась, что от меня избавятся, например, отдадут в детский дом.
- Что самое страшное могло произойти с маленькой девочкой?
- Она могла умереть.
- Для маленькой девочки было естественно испытывать страх, когда родители ссорились, потому что их ссоры ассоциировались у нее с собственной смертью. Фактически, это было похоже на пребывание на войне, когда твоя жизнь в опасности, а от тебя ничего не зависит.
- Очень похоже.
- Сейчас ты взрослая. Живешь отдельно от родителей, и даже в другом городе. Какие сейчас отношения у родителей?
- Родители по – прежнему вместе. Иногда выпивают. Мама провоцирует отца, а он в состоянии агрессии может ударить ее в ответ. Я думаю, что ничего принципиально не изменилось.
- То, как живут родители – это их выбор, а у тебя своя жизнь. Это в детстве ты была вынуждена наблюдать родительские конфликты и чувствовать себя, как на войне. Сейчас для тебя война по факту закончилась. Но, она продолжается в твоей голове. Перед твоими глазами постоянно находится картина, на которой родители воюют. Твои представления о супружеских отношениях – это вечные конфликты. Поэтому ты не впускаешь в свою жизнь мужчин и выбираешь быть одной?
- Да, так и есть. Я очень боюсь повторения в своей жизни отношений, подобных родительским.
- Сконцентрировав внимание на картине войны, ты совсем забыла, что у родителей было и хорошее в отношениях. Можешь найти в комнате символ того, что видится тебе положительным в отношениях родителей?

Вика находит вьетнамскую куклу. Для девушки кукла – метафора того хорошего, что было в отношениях между родителями. Рассматривая куклу, трогая ее, у Вики возникают ассоциации, приятные воспоминания, связанные с родителями.



- Кукла красивая. И мама всегда хорошо одевается, в доме порядок. И отец, кстати, помогает в уборке дома. Он во многом помогает не только маме, но и бабушке – своей теще.
В руке куклы – корзинка. Для меня это символ еды. В нашем доме всегда есть вкусная еда. Мама хорошо готовит, и отец помогает ей и в этом.
У куклы густые волосы и красивое лицо… Я часто видела, с какой любовью отец смотрит на маму, а мама – на отца. Я знаю, что у родителей до сих пор хорошие сексуальные отношения.
Удивительно, оказывается, в жизни моих родителей много хорошего.
- Что ты чувствуешь, когда переключаешь внимание с негатива на позитивное в родительских отношениях?
- Мне очень приятно. Сегодня я сделала важные для себя открытия:
  • во – первых, я взрослая, для меня война закончилась, и сейчас я сама выбираю, как мне жить;
  • во – вторых, отношения между родителями меня не касается. То, как они живут – это их выбор;
  • в – третьих, у меня есть опыт хороших отношений между родителями, и я могу больше обращать внимание на это.
- Как чувствует себя твое тело?
- Легче стало дышать и боль в груди прошла.

Порой бывает очень трудно принять тот факт, что война закончилась и завершить отголоски войны в своей жизни. Для этого требуется решимость, желание перемен и время.

Статьи на тему травмы:

Инцест, как с этим жить.

Абьюз!!! Что делать?

Тайны, превращающие девочку в "серую мышку"



Просмотров: 281
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • «Жертва родителей» или это потому, что детство было тяжелым
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Отношения детей и родителей. Что было, что сейчас и к чему всё идёт?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Родители, для меня это важно!Советы глазами ребенка.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как это любить себя и что это дает?
  • Как же я себя ощущаю, и на что это похоже? Метафора состояния
  • Как понять, что пора заканчивать терапию и закончится ли это когда-нибудь?
  • Консультации для пар — как это работает и так ли это страшно?
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • Виртуальные отношения: когда это то, что нужно, а когда напрасно
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • «Я знаю, что для тебя лучше» или как родители выбирают профессию ребенку
  • Ава - терапия, аутизм, что это значит для меня?
  • Несколько слов о гештальт-терапии. Что это для меня?
  • Что мне делать, когда я должен, мне надо, я не могу, а порой я боюсь, что...?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь