«…Самое страшное в психическом расстройстве, что окружающие хотят, чтобы ты вел себя так, как будто его нет…» Джокер (с)
Отвечая на комментарий читателя и по её просьбе, продолжаю тему буллинга. Мы уже разобрались немного в том, что является буллингом, а что нет. Как вести себя в таких ситуациях и чего лучше не делать. И Евгения спрашивает, как раз о детях с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), с особенностями в поведении, а не с физическими недостатками. Действительно, если у ребенка стоит диагноз, например, расстройство аутистического спектра (РАС), гиперактивность (СГДВА) или легкая умственная отсталость, то окружающие не воспринимают его как нездорового. Дети и взрослые видят только, что он «плохо себя ведет». Окружающие, не зная ничего об этом заболевании, не понимают, почему ребенок так действует и реагирует. Уйти с особенным ребенком на пожизненный больничный не получится. Уволиться с работы и положить свою жизнь на алтарь жизни ребенка тоже не безоблачная перспектива. Каждому из нас все равно жить в обществе, среди людей. Каждому придется встретиться с непониманием, отвержением, «нелюбовью» в той или иной степени. Жить вообще больно. Другое дело, что каждый имеет право быть «непохожим», странным и таким, каков он есть. Группа и класс образовательного учреждения – это пласт общества, срез, в котором проявляются все его несовершенства и происходят все закономерные процессы. Общество может быть готово, а может быть не готово принимать чужую «непохожесть». Дети, да и взрослые, всегда реагировали и будут реагировать с тревогой на то, чего не понимают. Нас всех одинаково привлекает новизна и непохожесть. Вспомните свои чувства, когда вы впервые увидели темнокожего человека, будучи ребенком. Отличающийся индивид в неподготовленном коллективе вызывает множество сложных бессознательных чувств: тревогу, вину (за свою «нормальность»), страх и другие. Как справиться с буллингом? Лучше его предотвратить. Профилактика всегда лучше лечения. Первое – подготовить общество. Класс должен понимать особенности «странного» ребенка, понимать, что с ним, почему он такой, понимать, что он ведет себя так не специально, что ему трудно и он не злонамерен. Для этого можно проводить в классах, например, «Дни здоровья» и рассказывать о разных заболеваниях. Не привлекая всеобщего внимания и не делая из этого нечто сверхценное, а среди прочих. Например, если у ребенка в классе эпилепсия и с ним в любой момент может случиться приступ, одноклассники должны понимать, что это, даже для собственной безопасности, чтобы не испугаться, если он вдруг произойдет. Если в классе есть дети другого вероисповедания, с другим цветом кожи, дети, воспитывающиеся в особых социальных и культурных условиях, прекрасной профилактикой станут «Дни народной культуры». Россия многонациональная страна и каждая нация имеет уникальные традиции, обычаи, кухню, историю, костюм, искусство. «У нас это делают так, а у вас?». С детьми можно говорить о природе мест, где родились их предки. О пословицах и поговорках, о музыке, истории семьи и значении имен. И, поверьте, не так уж сильно мы отличаемся, всегда есть много общего. И в истории, и в культуре. Наши прадеды воевали плечом к плечу, кто-то был в вашей родной стране, в городе, где кто-то родился, возможно, выпускают ваши любимые конфеты. Точки соприкосновения есть всегда и их просто нужно найти. Это большая работа для всего педагогического коллектива. Работа с детьми и с их родителями. Буллинга не бывает там, где коллектив сплочен, и здесь на первый план выступает личность педагога. Толерантность общества – это вопрос воспитания, нравственности, образования, валеологического и психологического просвещения. Мне известны случаи, когда родители, узнав о том, что в детском коллективе появился ребенок с РАС, требовали его отчисления и жаловались на разных уровнях. Родители здоровых детей тревожатся, что особенный ребенок будет мешать их детям во время занятий, что он может кого-то напугать или будет агрессивен. И это тоже вопрос просвещения. Мы воспринимаем спокойно то, с чем знакомы. Ребенок с РАС в специально созданных условиях не будет никому мешать. Но у него, должен быть тьютор, место для уединения в классе или за его пределами, возможность выйти из помещения в любой момент и, главное, понимание со стороны окружающих. Второе – не изолируйте ребенка и не изолируйтесь сами. Это касается отношений во дворе и не только. Да, это не класс и там нет педагога. Но ребенок попадает в песочницу в раннем детстве, а не в подростковом, и ответственностью родителя является его туда привести. Думаю, со мной согласятся многие, зачастую родители сами изолируют своего особенного ребенка от общества. Еще ничего не произошло, еще никто не обижал его и не смеялся, но родители заранее, тревожась о возможных детских конфликтах, «предотвращают их». Это страх страха. Тревога, оторванная от реальности и не имеющая объекта. На Луну улететь всей семьей не выйдет. Изоляция еще никому не помогла. Полезнее будет взять ребенка на площадку во двор, познакомить его с детьми. Спокойно, без жалости к себе и к нему, рассказать простыми и прямыми словами о том, почему он такой. Познакомиться с родителями других детей, и, опираясь на ресурсы ребенка, на его навыки, умения, на хорошую, «здоровую» часть, учить его выстраивать отношения с Другими, а Других отношения с ним. Да, никто не обязан с кем-то дружить по нашему желанию, и мы не можем заставить детей полюбить «странного» одноклассника. Но, научить их ему помогать, понимать его, не осуждать и относиться с принятием, вполне можем. Еще один важный вопрос. Какие чувства испытывает мать ребенка с ОВЗ? Давайте предположим. Это может быть вина за то, что он такой, стыд, тревога и ожидание нападения, страх, чувство собственной неполноценности, агрессия, грусть, зависть, отчаяние. Все эти чувства сложны и порой невыносимы. Мать может бессознательно сама «закрываться» от общества уводя с собой ребенка.
Да, он такой. Вы в этом совершенно не виноваты. Вы заботитесь об особенном ребенке и вам тяжело. Вы и ваш ребенок имеете право жить, быть такими, как есть и не обязаны ни перед кем оправдываться. Вы имеете право просить о помощи. Ваш ребенок имеет право получать образование и является полноценным членом общества. Он человек, и в масштабах человеческой личности, способен совершать и чувствовать то же, что и каждый. А обществу не «плевать». Обществу страшно. Оно не готово. И нужно готовить.
Автор: Ильяшенко Ольга.
Обменивайтесь мыслями и взглядами спрашивайте, комментируйте, делитесь материалом. Актуальные вопросы, поднимаемые участниками обсуждений, могут стать темой для следующего поста!
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.