Опыт ведения бесплатных образовательных встреч

        Преследуя цель расширения клиентской базы, организовал бесплатные образовательные встречи. Проводил их в формате свободного общения, постоянно напоминая участникам, что это именно беседы, а не групповая работа, и что это встречи образовательные, то есть решить личные проблемы, разобраться с конкретной жизненной ситуацией, имеющей отношение к слушателям, на этих беседах не получится – не предназначены они для этого.

        Перед началом беседы озвучивал цели – образование для участников, понимание и осмысление разбираемых тем для всех, самореклама (указывал, что для меня важно, чтобы слушатели обращались на консультацию по итогам встреч, что это мой заработок). Объяснял правила для участников – говорить по желанию от первого лица, уважительно относиться друг к другу, говорить максимально сжато и конкретно, не перебивать говорящего, (пояснял, что меня перебивать можно). Сделал шаблон «вступительной речи», использовал его перед каждой беседой как шпаргалку для себя. (https://yadi.sk/i/tblg-VdIvNHc_w). Затем излагал своё видение и понимание обсуждаемого вопроса. Слушатели по ходу изложения, по своему желанию, задавали вопросы, вставляли комментарии, свободно по очереди высказывались, делились своими соображениями и случаями из жизни. В конце – максимально сжатая по времени обратная связь – короткая (2-3 слова) фраза, жест, звук, мимика, что будет означать подведение черты в данный момент под обсуждаемой темой, затем определение темы и даты следующей встречи. Проводил беседы в помещении библиотеки (с разрешения заведующей) во внерабочее для библиотеки время, в читальном зале (т.е. других посетителей там уже не было). Частота – 1 раз в две недели, несколько раз (около пяти случаев за 2 года с апреля 2017 по июнь 2019) перерыв между встречами составлял 3 недели, когда день встречи выпадал на нерабочий для библиотеки. Всегда делал тезисы своего выступления, разной степени развёрнутости, т.е. готовился, обдумывал, искал материал, формулировал свои мысли.

        Предполагал два пути развития событий. Первый – люди приходят, их эти беседы не устраивают, сарафанное радио работает, люди перестают ходить на беседы – нет слушателей, прекращаю проведение бесед. Второй – люди приходят, части слушателей беседы нравятся, кто-то из них обращается на индивидуальную (платную) консультацию.

        В действительности оказался третий вариант, неожиданный. Люди приходили (обычно присутствовало 6 – 10 человек), часть после бесед искренне благодарили меня за полезную информацию. На личную консультацию обратилось 2 человека за 2 года. К концу первого года сформировалась группа из 6 человек, которые следующий год ходили регулярно, из них на консультацию никто не обратился. Мои взывания к слушателям (в вводной части) о важности разбираться с конкретной проблемой для каждого, о моем негативном отношении к бесплатному использованию моих знаний и опыта, о моем недовольстве в связи с отсутствием материальной компенсации за проделанную работу, игнорировались – присутствующие слушали, кивали, мимикой демонстрировали понимание и сочувствие, на платные консультации не приходили.

        Через полтора года стали нарастать негативные и дискомфортные контрпереносные чувства – злость, беспомощность, отверженность, невостребованность, обида, слабость, вина, уязвимость, ощущение манипулирования мной. Это сочеталось с моими личными семейными переживаниями, связанными с детством, когда в ситуации пренебрежения, отвержения я испытывал схожие чувства. Благодаря этому понял, что в определенный момент каждая беседа превратилась в ожидание принятия и одобрения от слушателей, с последующим горьким разочарованием. Я неосознанно вступил с этой группой участников в противостояние, появилось желание обязательно добиться от них одобрения своей деятельности, в виде их обращения на консультацию. Осознал, что никто из этих постоянных участников не придет на консультацию, не оплатит. Это уровень моей востребованности для них – бесплатно, т.е. не давая взамен того, что я от них ожидаю. Своё посещение этих бесед они считали вполне достаточным для выражения признания ко мне, мои указания на обратное игнорировались, отрицались.   

        Польза, которую я получал по самому факту проведения этих бесед, состояла в самопобуждении к расширению знаний – при подготовке читал литературу и статьи по теме, анализировал разбираемую ситуацию, старался понять и установить взаимосвязи. Пользу видел и в  опыте общения с аудиторией, столкновении со своими контрпереносными чувствами и «слепыми пятнами», в возможности обсуждать создавшуюся ситуацию с коллегами. При этом основной критерий полезности этих встреч для меня – получение оплаты за работу, оставался не выполненным.

         С марта появилось решение прекратить беседы, составил тезисы последней встречи. Ощущал в себе недоуменный интерес – как и что я чувствую при таком стойком потребительском к себе отношении, каким образом будет меняться мое состояние. В остальном – описанные выше контрпереносные чувства, анализ источников этих переживаний и их влияние не меня. Страх и надежда на чудо останавливали от решительного окончания бесед. Периодически вносил дополнения и изменения в тезисы последней встречи и брал их с собой на каждую новую беседу, рассматривая каждую встречу как, возможно, завершающую цикл бесед. (https://yadi.sk/i/JVXaj6eQprd-Xg). Пришел к решению выяснить, готовы ли участники «бесплатного ядра» отказаться от своего, не устраивающего меня,  поведения. Если согласятся - тогда продолжу встречи с непредсказуемым итогом. Для меня было важно, чтобы решение приняли все, без исключений, любое несогласие для меня означало, что я прекращаю беседы. Так продолжалось около трех месяцев.

        И вот, уже в ходе очередной встречи, ощутил уверенную мысль – беседы заканчиваю. Быстро свернул обсуждаемую тему и перешел к тому, что текущая встреча последняя. Опираясь на тезисы, изложил свое понимание происходящего на этих встречах, в плане взаимоотношений между сторонами. Перед теми, кто не относился к постоянным участникам, извинился и кратко обрисовал ситуацию. Характеризуя постоянных участников, сказал про самообман, эгоизм, стремление к пассивному потребительству, провал во взаимовыгодном сотрудничестве. Говорил про их ожидание безусловного принятия с моей стороны, т.е. того, чего ожидает младенец от своей матери, которая любит дитя за сам факт его существования, не требуя от младенца чего-то взамен. Указал, что ожидание ими именно такого отношения показывает на то, что они надеются, будучи взрослыми, компенсировать себе недополученное в детстве, и на невозможность удовлетворения этих ожиданий.

        Приятным, позитивным моментом для меня явилось то, что никто из участников не ушел до окончания беседы, не проявил демонстративного недовольства. Выслушали, стали спорить и высказывать аргументы в защиту своей позиции (беседы как кружок в школе, который учитель ведет бесплатно; мы же ходим, не будь нас - с кем бы вы занимались; не имеете права требовать с нас чего-то помимо нашего участия). Когда я спросил, готовы ли  дать обещание и выполнить его, что прекратят свои бесплатные посещения (тем из присутствующих, кто не входил в эту постоянную группу этого вопроса не задавал, они как наблюдатели оказались), отвечали честно, искренне, что меня тоже порадовало. Четверо сказали, что не будут ходить (один из участников начал ответ со слов: «Раз уж вы нас гоните…»), ответ пятой участницы привожу так, как я его запомнил: «На платные консультации я к вам конечно же не приду, а на эти встречи ходить буду». После этого сказал, что беседы окончены. Попрощались, разошлись.

        Послей завершающей беседы было ощущение, что сделал что-то важное, присутствовали облегчение, грусть, печаль, радость, гордость за себя, коварное самообманное ожидание, что кто-то из этой постоянной группы придет на консультацию. Прошло 4 мес., никто из них не обратился. Я в очередной раз прожил (старясь скорректировать) свои теневые величие, самомнение, грандиозность, связанные с этими чувствами обиду и разочарование. Понял, что эти ощущения будут проявляться у меня и в дальнейшем вновь и вновь, опечалился, прочувствовал, в результате получилась эта статья.



Просмотров: 234
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Несколько слов о гештальт-терапии. Что это для меня?
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • "Когда для меня делают что-то после моей просьбы, я испытываю не радость, а разочарование..."
  • Как сохранить в памяти то, что для меня важно
  • Ава - терапия, аутизм, что это значит для меня?
  • Беседы о весе (Вы не считаете, что лишний вес – это плохо?)
  • Активное рисование: Моя главная Цель, что для меня важно
  • Она не делает для меня того что я хочу!
  • Мой клиентский опыт: что для меня психотерапия
  • Что для меня в практике «Регрессии в прошлые жизни» самое важное?
  • Я чувствую, что теряю его. Что делать, если он отдаляется от меня?
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Что хорошо для меня?
  • Что интенсив для меня
  • Что для меня терапия?
  • Что для меня эмоции?
  • Что такое близость для меня. Где она начинается и как ощущается?
  • Органайзер. «Что для меня значит...?»
  • Что для меня значит СЧАСТЬЕ
  • Гештальт-терапия - что это? Для кого и для чего?
  • Что для меня терапия?-2 (взгляд терапевта)
  • Что для меня значит свобода и смысл
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Что для меня еда? Описание клиентского случая.
  • Что делать при депрессии, и что делать для того, чтобы её избежать
  • Папа, где ты?! (Статья для отцов. Потому что про них забыли)
  • Муж сказал, что не любит меня больше. Что делать?
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь