|
Исповедь практического психологаАвтор статьи: Вячеслав Белоусов
Умственное восприятие человеком окружающего мира изменяется в течение всей его жизни, как изменялось на протяжении всей эволюции Homo sapiens. О том, почему в современном мире человеку необходима психологическая помощь и как выбрать себе психолога, Вы можете прочитать в моих статьях «Эта некомфортная повседневность, или зачем нужен психолог?» и «Богиня душ Психея, или к какому психологу пойти?». В этой статье написано о том, как должен проходить прием клиента у психолога, а также об ошибках и тех, и других. Итак, вначале об этапах ваших взаимоотношений. Этап 1 – рассказ клиента. Прежде всего, Вы должны понятно и исчерпывающе изложить свои проблемы, причем максимально откровенно. Помните, что он, как и священник, обязан хранить «тайну исповеди», а то, что Вы скроете что-то, относящееся к Вашей проблеме – никак не ускорит процесс её решения. И ни в коем случае не пытайтесь навязывать свое видение причинно-следственных связей – если Вы не смогли решить проблемы самостоятельно, значит, Вам требуется помощь специалиста. Даже психологи, как и врачи, сами себе помощь не оказывают, а идут к коллегам. Также Вы должны понимать, что даже при сходных с другими ситуациях (скажем, конфликты на работе или с детьми), у каждого индивидуальны причины их возникновения и различны способы их решения. Этап 2 – исследования. Далее психолог будет задавать Вам вопросы, и тут также подразумевается, что Вы будете отвечать честно и откровенно. При необходимости Вам будут предложены какие-либо тесты или анкеты (на компьютере или бумаге – неважно), или поступит предложение о проведении Вами самостоятельных экспериментов с самонаблюдением, о которых Вы расскажете при следующем посещении. Здесь все зависит от «диагноза», его «запущенности», степени Вашей откровенности и… квалификации самого психолога. Вообще, дальше идет всего один этап – разъяснение причины проблемы и озвучивание способов её решения, но я разобью его на два для более подробного освещения. Этап 3 – разъяснение причины проблемы. Психолог должен убедительно Вам объяснить, в чем корень Ваших проблем. При этом из его уст ни в коем случае не должны звучать фразы «потому, что так всегда (у всех)», «я лучше знаю» и «Вы ничего не понимаете». Вы, в случае своего несогласия со специалистом, можете попросить его объяснить кажущиеся Вам непонятными нестыковки фактов. Психолог должен четко увязать Ваши проблемы со всеми рассказанными Вами нюансами, при необходимости указав, в чем Вы не правы при оценке или интерпретации событий. Этап 4 – выработка рекомендаций. Заключительным этапом должно быть обязательное озвучивание рекомендаций, как решить проблему (или комплекс проблем): это могут быть предложения о том, что Вам предпринять, как изменить Ваше поведение в различных ситуациях или своё отношение к ним, тренинги и аутотренинги (вплоть до дыхательной гимнастики), помощь родных и близких и пр. Ну, а теперь об ошибках клиентов и психологов. Чего следует избегать клиенту. Если Вы пришли к психологу на прием – то будьте добры доверять ему. Частая ошибка клиентов: при рассказе о себе они, по привычке, стараются преподать себя с более выгодной стороны, скрывая свои недостатки или оправдывая их. Зачем? Вы же не на свидание пришли. Рассказывайте о проблеме откровенно, при необходимости переспрашивайте то, что непонятно, но при этом ни в коем случае не настаивайте на собственных выводах и мнениях. А иначе, если Вы все сами знаете, то зачем Вы пришли? Не за успокоительными же каплями… Пример. Предположим, у Вас депрессия, и Вы считаете, что виноват начальник, который Вас не понимает, конфликтует с Вами и настраивает против Вас коллег, из-за этого у Вас начинают разлаживаться взаимоотношения в семье и друзьями… А психолог, изучив проблему, может выявить, что причина во взаимном недопонимании с ребенком, а взаимоотношения на работе и с друзьями – следствие. Или вообще причина может оказаться в том, что у Вас наступил кризис среднего возраста, и все Ваши проблемы – это его следствия. Далее, получив рекомендации – обязательно выполняйте их так, как Вам рекомендовал психолог, а при возникновении непредвиденной ситуации – опять посоветуйтесь с ним. Но ни в коем случае не занимайтесь «самолечением». Если что-то идет не так – события развиваются непредсказуемо, или просто ничего не меняется в лучшую сторону – обсудите это опять с психологом. Возможно, Вы не рассказали (или рассказали, но не совсем откровенно) о каких-то фактах, или он не учел каких-то особенностей и требуется дальнейшее изучение проблемы. В сложных случаях (например, при выходе из депрессии или запущенной ситуации с подростком) – периодически измененяемые рекомендации являются частью долговременного процесса. Если Вам кажется, что рекомендации психолога Вам не помогают вообще – смените специалиста, но прежде подумайте: а все ли откровенно Вы рассказали и полностью ли выполняли его рекомендации. О неправильном поведении психологов. У каждого специалиста свои стиль и методы работы, свои плюсы и минусы. Но есть определенные приметы, которые могут говорить о его недобросовестности. Суть работы психолога – помочь человеку в решении его проблем, и за это получить вознаграждение. Но иногда бывает, что дух предпринимательства может оказаться сильнее желания помочь клиенту. Об этом могут свидетельствовать постоянно назначаемые вновь и вновь консультации, при том, что Вам не «ставят диагноз» и не «назначают лечение» - ну, как в некоторых фейковых частных клиниках. Но, прежде, чем кидаться подобными обвинениями в его адрес – хорошо все взвесьте – далеко не всегда решить проблему можно за одно посещение. Иногда психолог просто не знает, как решить Вашу проблему – или он в этой области не специализируется, или у него недостаточно знаний. Хороший специалист должен честно об этом сказать и направить к другому коллеге – более компетентному в решении подобных проблем. Но не у всех хватает духу отказаться от своего клиента. О некомпетентности психолога могут свидетельствовать перегруженность речи научными терминами и отвлеченными (от Вашей проблемы) рассуждениями. От того, что я первое предложение этой статьи написал бы «Когнитивные способности человека меняются как в онтогенезе, так и в филогенезе», Вы не стали бы умнее – это просто обозначало бы, что я прячу свою неспособность что-то объяснить за умными словами. Как иногда врачи диагноз за латиницей… Хороший психолог всегда находится «на одной волне» с клиентом. Но не спешите делать резкие выводы – если при этом Вам полностью понятно изложены корень проблем и способы их устранения – ничего страшного не происходит. Возможно, это просто желание молодого специалиста покрасоваться перед Вами своими знаниями… Еще хочу поделиться одним случаем из своей жизни. Со мной в купе ехала словоохотливая женщина, которая начала сама рассказывать, какой у нее хороший психолог – после каждого похода к ней она чувствует себя успокоенной, поэтому ходит к ней постоянно. На мой расспросы, как проходят эти посещения, она поделилась, что психолог её внимательно слушает, сочувствует и (в основном) со всем соглашается. Если женщина от этого счастлива – ради бога, но на месте её психолога я бы не брал деньги с клиента за то, что просто играю роль собеседника, а посоветовал бы найти ей бесплатных и искренних подруг – в каком-нибудь клубе по интересам или среди соседей и родных… Никак не хочется заканчивать эту статью на негативных примерах, поэтому скажу главное - не бывает нерешаемых проблем. Если что-то в Вашей жизни идет не так – обратитесь к специалисту. Но помните – психолог «всего лишь» дает рекомендации, а вот воплощать их в жизнь Вам придется самому, прилагая к этому свои собственные усилия. Но, поверьте, пожалуйста, это того стоит. Вместо «прозябания» в зоне негатива, устранив причину психологической некомфортности, Вы можете жить полноценной жизнью и радоваться достижению новых вершин. Если Вам интересны статьи, которые я пишу для своих клиентов – читайте их на моем аккаунте psyoffice.ru или на моем сайте psy-bv.ru. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|