|
Эти разные-разные Я - о психологии ЯАвтор статьи: Голенева Лада Викторовна
Многоликость – один из ключевых сюжетов психологии Я. Что это такое - ощущение Я? Всегда ли человек ощущает в себе Я, или он ощущает себя кем-то другим, иным, и что может раскрыться за этим – когда человек говорит «Я». Ответы на эти вопросы далеко не такие простые и однозначные, как это может показаться на первый взгляд.
Ощущение и переживание своего Я в разные моменты времени, и уж тем более периоды жизни, у разных людей может меняться, варьироваться. Переживание Я иногда может быть очень сильным, достигая предельной остроты, а в какие-то моменты уменьшаться, и даже совсем исчезать. Изначально у человека нет единства, сравнимого с Я, наше Я должно развиться. Об этом все истории про нарциссизм – человек пытается собрать и удержать в рамках одного образа то, что рассыпается и раскалывается время от времени, а потом опять собирает себя по фрагментам и осколочкам и удерживает до следующего поворота или встряски. Как только человек обнаруживает себя в зеркале, видит себя в нем, он начинает себя узнавать, идентифицировать. Это не всегда проходит гладко, это может быть очень драматичная история, когда человек пугается себя, шарахается – от своего отражения, звучания своего голоса, мыслей, возникающих в голове, не говоря уже об эмоциях и переживаниях. Кризис идентичности – серьезная проблема. Я не могу себя найти, не понимаю кто я, где я. Человек передвигается по жизни словно неприкаянный – постоянно задается вопросом - «это мое или не мое?». Он не знает, для чего живет, для чего просыпается по утрам, для чего занимается именно этим, т.к. не чувствует вовлеченности в то, что происходит. Человек не может узнать себя в себе. Обретение и единство Я – искомое в психологической практике. В опыте психотерапевтической работы мы сталкиваемся с различными градациями и степенью мерцания и ускользания Я. Как формируется Я? С чем мы идентифицируемся. Мы выбираем один фрагмент и из него пытаемся создать целостную форму. Бывает так, что человек идентифицируется с тем, что происходит сейчас, с текущим моментом - с внезапно охватившей мыслью, вдруг нахлынувшим настроением, с тем, что он делает в данный момент, с кем общается в эту минуту – такая мозаичная картинка получается. Другие, наоборот, выбирают излюбленную или хорошо освоенную форму или роль, полностью отождествляясь с ней, а всего остального как будто и нет, у остального такой человек отнимает онтологические статус. Такие люди более устойчивы в своей идентификации, но при столкновении с необходимостью перемен, когда привычные роли и устоявшиеся картинки уже не актуальны – это вызывает жесточайшие кризисы. Наиболее выразительны бывают движения по созданию целостности. И в этот замечательный момент начинаются настоящие приключения. В этом захватывающем процессе могут рождаться разные сюжеты. Один из них может привести к созданию идеального нарциссического образа, который ведет человека и позволяет ему удерживаться в потоке жизни. В этой истории все будет определять то, насколько удачный образ человеку удастся создать, и может ли он меняться сообразно обстоятельствам. А другой сюжет ведет нас в совсем другие дали, находясь в рамках которого мы можем говорить о возможности некоей интеграции, синтетичности в мозаичном мире самоощущений и переживаний Я. Это происходит, когда мы становимся способны открываться своей подлинной природе, и начинаем понимать и чувствовать свое Я не только в локальных проявлениях, непосредственных восприятиях, реакциях или идентификациях с текущим переживанием, ролью, программой или ценностью, а как некую инстанцию в себе, организующий и удерживающий стержень нашей личности, направляющий линию нашей жизни. Речь идет о глубинном субъекте восприятия, - это то, что воспринимает в нас и одновременно является исходной точкой для любой активности. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|