|
Шизофрения в практике клинического психолога: формирование запросаАвтор статьи: Мосин Алексей Викторович
Многие психологи, в том числе и клинические, как огня боятся работать с клиентами, имеющими психотическую симптоматику. К таким клиентам относятся люди с шизофренией. Безусловно, лечением шизофрении занимаются врачи-психиатры (!!!). Но вот вопросами социализации, адаптации, установления межличностных отношений, управление эмоциями и мн.др. - это поприще психолога. И, работая с таким запросом, необходимо учитывать специфику расстройства. Соответственно, необходимо как можно полно познакомиться с клиентом, а это первоначальная встреча. Установление первоначального контакта, прояснение всех необходимых для работы параметров при шизофрении (и не только) - залог продуктивного взаимодействия. Итак, какова же структура и алгоритм сбора первичных данных? Обследования различаются в зависимости от того, какой тип терапевтической программы предлагается клиенту. Обследование проводится с помощью: Работая с некоторыми пациентами, также можно использовать самооценивающие записи: шкала ассертивности Рэйтгуса или запись собственных негативных мыслей. При наличии продуктивной симптоматики оцениваются частота, длительность, интенсивность, периодичность их проявления. Далее выявляются переменные, которые приводят к возникновению и поддержанию симптомов — т.е., в каких ситуациях появляются психотические симптомы, какими стимулами они вызваны (возбудители) и к каким непосредственным и долгосрочным последствиям они приводят. При этом оцениваются не только негативные, но и возможные позитивные последствия. Кроме обследования положительных и отрицательных психотических симптомов, необходимо исследовать и другие важные области жизни клиента до начала терапевтических мероприятий. Области, которые должны быть исследованы и приняты во внимание при планировании терапии шизофрении: Психологические проблемы: Нарушенное, замедленное или паралогическое мышление; Сложности установления причинно-следственных связей; Нарушение внимания; Повышенная чувствительность к социальным стрессорам и социальной интеракции; Трудности при обработке социальных стимулов и соответствующей реакции; Пониженная эмоциональность; Повышенная раздражительность и нарушение контроля возбудимости; Повышенная чувствительность к жизненными событиям и стрессу; Высокий риск самоубийства; Стигматизация; Риск депрессии и высокий уровень безнадежности; Высокий риск злоупотребления наркотическими веществами и алкоголем; Психологические проблемы в подростковом или среднем возрасте, нарушающие нормальные процессы развития. ================================================================= Психосоциальные проблемы: Повышенная чувствительность клиента к семейной атмосфере и социальным отношениям; Риск того, что клиент может стать жертвой или виновником насилия; Возможность интеграции индивидуальной и семейной терапии. ================================================================ Социальные вопросы: Условия социальной депривации; Плохие жилищные условия; Снижение по социальной лестнице; Безработица и трудности в поиске работы; Отсутствие социального круга друзей; Психиатрический диагноз предотвращает использование социальных ресурсов. На основании первоначального диалога необходимо собрать следующую информацию о пациенте: ================================================================= На основе приведенной выше информации, необходимо совместно с клиентом разработать общий список текущих проблем клиента, которые должны быть сформулированы его собственными словами. Затем, эти проблемы распределяются по срочности, принимая во внимание следующее: а) опасность, актуальность и риск; б) готовность пациента работать над проблемой; в) степень стресса, которая представляет проблему для пациента; г) мотивация пациента; д) основные темы. Целесообразно начать с проблемы, которая может быть решена. Точная формулировка основных проблем клиента должна включать симптомы, ключевые познания, аффект, поведение и убеждения. Формулировка проблемы должна быть создана в сотрудничестве с клиентом, необходимо использовать его собственные слова, представить ее в качестве изложения и фиксирования полученной информации в качестве предварительного объяснения, а не окончательного описания. Важно, чтобы клиенту была ясна формулировка проблемы, и поэтому она представляется не только устно, но и в письменной форме, в случае необходимости — в виде диаграммы. Формулировку проблемы необходимо уточнять и изменять в сотрудничестве с клиентом во время обследования и терапии. Она служит в качестве профессионального объяснения проблем клиента и в качестве основы для позитивных изменений. Терапевтические вмешательства должны предоставить новую информацию для поддержания формулировки. Терапевту необходимо разрабатывать с клиентом домашние задания, направленные на проверку формулировки, учитывая, что произошло в период между сеансами. Данным действием уточняется формулировка проблемы и, одновременно, повышается мотивация пациента для достижения изменений. Статья написана с использованием материалов книги "Когнитивно-бихевиоральная терапия психических расстройств" Прашко, Можны . ================================================================ Получить консультацию можно обратившись: По тлф. 8-923-146-08-18 Skype: Alexey Mossin e-mail: [email protected] Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|