Шизофрения в практике клинического психолога: формирование запроса

Многие психологи, в том числе и клинические, как огня боятся работать с клиентами, имеющими психотическую симптоматику. К таким клиентам относятся люди с шизофренией.

Безусловно, лечением шизофрении занимаются врачи-психиатры (!!!). Но вот вопросами социализации, адаптации, установления межличностных отношений, управление эмоциями и мн.др. - это поприще психолога. И, работая с таким запросом, необходимо учитывать специфику расстройства. Соответственно, необходимо как можно полно познакомиться с клиентом, а это первоначальная встреча.

Установление первоначального контакта, прояснение всех необходимых для работы параметров при шизофрении (и не только) - залог продуктивного взаимодействия.

Итак, какова же структура и алгоритм сбора первичных данных?

Обследования различаются в зависимости от того, какой тип терапевтической программы предлагается клиенту.

Обследование проводится с помощью:
1. Разговора с пациентом — уделяется особое внимание, как оценке его способности к сотрудничеству и пониманию, так и его текущим потребностям и проблемам;
2. Оценочной шкалы, например, PAS (Psychiatric Assessment Scale), PSE (Present State Examination);
3. Наблюдение за поведением клиента в определенном периоде времени (например, во время сеанса);
4. Разговора с родственниками — описание нынешнего поведения клиента и их отношение к нему.

Работая с некоторыми пациентами, также можно использовать самооценивающие записи: шкала ассертивности Рэйтгуса или запись собственных негативных мыслей. При наличии продуктивной симптоматики оцениваются частота, длительность, интенсивность, периодичность их проявления.

Далее выявляются переменные, которые приводят к возникновению и поддержанию симптомов — т.е., в каких ситуациях появляются психотические симптомы, какими стимулами они вызваны (возбудители) и к каким непосредственным и долгосрочным последствиям они приводят. При этом оцениваются не только негативные, но и возможные позитивные последствия.

Кроме обследования положительных и отрицательных психотических симптомов, необходимо исследовать и другие важные области жизни клиента до начала терапевтических мероприятий.

Области, которые должны быть исследованы и приняты во внимание при планировании терапии шизофрении:

Психологические проблемы:

Нарушенное, замедленное или паралогическое мышление;
Сложности установления причинно-следственных связей;
Нарушение внимания;
Повышенная чувствительность к социальным стрессорам и социальной интеракции;
Трудности при обработке социальных стимулов и соответствующей реакции;
Пониженная эмоциональность;
Повышенная раздражительность и нарушение контроля возбудимости;
Повышенная чувствительность к жизненными событиям и стрессу;
Высокий риск самоубийства;
Стигматизация;
Риск депрессии и высокий уровень безнадежности;
Высокий риск злоупотребления наркотическими веществами и алкоголем;
Психологические проблемы в подростковом или среднем возрасте, нарушающие нормальные процессы развития.

=================================================================

Психосоциальные проблемы:

Повышенная чувствительность клиента к семейной атмосфере и социальным отношениям;
Риск того, что клиент может стать жертвой или виновником насилия; 
Возможность интеграции индивидуальной и семейной терапии.

================================================================

Социальные вопросы:

Условия социальной депривации;
Плохие жилищные условия; 
Снижение по социальной лестнице;
Безработица и трудности в поиске работы;
Отсутствие социального круга друзей;
Психиатрический диагноз предотвращает использование социальных ресурсов.

На основании первоначального диалога необходимо собрать следующую информацию о пациенте:
1. Основная демографическая информация — возраст, пол, образование, профессия, семейное положение, количество детей;
2. Семейные отношения — отношения с близкими людьми, отношения в более широком родстве.
3. Социальные проблемы, такие как, поддержка, жилье, правовые проблемы;
4. Симптомы и психическое состояние, например, тревога, депрессия;
5. Детальное многоаспектное обследование симптомов (см. выше);
6. Анализ отдельных симптомов: возбуждающие стимулы и контекст каждого симптома с его аффективными, бихевиоральными, физиологическими и когнитивными последствиями, как пациент справляется с этими переживаниями;
7. Другая важная информация, полученная в ходе обследования и во время терапии: интересы, сильные стороны, навыки и способности клиента;
8. Мнение клиента о его проблемах: имеют ли они для него какое-либо положительное значение; создать общее понимание переживаний пациента, которые являются основой взаимных отношений между пациентом и терапевтом.

=================================================================
На основе приведенной выше информации, необходимо совместно с клиентом разработать общий список текущих проблем клиента, которые должны быть сформулированы его собственными словами. Затем, эти проблемы распределяются по срочности, принимая во внимание следующее:

а) опасность, актуальность и риск;

б) готовность пациента работать над проблемой;

в) степень стресса, которая представляет проблему для пациента;

г) мотивация пациента;

д) основные темы.

Целесообразно начать с проблемы, которая может быть решена.

Точная формулировка основных проблем клиента должна включать симптомы, ключевые познания, аффект, поведение и убеждения.

Формулировка проблемы должна быть создана в сотрудничестве с клиентом, необходимо использовать его собственные слова, представить ее в качестве изложения и фиксирования полученной информации в качестве предварительного объяснения, а не окончательного описания.

Важно, чтобы клиенту была ясна формулировка проблемы, и поэтому она представляется не только устно, но и в письменной форме, в случае необходимости — в виде диаграммы.
Формулировку проблемы необходимо уточнять и изменять в сотрудничестве с клиентом во время обследования и терапии. Она служит в качестве профессионального объяснения проблем клиента и в качестве основы для позитивных изменений.
Терапевтические вмешательства должны предоставить новую информацию для поддержания формулировки. Терапевту необходимо разрабатывать с клиентом домашние задания, направленные на проверку формулировки, учитывая, что произошло в период между сеансами. Данным действием уточняется формулировка проблемы и, одновременно, повышается мотивация пациента для достижения изменений.

Статья написана с использованием материалов книги "Когнитивно-бихевиоральная терапия психических расстройств" Прашко, Можны .

================================================================

Получить консультацию можно обратившись:
По тлф. 8-923-146-08-18
Skype: Alexey Mossin
e-mail: [email protected]


Просмотров: 331
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Проблемы при сотрудничестве клиента и психолога
  • Проблемы при сотрудничестве клиента и психолога. Часть 2
  • Сколько встреч необходимо для работы с психологом, чтобы решить свои проблемы
  • Как определить, что необходимо отправить клиента на консультацию к психиатру?
  • «Сколько сеансов необходимо, для решения моей проблемы?»
  • Как решить семейные проблемы? Быть разводу или нет? Что делать, если муж - игрок? Сексуальные проблемы
  • Мужские сексуальные проблемы. Повышенная чувствительность головки
  • Шпаргалка для клиента и его психолога
  • Уровни анализа проблемы клиента
  • Искусство быть клиентом: Анализ трендов и постановка проблемы.
  • Что необходимо учитывать при устройстве или принятии на работу
  • Бесплатные консультации — для кого они важны? Для клиента или для терапевта?
  • Использует ли психолог клиента для решения собственных проблем? О созависимости психолога.
  • Для того, чтобы наладить отношения со своим ребенком – необходимо исцелить собственное детство.
  • Сексуальные семейные проблемы. Забеременеть как можно быстрее. В чем может быть проблема?
  • Упражнения для выявления глубинного конфликта клиента с его сексуальностью
  • Методы ИРП и АРТ-терапии при сопровождения клиента в постстрессовый период.
  • Краткая методичка по когнитивно-поведенческой терапии для клиента
  • Терапевтические отношения как возможность работы с тревожностью Клиента
  • Кем быть: Что необходимо знать о себе для правильного выбора профессии?
  • О гештальт терапии для клиента
  • Как психологи определяют готовность клиента к терапии.
  • По страницам сайта b17.ru. Погрешность клиента № 2. Контроль клиента над деятельностью психолога.
  • Дверь в спальню или как решать проблемы, создавая ... проблемы.
  • Роль психолога в системе реабилитации химически зависимых и проблемы, возникающие в процессе его работы
  • Ориентиры в терапии для клиента и консультанта.
  • Что волнует клиента перед первой сессией и как его успокоить?
  • Рейтинг трудных мест в терапии (для клиента)
  • Личный опыт участия в группе в качестве клиента
  • Женские сексуальные проблемы. Что может мешать получать удовольствие в сексе. Решение проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь