Поведенческая терапия шизофрении: "жетонная" система

"Жетонная" система - один из вариантов работы в поведенческой терапии, основывающийся на подкреплении желательных реакций и не-подкреплении нежелательных. Данный метод хорош в ситуациях, когда необходимо провести тренинг навыков, минуя когнитивную сферу. Часто метод применяется при работе с детьми раннего возраста, с органической патологией, с психозами.
Первые эффективные поведенческие терапевтические программы типа "жетонной системы", возникшие в 60-х гг. 20-го в., были ориентированы на внешнее поведение больных, страдающих хронической шизофренией, госпитализированных в течение длительного времени в психиатрических больницах. Эти программы были ориентированы не на индивида, или на выбранную группу пациентов, а на всех пациентов соответствующей группы.

Целью было создание четких терапевтических правил, которые могли бы помочь лицам с шизофренией реже совершать нежелательное поведение: проявлять агрессию к другим, к себе и окружающим предметам. А также развить желаемое поведение: заботиться о себе, соблюдать порядок, альтруистические навыки. 

"Жетонная" терапевтическая программа была основана на теории оперантного обусловливания, предложенного Скиннером.  Эта программа была основана на тщательном наблюдении за поведением пациентов, анализе, в каких ситуациях появляется нежелательное поведение (например, вербальная или физическая агрессия по отношению ко всему окружающему, самоповреждение), или недостатки в желательном поведении (забота о собственной одежде, чистоте и порядке, гигиенические моменты), и к каким прямым последствиям это нежелательное поведение может привести: к повышенному вниманию или заботе со стороны родственников и больничного персонала. Пациентов  больницы с шизофренией систематически награждали, если они проявляли желательное поведение или пытались снизить частоту возникновения нежелательного поведения, в то время как их неадекватному поведению было уделено гораздо меньше внимания. Награды были в виде жетонов, с наличием которых пациенты имели право выходить на прогулки, могли менять их на сигареты или продукты в местном буфете.

Оказалось, что на это систематическое поощрение желательного поведения реагируют и пациенты с глубоко нарушенной психикой, с постоянными галлюцинациями и бредом, которые, казалось бы, не обращают никакого внимания на окружающую обстановку. В отделении, где была применена эта терапевтическая
программа, произошло снижение взаимной агрессии, как между пациентами, так и по отношению к медицинскому персоналу. Уменьшилось количество открытых проявлений психотического поведения: громкие выкрикивания, разговоры с голосами, и повысился уровень самостоятельного ухода за собой в области одежды, чистоты и порядка.

Ряд других исследований применения "жетонной" системы показали, что основной причиной изменений в поведении хронических шизофреников являются не только жетоны, но, в первую очередь, повышенный уровень взаимодействия между медицинским персоналом и пациентами, которые вели себя желательным образом, и похвала, предоставленная вместе с жетонами.

Слабым местом этих программ было то, что изменения, достигнутые в рамках психиатрического отделения, не переносились в другую среду — после перевода больных в другое отделение, или после их возвращения в домашнюю обстановку, пациенты быстро возвращались к своему первоначальному способу поведения. Даже в пределах того же самого отделения, после завершения программы систематического применения жетонной системы, достигнутые позитивные изменения не сохранились.

Вывод: на практике стало ясно, что качественное применение программы "жетонной" системы очень затруднительно для медицинского персонала и требует, чтобы отдельные члены терапевтической команды применяли одинаковые правила на протяжении всей программы лечения. Это приводило к значительному снижению эффективности данного метода, когда в отделении происходила смена медицинского персонала и награждение посредством жетонов становилось механическим процессом. По указанным причинам этот раньше весьма популярный и достаточно эффективный метод постепенно перестал применяться в более широком масштабе.

===================================================================

Получить консультацию можно обратившись:
По тлф. 8-923-146-08-18
Skype: Alexey Mossin
e-mail: [email protected]


Просмотров: 353
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Что за "зверь" это такой - аутоагрессивное (аутодеструктивное) поведение?
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Драйверное поведение "Радуй Себя" или сценарий Кая
  • "Почему он изменился после свадьбы?" или Как модели поведения влияют на жизнь людей.
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Стирание личной истории или Ошибка участников программы "Давай поженимся"
  • Вот так любовь!! Или "Если б не было несчастья, то и счастья тоже не было бы"
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • Метод "кнута" или "пряника"? Нужна ли негативная мотивация?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • Программа тренинга уверенного поведения для школьников "Я уверен в себе!"
  • Панические атаки, вегето-сосудистая дистония или жизнь на "до" и " после".
  • "Верните все как было!" или когда во всем виноват психолог
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Всегда говорю "да" другим и "нет" себе, или, о личных границах.
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Поведение людей в критической ситуации: почему не "сама хотела" и "сама виновата"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Культура или секс? "Это прилично" или "я хочу"...
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь