Сегодня работала со сложным экзистенциальным запросом и только одна из предложенных мной проективных техник помогла клиенту разобраться в глубинах своих переживаний.
Спешу поделиться с вами.
В этой технике я объединила два метода: прохождение по нейрологическим уровням и работу с МАК.
Как известно, нейрологические уровни, или ступени, делятся на три группы: инструментальные, интенциональные, смысловые.
К первой группе относятся: окружение(Где? Когда? С кем?), поведение (Что? Что сделать?), способности (Как? Какие способности?).
Вторая группа состоит из: намерений (Что я действительно хочу?), ценностей (Зачем?), убеждений (Почему?).
К третьей группе относятся: сущность (Кто Я?), миссия (зачем я миру?) и смысл (зачем мир мне?).
Итак, я предложила клиенту выбрать из колоды картинки, отвечающие на вышеуказанные вопросы относительно разбираемого запроса и разложить их в форме ступеней, начиная с окружения и завершая смыслом.
Под рукой была колода Имаджинариум. Решила использовать её и не пожалела. Картинки оказались очень подходящие.
Вот, что у нас получилось: первые три нейрологических уровня не вызвали затруднений. Клиент сразу определился с окружением, поведением и способностями.
А вот во второй группе возникли проблемы. Долго и сложно определялась карта, отражающая ценности и отвечающая на вопрос: зачем?
Те, кто знаком с работой в нейрологических уровнях, знают. Что если проблема обнаруживается на одной из ступеней, то решение необходимо искать только на тех ступенях, которые выше по расположению. В нашем случае это убеждения, сущность, миссия и смысл.
Пропустив временно карту ценностей, перешли к убеждениям и ответам на вопрос: почему? Здесь сразу же была выбрана карта, которая впоследствии, при более подробном разборе помогла с определением причин, актуальных проблем. После полученного определения, клиент выложил все карты более высоких уровней. Каждая карта описывалась, объяснялась клиентом с позиции рассматриваемого запроса.
Однако, карта ценностей все еще не была определена. Я предложила клиенту еще раз взглянуть на всю лестницу в целом и немного подумать.
Через пару минут, клиент радостно воскликнул: кажется, я знаю! Он взял колоду и быстро нашел необходимую ему карту.
Рассматривая и описывая ее, клиент вдруг начал говорить о школе и родителях, о своих ассоциациях и о том, чего ему так не хватало когда-то. «Теперь я понимаю: зачем, и это многое меняет для меня», - сказал мне клиент в ходе сессии.
Вот так, благодаря этому интересному проективному упражнению клиент смог увидеть и найти необходимые ему ответы, понять, какие убеждения мешают ему двигаться вперед и определить зачем, он ставит перед собой определенные задачи.
Этим упражнением, уважаемые коллеги, мне хотелось с вами поделиться. Буду рада, если статья станет для вас полезной. Удачи))