Гендерная компетентность

Мне кажется нашему обществу пошло бы на пользу стать более гендерно-компетентным. В первую очередь, думаю, было бы здорово всерьез задуматься над вопросом - что все-таки в нас мужчинах и женщинах общего и различного? Только попытаться руководствоваться при этом не привычными стереотипами, а способностями каждого отдельного человека, ну и критическое мышление, конечно, никто не отменял. 

Как мы можем это сделать? Путем развития в себе лично этой гендерной компетентности.  Заинтересоваться этим, стать любопытным к себе с этого ракурса своей личности и к другим. Это ведь и вправду захватывающая тема, которая ну очень практически ориентирована. 

 Мне видится это важным еще и потому, что те из нас кто является родителем, учителем, воспитателем влияют на будущее детей уже сегодня. Например, гендерные стереотипы родителей заставляют их искаженно воспринимать способности и достижения своих детей, заставляют и самих детей воспринимать свои способности так же. Это может в свою очередь ограничивать возможности самореализации детей (Jacobs, J.E., Eccles J.S. 1992)

Ну и сами по себе гендерные стереотипы способствуют поддержанию гендерного неравенства. И это тоже касается всех нас. 

 Давайте будем про это говорить вместе. Ведь часто в нашем сознании поселяются такие привычные, но вместе с тем такие неправдивые, а порой и откровенно неполезные идеи, которые очень трудно разглядеть в одиночку. 

Давайте начнем вот с такого примера. Я часто слышу мнение родителей - ну конечно он по природе своей мальчик, вот поэтому он так и развивается. Поэтому выбирает мальчишеские игры – пистолеты, машинки, войнушки, драки; он целеустремленный, смелый, сдержанный, умеет злиться. Такая же история с девочками – только природа наделила их желанием играть в куклы, дочки-матери, кастрюльки и секретики. Плюс умением вести задушевные «девочковые» разговоры и развитой эмпатией и эмоциональностью. В качестве аргумента «по природности» приводятся часто такие рассуждения: ну как ребенок в 2 года может руководствоваться мнением своего окружения в выборе предпочитаемого гендерного поведения? Ну невозможно это в таком раннем возрасте, поэтому это явно врожденные качества.

Скажу сразу, в мужское и женское предназначение я не верю, в том числе и «по природным» причинам. Более того, я убеждена, что даже еще не родившемуся ребенку наше сознание приписывает особенности поведения в зависимости от того, какого пола ребенка мы ожидаем.

Хэвилэнд и Малатеста (университет Ратджерса) в своем исследовании обнаружили, что матери неосознанно учат младенцев-мальчиков улыбаться, порой даже когда дети на самом деле не чувствуют радости. Как это происходит? Матери активно поощряют улыбки и неодобрительно реагируют или игнорируют негативные эмоции (когда ребенок пугается, плачет, беспокоится) мальчиков. Эти проявления эмоций сыновей трактуются мамами не как спектр эмоциональности и коммуникация, а как «незрелость» и недостаток самоконтроля. 

Исследование так же показало, что матери чаще реагируют («зеркалят», отвечают) на негативные и интенсивные эмоции девочек, а в случае с мальчиками скорее начинают пугаться что с их ребенком что-то не так (несбалансированная психика). И чтобы успокоить сыновей, невольно предпринимают действия, подавляющие способность мальчиков выражать эти свои эмоции. 

 Получается, что такими попытками утешить (и это важно, ведь мамы это делают не от безразличия и бесчувственности, а именно из желания облегчить  переживание мальчиками эмоций, игнорируют их чувства в надежде что ребенок переживет его и успокоится; но основываются в эти моменты мамы как раз на принятых в культуре представлениях о мужественности – в которых мужчина сдержан, не грустит, не расстраивается и не боится) мамы невольно ограничивают мальчиков в проявлении их эмоциональности, очень сужая спектр выражаемых ими эмоций. При этом испытывать мальчик продолжает весь спектр эмоции.  А вот чувствительность мальчика к разным эмоциям, их интенсивности, способность их замечать и признавать, быть с ними в контакте по мере взросления таки образом постепенно снижается.

Так же это исследование изучало как матери реагируют на выражение интереса и удивления у детей. Мамы, видя, как мальчик поднимал от удивления брови, делали в ответ то же самое; и на демонстрируемый интерес ребенка мамы тоже отвечали. Но не добавляли дополнительных стимулов, сохраняя ситуацию комфортно нейтральной. В случае же с девочками, мамы не просто копировали эмоции своих дочерей. Мамы дополняли это приятной стимуляцией. Тем самым расширяя способность девочек проживать эмоции и развивая их эмоциональную отзывчивость. Таким образом мамы, в точности копируя эмоции сыновей, пытались сохранить их спокойное удовлетворение, пытаясь удержать мальчиков как можно дольше в состоянии довольства. Чтобы не подтолкнуть их к другим возможным эмоциям – озабоченности, печали или страху. 

По мере взросления избирательное внимание к эмоциям и подавление некоторых из них продолжается. Матери позволяют девочкам демонстрировать разные эмоции и больше общаются с девочками (по сравнению с мальчиками). По мнению Лесли Броуди (Бостонский университет) матери не только больше общаются с девочками, но и сами демонстрируют им больший спектр эмоций, больше используют мимику, что помогает девочкам развивать навыки распознавания чужого эмоционального состояния. Матери больше говорят с девочками о грусти, а с мальчиками о злости, пытаясь свести к минимум ситуации, когда их сыновья сталкиваются с печалью. Девочки ждут от матерей сочувствия в ответ на выражение грусти, мальчики же сочувствия не ждут, хотя нуждаются в нем так же, как и девочки. Чем старше становится мальчик, тем менее он эмоционален и тем сложнее ему рассказывать о своих чувствах. 

Хоть речь в этих исследованиях идет об отношениях матерей и детей и влиянии этих отношений на развитие ребенка, я убеждена что в случае с отношениями отец-ребенок все вышесказанное тоже справедливо, эти отношения и реакции отцов так же важны для ребенка.  

Итак, мы видим, что с самого раннего возраста взгляды родителей влияют на то, как развивается эмоциональный интеллект ребенка и как развивается его личность. Из желания дать нашим детям возможность стать успешными и принимаемыми обществом, из желания помочь им, мы невольно поощряем их проявлять те или иные способности. В случае с девочками мы учим их быть эмоциональными, эмпатичными, уступчивыми. Мы легче даем им возможность испытывать и выражать разные эмоции (по сравнению с мальчиками).  В случае с мальчиками – использовать и выражать лишь малую часть их эмоций. Мы невольно даем мальчикам знать, что проявлении нежелательных чувств стыдно и недопустимо, а порой и опасно. Мы не даем им возможности сталкиваться с определенными эмоциями и тем самым подавляем те их способности, которые основываются на переживании этих чувств и умении быть с ними в контакте - нежность, способность быть уязвимым, способность испытывать сочувствие к себе и другим, способность печалиться и грустить, способность быть эмпатичным.

И все перечисленное никак не связано с «природой» и не является врожденными качествами, как мы видим - это качества социальные. На мой взгляд главная трудность кроется в том, что нам бывает очень трудно заметить и оценить влияние нашего опыта, наших собственных концепций и стереотипов на развитие способностей ребенка, а порой не хватает смелости, чтобы начать относиться к проявлениям наших детей в соответствии с их личными потребностями, а не с принятыми культуральными нормами. И часто это бессознательный процесс. Поэтому так велико желание объяснить особенности развития мужчин и женщин биологическими причинами. 

 Исследования взяты из книги Уильяма Поллака «Настоящие мальчики»

 

Екатерина Ловыгина

психолог в методе Позитивной и Транскультуральной Психотерапии (метод признан Всемирным Советом Психотерапии (WCP, www.worldpsyche.org) и Европейской Ассоциацией Психотерапии (EAP, www.europsyche.org)

www.lovygina.com

Viber Telegram 89965225181

WhatsApp 89242042101

Facebook https://www.facebook.com/profile.php?id=100001867547676

Instagram https://instagram.com/katyalovygina/

 



Просмотров: 271
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему выражать позитивные и негативные эмоции важно? Психология эмоций.
  • Учим ребенка правильно выражать негативные эмоции
  • Право мамы на негативные эмоции
  • Что может стать поддержкой для мамы в случае синдрома хронической усталости
  • Когда мальчиков прячут за девочками...
  • ДЕНЬ МАТЕРИ-мамы,давайте поздравим друг друга)))
  • Мамы хорошие и мамы плохие. Мамы разные нужны, мамы разные важны.
  • Как стать вдохновляющим примером для своих детей — 4 практики осознанности для мамы
  • Способность матери расщепляться.
  • Как эмоции родителей влияют на психику ребенка?!
  • Что делать, чтобы ребенка (да и родителей) не переполняли лишние эмоции?
  • Умеете ли вы выражать свои эмоции? Чувства без чувств
  • Почему мамы и папы развивают интеллект у своих детей по-разному?
  • Когда женщина может и должна позволить себе негативные эмоции
  • Мамы детей- непосед vs мамы тихонь
  • Дневник мамы первоклассника-1. Линейка. Эмоции и стресс.
  • мамы, отпустите своих взрослых детей!
  • Почему матери убивают своих детей?
  • Почему важно научиться проживать и выражать свои эмоции
  • Не оставляйте своих детей одних в тревоге, мамы
  • Способность играть как личностный ресурс развития ребенка.
  • Почему основная обязанность Мамы = ЗАЩИТА своих детей? и всё...
  • Качества молодой матери, которые необходимы для воспитания здорового и счастливого ребенка
  • Синдром Мюнхаузена-Прокси или почему матери убивают своих детей
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Семья одинокой матери. Проблемы матерей и детей из таких семей.
  • Мамы разные нужны, мамы всякие важны
  • Мамы разные нужны, мамы всякие важны
  • Как не испытывать негативные эмоции
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №5 "Трансформация эмоций и подмена чувств"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь