|
Мамы разные нужны, мамы всякие важныАвтор статьи: Кузнецова Маргарита Сергеевна
Что делает человека уникальным? Психологи давно пришли к выводу, что не только гены, которые он наследует от родителей, но и та социальная обстановка, в которой ребенок развивается. Причем главными фигурами в этой социальной обстановке являются родители – именно с ними ребенок выстроит свои первые отношения, а впоследствии перенесет полученный опыт и на отношения с другими людьми. Известный американский психотерапевт Поль Вар (Paul Ware) разработал в свое время так называемую «теорию личностных адаптаций». Согласно этой теории, тип личности человека формируется в результате адаптации ребенка к его семье (в большей степени, даже не к семье, а именно к маме). С 0 до 1,5 лет ребенок еще совсем беспомощен, и перед ним стоит задача выживания – нужно понять, как адаптироваться к маме, чтобы она удовлетворяла его потребности. В результате малыш принимает первое важное решение – что я должен делать, чтобы выжить (обеспечить себе безопасность, заботу и питание). Затем, с 1,5 до 6 лет ребенок принимает второе важное решение – что я должен делать, чтобы меня любили, как получить одобрение окружающих (адаптация социализации). Эти два решения как раз и будут определять своеобразие его личности. На их основе будут строиться отношения с другими людьми. Давайте посмотрим на эту ситуацию со стороны родителей и на примере шести наиболее распространенных стилей поведения разберем, что именно в поведении мамы повлияет на формирование личности ребенка.
Постепенно у ребенка формируется убежденность в своей ненужности и беззащитности, ощущение изоляции, отгороженности от других людей.Чтобы выжить рядом с мамой, он будет учиться быть тихим, не проявлять сильных эмоций и не просить о помощи. Он вырастет неконфликтным, никому не мешающим человеком, и ему будет сложно поверить в то, что он, такой какой есть, достоин любви.
Хаотичная мама. Эта мама отличается непоследовательностью – и в своих эмоциях, и в поведении. За один и тот же поступок ребенка могут либо наказать, либо пожалеть – в зависимости от маминого настроения. Дома нет четких правил, жесткого распорядка дня. Сегодня мама что-то запрещает, а завтра – разрешает, потому что ей не очень нравится долго оставаться строгой (для нее это все равно что быть плохой). У нее не хватает терпения соблюдать правила, которые она сама же и придумала, и из любви к своему ребенку она многое ему позволяет (до тех пор пока ее что-то не выведет из себя, и она не начнет запрещать все подряд). Чтобы адаптироваться к маме, которая все время меняется, ребенок учится быть разным, пробовать разные роли с целью получить от мамы то, что ему нужно, то есть манипулировать. Он придет к выводу: «Я всегда смогу добиться чего захочу, пусть и не сразу и другим способом» и станет крайне уверенным в себе. Вырастая, такие люди проявляют сверхгибкость в общении, но при этом эгоцентричны и мало ориентируются на критерии общественной морали и справедливости.
Слишком занятая (ускользающая) мама. Такая мама может быть прекрасной во всех отношениях – теплой, доброй, веселой... Но, к сожалению, у нее вечно не хватает времени на общение с ребенком. Она либо очень рано родила, и проводит время на учебе или в ночных клубах, либо пропадает на работе, стремясь построить успешную карьеру. Ребенок снова и снова переживает ситуацию, когда мама нужна, а ее нет рядом. И даже когда она только что была здесь, то может исчезнуть, и ее сложно удержать. Постепенно ребенок учится недоверию и подозрительности, тому, что даже на близких людей нельзя положиться. Во взрослом возрасте такой человек будет всегда рассчитывать только на себя и свои силы (что позволит ему быть опорой для других), но при этом людей вокруг себя он будет постоянно подозревать в предательстве и проверять их на надежность. Ему будет очень важно, чтобы другие люди находились под его контролем - ведь, пока он управляет ситуацией, он находится в безопасности.
Авторитарная мама. Для такой мамы во всем важен порядок, который она сама устанавливает. Семейный быт в ее доме отлажен и функционирует, как хорошо смазанные часы. Четко соблюдается режим дня, ребенок накормлен, одет и обут, посещает развивающие занятия или внешкольные секции – и все это под строгим материнским контролем. «Проблема» таких мам в том, что они всегда должны чувстовать себя правыми. В ответ на свою просьбу (не ходить больше в секцию фехтования или снять водолазку, которая сильно давит на горло) ребенок чаще всего получает отказ. При этом открыто выражать свой гнев ему строго запрещено – в ответ получишь отповедь на тему «ты еще маленький, ничего не понимаешь и сам же потом мне скажешь спасибо». Поэтому ребенка в такой семье ждет два варианта развития событий. Первый – инфантилизм: надолго оставаться «маленьким» и позволять все за себя решать. Второй – развитие борцовских качеств, отстаивание своих прав. Причем поскольку открыто противостоять маме нельзя, способом борьбы становится пассивная агрессия – обещать и не делать. Даже во взрослом возрасте принцип «Не дождетесь» будет часто регулировать поведение, и человек, вместо того, чтобы прямо отказать кому-то в просьбе, станет без видимой причины опаздывать на встречи, забывать позвонить и затягивать принятие каких-либо решений.
Понятно, что ребенок в такой ситуации учится быть старательным, аккуратным, ответственным – «если я что-то делаю, то должен сделать это хорошо». Но при этом он никогда не уверен, на самом ли деле сделал так хорошо, как мог. Таким образом, вместе со старательностью он учится сомневаться, быть неуверенным, и ему сложно самому оценивать результаты своего труда. Стремление все делать идеально (иначе – перфекционизм) остается свойственным для такого человека на всю жизнь. В крайних случаях, например, при отказе от отдыха, это приводит к физическому и психическому истощению. Кроме того, при построении отношений такие люди не верят в то, что их могут любить просто так, для них любовь – это то, что дается за твои заслуги.
Чтобы не разочаровывать маму, которая так им гордится, ребенок учится быть с ней заодно и «выбивать» из окружающих его людей яркие эмоции. Он порадует маму, прочитав стихотворение, стоя на табуретке перед гостями, сыграет сложную пьесу, выученную в музыкальной школе. Все детство он будет учиться радовать других людей, а если этого не удастся, начнет сильно переживать. Ему будет важнее делать то, что от него хотят, нежели разбираться, а чего же хочет он сам. Он научится хорошо чувствовать настроение других людей, и поэтому в компании он будет часто оказываться в центре внимания, развлекая собеседников интересными историями. Но если другие люди будут проявлять к нему недостаточно внимания или даже равнодушие, это будет ощущаться как непереносимая ситуация. Теоретически, о принципах «правильного» воспитания имеет интуитивное представление каждая мама: нужно быть теплой, любящей, проявлять внимание к потребностям ребенка, определять его границы, учить тому, что можно и что нельзя, быть последовательной, надежной... В реальности же соблюсти все эти принципы невозможно – как невозможно жить, не совершая ошибок. Индивидуальность каждой мам, чьи типы здесь были описаны, проявляется даже в их страхах – одна боится быть слишком строгой, а другая, наоборот, боится избаловать своего ребенка. Понимать, за что именно в развитии ребенка несет ответственность родитель – это возможность скорректировать свое поведение. Как видите, любой стиль материнского поведения одновременно формирует у ребенка и те качества, которые позволяют выживать, и те, что затрудняют построение отношений с другими людьми. Ведь, на самом деле, идеальных мам не существует. Бывают лишь достаточно хорошие. Маргарита Кузнецова Опубликовано в журнале "Психология для жизни" (№ 2 2012г.) под названием "Мамы, посмотрите на себя". http://www.msph.ru/jornal/arhiv/44/44.pdf Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|