|
НаставникАвтор статьи: Элина Муратова
В рамках проекта "Групп-Психология", который я создаю сегодня, мне пришлось задуматься о направлениях, которые психология может актуально предложить бизнесу и корпоративному клиенту. Одним из удивительных, но маловостребованных направлений является наставничество. Оно так мало развито, так слабо востребовано, но так эффективно - в случае выбора мудрого, грамотного и широко смотрящего наставника! Что это такое - наставничество? И где его корни? Мне думается, корнями наставничество уходит в педагогику. Педагогика – это то, с чего неизбежно начинается путь каждого человека. Это обучение человека нормам приемлемого поведения (я не затрагиваю здесь вопрос интеллектуального обучения) посредством применения признанных методов взаимодействия родителя, воспитателя или учителя с воспитуемым. Приемлемое поведение – это внешне проявленные и социально признанные алгоритмы взаимодействия людей в группах. Об эффективности педагогики на первых порах развития говорить не приходится. Мы все ее выходцы. Но с возрастом, с развитием Я-сознания, педагогика утрачивает свою действенность, да и не ходит далеко. Педагогика не призвана разбираться в сложностях зрелых взаимодействий между людьми. Она лишь обтачивает нас исходным кодом социального взаимодействия.
Наставничество – это очень узкий социальный институт, развитый в специфических сферах человеческой деятельности - политика, спорт, бизнес, высокие технологии, наука. Наставничество кровно связанно с педагогикой – это добровольное принятие зрелым человеком помощи в самоорганизации и саморазвитии от наставника, доверенного в определенных вопросах и компетенциях. Наставничество, пожалуй, один из наиболее эффективных методов преобразования и развития личной эффективности – это рычаг, многократно усиливающий личные возможности человека и группы. Залогом успеха в наставничестве является личное принятие помощи в саморазвитии, осознанное намерение полагаться на внешний фактор - наставника, советника - носителя знаний и компетенций, обогащающего личные возможности наставляемого. Очевидный сдерживающий фактор развития института наставничества – его стоимость. Это во-первых. Недооцененность - во-вторых. Нам в 99% случаев ближе решение найти: партнера - значит равного, работника – значит слугу, а не наставника - того, кто встанет н.а.д ситуацией и будет, как третий глаз, как вперед смотрящий – в и д е т ь и корректировать направление. Для достижения значимых целей, для преодоления бессознательных установок для эффективного движения и непредвзятого анализа - наставник - это путь, уводящий за рамки собственных возможностей и ограничений. В проект "Групп-Психология" требуются грамотные специалисты, которые потенциально могли бы стать поддержкой и фундаментом роста для людей, достигших много, но на этом этапе достигших своего предела. Искать себя там, где все время ищешь и не находишь удовлетворения - нет смысла. Искать пути развития там, где еще не искал - вот дверь, за которой, возможно, ждут перемены. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|