|
Обзор книги "Несерьёзная педагогика" (Януш Корчак)Автор статьи: Грицай Марина Николаевна
по воспитанию и психологии детей Бывает ли у вас так, что вы стоите перед книжной полкой в магазине и не знаете, стоит ли покупать ту или иную книгу? Или наоборот, вы точно знаете, какую книгу хотите купить и вам хотелось бы услышать мнение профессионала о том, чем полезна будет для вас данная книга? Если на один из этих вопросов вы ответили «да», то у нас для вас радостная новость. Мы открываем новую рубрику «Обзор книг с семейным психологом Мариной Грицай».
ЯНУШ КОРЧАК «НЕСЕРЬЁЗНАЯ ПЕДАГОГИКА» Януш Корчак – писатель, врач, общественный деятель, мыслитель, но прежде всего уникальный педагог. Его педагогический опыт весьма современен и ничуть не утратил своей уникальности. Каждая идея его педагогических трудов используется по сей день. Поэтому книга «Несерьёзная педагогика» настоящий кладезь личного опыта и знаний для родителей, педагогов, психологов, и всех тех, кто неравнодушен к детям. А если говорить на языке самого автора книги, то она предназначена для тех, кто неравнодушен к Жизни и Человеку. «Детей нет – есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств».
От редакции Часто эту часть книги многие пропускают. Но в этой книге это практически не возможно, в особенности если вы совсем не знакомы с деятельностью автора. Его жизненную историю часто начинают описывать с конца. 5 августа 1943 года по улицам Варшавы двигалась колонна детей из «Дома сирот», и с ними шёл пожилой лысоватый человек в круглых очках. В тот день Януш Корчак шагнул в газовую камеру вместе со своими воспитанниками. Сделал он это не для того чтобы спасти детей или оказаться героем в глазах других людей (ему несколько раз предоставлялась возможность покинуть гетто), а для того, чтобы детям было не так страшно… Януш Корчак (настоящее имя Хенрик Гольдшмит) был выдающимся педагогом, который отказался от создания своей собственной семьи, ради того, чтобы помогать детям уже живущим на нашей планете. Об этом и других важных и даже невероятных фактах его жизни можно прочесть в разделе «От редакции». Кроме того в данной части книги подробно описана библиография основных трудов автора, а также его основные педагогические идеи и яркие цитаты.
Несерьёзная педагогика Радиобеседы Старого Доктора Старый Доктор – ещё один псевдоним, который автор использовал выступая на радио. И в основу данной книги положен цикл бесед, которые Корчак вёл на польском радио. Сначала книга может оказаться немного сложной для прочтения. Этот эффект создаёт способ изложения мысли автора. Особенностью педагогической деятельности Корчака были дневниковые записи, которые он постоянно вёл, описывая всё то, что он видит в общении с детьми. Книга как раз и является воспроизведением дневниковых записей автора во время работы в одном из пансионатов для детей и взрослых. В течение дня автор общался с постояльцами пансионата (в основном это были дети), а затем в своей радиопередаче делился своими мыслями и наблюдениями. В основном эти мысли и наблюдения были связаны с проявлением уникальности детей и некоторой «странностью» взрослых, который пытались их «воспитывать». Автор описывает свой первый приезд в пансионат и знакомство с постояльцами. Своё первое общение со строптивым дошкольником. О том, как с детьми поплыл на лодке на прогулку и ему при этом все доверяли. О драках и невероятных способах сведению их на нет. О том, как разговаривать с детьми об обзывательствах. Как договариваться с детьми ложиться пораньше (читай, как договариваться с родителями в таких случаях). Как правильно рассказывать сказки детям. О разности поколений и о воровстве. О том, как отвечать на детские щекотливые вопросы. О том как быть спонтанным и учить этому детей. Советы Корчака как врача о детской гигиене и прочем. Диалог о любви и о разности полов можно вообще брать за основу при разговоре с детьми (читай взрослыми) на эту тему. Невольно автор воспитывает и самого читателя через балладу о Тиртее. Также поражает рассказ о важности школьных знаний.
Моменты воспитания Следующая часть книги представляет собой уникальные дневниковые записи автора, которые он вёл во время работы в школах, пансионах, детских садах. А также описан известный случай, в котором автор наблюдал только лишь за одним ребёнком (Стефаном) практически в течение 24 часов, на протяжении нескольких недель. Как пишет автор: «Эта брошюра – не образец подобного анализа (наблюдения за детьми), она – документ, свидетельство того, как трудно «сфотографировать» словами происходящее и насколько плодотворным может быть комментарий, даже ошибочный, к подмеченному и запечатлённому на лету моменту – симптому индивидуальному (воспитанника) или коллективному (группы)». Основная мысль, на мой взгляд, которую хотел передать автор в данной части книги – важность обычного наблюдения за поведением детей. Задача взрослых – наблюдать за детьми и не мешать им расти и жить.
Право ребёнка на уважение Последнюю часть книги хочется разбивать на отдельные цитаты и цитировать, цитировать, цитировать… Автор рассказывает «об ошибках воспитания», которые могут допускать взрослые, пренебрегая и не доверяя ребёнку. О «силе» взрослых и о «слабости» детей. О естественной неприязни, которая возникает у взрослых к детям. О критике, которой постоянно подвергаются дети и от которой активно защищают себя взрослые. И самое главное, автор описывает права и особенности детей, которые в большинстве случаев могут не учитываться:
И хочется закончить цитатой:
Обзор написан специально для сети дестких магазинов "Детское счастье" (г.Ставрополь, г.Краснодар) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|