Обзор книги "Несерьёзная педагогика" (Януш Корчак)

Обзор книги Несерь зная педагогика Януш Корчак

 ОБЗОР КНИГ

по воспитанию и психологии детей

            Бывает ли у вас так, что вы стоите перед книжной полкой в магазине и не знаете, стоит ли покупать ту или иную книгу? Или наоборот, вы точно знаете, какую книгу хотите купить и вам хотелось бы услышать мнение профессионала о том, чем полезна будет для вас данная книга? Если на один из этих вопросов вы ответили «да», то у нас для вас радостная новость. Мы открываем новую рубрику «Обзор книг с семейным психологом Мариной Грицай».

 

ЯНУШ КОРЧАК «НЕСЕРЬЁЗНАЯ ПЕДАГОГИКА»

            Януш Корчак – писатель, врач, общественный деятель, мыслитель, но прежде всего уникальный педагог. Его педагогический опыт весьма современен и ничуть не утратил своей уникальности. Каждая идея его педагогических трудов используется по сей день. Поэтому книга «Несерьёзная педагогика» настоящий кладезь личного опыта и знаний для родителей, педагогов, психологов, и всех тех, кто неравнодушен к детям. А если говорить на языке самого автора книги, то она предназначена для тех, кто неравнодушен к Жизни и Человеку. «Детей нет – есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств».

 

От редакции

            Часто эту часть книги многие пропускают. Но в этой книге это практически не возможно, в особенности если вы совсем не знакомы с деятельностью автора. Его жизненную историю часто начинают описывать с конца. 5 августа 1943 года по улицам Варшавы двигалась колонна детей из «Дома сирот», и с ними шёл пожилой лысоватый человек в круглых очках. В тот день Януш Корчак шагнул в газовую камеру вместе со своими воспитанниками. Сделал он это не для того чтобы спасти детей или оказаться героем в глазах других людей (ему несколько раз предоставлялась возможность покинуть гетто), а для того, чтобы детям было не так страшно…

            Януш Корчак (настоящее имя Хенрик Гольдшмит) был выдающимся педагогом, который отказался от создания своей собственной семьи, ради того, чтобы помогать детям уже живущим на нашей планете.

            Об этом и других важных и даже невероятных фактах его жизни можно прочесть в разделе «От редакции». Кроме того в данной части книги подробно описана библиография основных трудов автора, а также его основные педагогические идеи и яркие цитаты.

 

Несерьёзная педагогика

Радиобеседы Старого Доктора

            Старый Доктор – ещё один псевдоним, который автор использовал выступая на радио. И в основу данной книги положен цикл бесед, которые Корчак вёл на польском радио.

            Сначала книга может оказаться немного сложной для прочтения. Этот эффект создаёт способ изложения мысли автора. Особенностью педагогической деятельности Корчака были дневниковые записи, которые он постоянно вёл, описывая всё то, что он видит в общении с детьми. Книга как раз и является воспроизведением дневниковых записей автора во время работы в одном из пансионатов для детей и взрослых. В течение дня автор общался с постояльцами пансионата (в основном это были дети), а затем в своей радиопередаче делился своими мыслями и наблюдениями. В основном эти мысли и наблюдения были связаны с проявлением уникальности детей и некоторой «странностью» взрослых, который пытались их «воспитывать».

            Автор описывает свой первый приезд в пансионат и знакомство с постояльцами. Своё первое общение со строптивым дошкольником. О том, как с детьми поплыл на лодке на прогулку и ему при этом все доверяли. О драках и невероятных способах сведению их на нет. О том, как разговаривать с детьми об обзывательствах. Как договариваться с детьми ложиться пораньше (читай, как договариваться с родителями в таких случаях). Как правильно рассказывать сказки детям. О разности поколений и о воровстве. О том, как отвечать на детские щекотливые вопросы. О том как быть спонтанным и учить этому детей. Советы Корчака как врача о детской гигиене и прочем. Диалог о любви и о разности полов можно вообще брать за основу при разговоре с детьми (читай взрослыми) на эту тему. Невольно автор воспитывает и самого читателя через балладу о Тиртее. Также поражает рассказ о важности школьных знаний.

 

Моменты воспитания

            Следующая часть книги представляет собой уникальные дневниковые записи автора, которые он вёл во время работы в школах, пансионах, детских садах. А также описан известный случай, в котором автор наблюдал только лишь за одним ребёнком (Стефаном) практически в течение 24 часов, на протяжении нескольких недель.

            Как пишет автор: «Эта брошюра – не образец подобного анализа (наблюдения за детьми), она – документ, свидетельство того, как трудно «сфотографировать» словами происходящее и насколько плодотворным может быть комментарий, даже ошибочный, к подмеченному и запечатлённому на лету моменту – симптому индивидуальному (воспитанника) или коллективному (группы)».

            Основная мысль, на мой взгляд, которую хотел передать автор в данной части книги – важность обычного наблюдения за поведением детей. Задача взрослых – наблюдать за детьми и не мешать им расти и жить.

 

Право ребёнка на уважение

            Последнюю часть книги хочется разбивать на отдельные цитаты и цитировать, цитировать, цитировать…

            Автор рассказывает «об ошибках воспитания», которые могут допускать взрослые, пренебрегая и не доверяя ребёнку. О «силе» взрослых и о «слабости» детей. О естественной неприязни, которая возникает у взрослых к детям. О критике, которой постоянно подвергаются дети и от которой активно защищают себя взрослые.

            И самое главное, автор описывает права и особенности детей, которые в большинстве случаев могут не учитываться:

  1. право на уважение
  2. ребёнок не глуп
  3. право на незнание
  4. право на познание
  5. право на неудачи и слёзы
  6. право на собственность и собственный бюджет
  7. право на физическое недомогание в связи с ростом
  8. уважение каждой нынешней минуты и сегодняшнего дня
  9. право ребёнка быть таким каков он есть

 

            И хочется закончить цитатой:

            Ну а взрослый? Сплошной винегрет. Дебри взглядов и убеждений, психология стада, суеверия и привычки, легкомысленные поступки отцов и матерей. Взрослая жизнь сплошь, от начала до конца, безответственна! Беспечность, лень, тупое упрямство, бестолковость, безумства и пьяные выходки взрослых… А рядом – детская серьёзность, рассудительность и уравновешенность, надёжность, опыт в своей области, капитал верных суждений и оценок, деликатная умеренность требований, тонкость чувств, безошибочное чувство справедливости. <…> Уважайте же чистое, ясное, непорочное, святое детство, даже больше – преклоняйтесь перед ним!

 

Обзор написан специально для сети дестких магазинов "Детское счастье" (г.Ставрополь, г.Краснодар)



Просмотров: 559
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Книги по психологии, которые стоит прочесть, даже если вы не психолог
  • Заметки о работе с детьми. Детская психологическая травма (у детей и взрослых).
  • О детях, о взрослых, которые когда-то были детьми и о психологах.
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 1
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 2
  • Книга "Французские дети не плюются едой", автор Памела Друкерман
  • Советы мамы бесят взрослых детей. А дети точно взрослые?
  • Я! автор своей жизни.
  • Из практики. Я автор своей жизни.
  • 10 фраз, которые делают из детей закомплексованных взрослых
  • Упражнение, которое наглядно покажет автор ты своей жизни или нет.
  • Лучшие книги по психологии. Книги которые стоить прочитать
  • 12 родительских программ, которые делают из детей закомплексованных взрослых
  • Я - автор своей истории.
  • Книги для родителей детей до 3-х лет (рекомендует психолог)
  • Книги для детей
  • Книги, которые стоит прочесть каждой женщине
  • "Лечебные" книги для детей.
  • Как говорить с детьми о сексе? Полезные книги и видео.
  • "Я больше его не хочу. И вообще никого не хочу". Цикл сексуального контакта. (Автор)
  • Как можно кричать на детей? Советы и размышления для взрослых
  • 1 июня-День защиты детей!Будем детьми!)))
  • Богатый ребенок. Как книги делают детей богатыми
  • Игры, игрушки и досуг подрастающих детей (глава из книги)
  • Рекомендация книги: библиотерапия. Реннсом Риггс «Дом странных детей»
  • Залечиваем детские травмы. Обзор книги Сьюзен Форвард «Токсичные родители». Часть 2
  • Залечиваем детские травмы. Обзор книги Сьюзен Форвард «Токсичные родители». Часть 1
  • Обзор книги "Карта любви" Джона Готтмана
  • Особенности работы с детьми, имеющими в своей судьбе опыт покинутости
  • Обзор книги Ирвина Ялома "Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь