Как наставнику проверить «хорошо» ли сформулирован результат и какова вероятность достижения цели подопечным? Здесь, в статье, приведен пример работы с одним из участников группы по подготовке наставников.
РЕЗУЛЬТАТ
Какой результат ты желаешь получить на занятиях по наставничеству?
- хочу освоить тему внешнее (для других предпринимателей) и «внутреннее» (для сотрудников) наставничество. По моей внутренней шкале знаний по теме внешнее наставничество я поставил себе «4» балла из 10 перед началом занятий, будет здорово поднять за все занятия ее минимум до «8» баллов.
Хочу усвоить ту информацию, которую дает Александр Геннадьевич Беляев на занятиях, а для этого перескажу то, что мы разбираем на занятиях 2 моим знакомым.
Еще раз просмотрю слайды по всем занятиям, прочту доп. литературу которую он рекомендует и какую я сам найду в ближайшие 2 недели по теме наставничества. Выполню все упражнения и техники на занятиях, и еще сам с двумя знакомыми потренируюсь дополнительно, чтобы было ощущение уверенности в том, что я могу и выбрать и работать с подопечным.
ПРИЗНАКИ
Как ты узнаешь, что ты получил то что хотел?
Моя уверенность 10 баллов в том, что я сам могу выбрать оптимально подопечного ( я и он(а) будем довольны выбором сразу, во время совместной работы и по ее окончании, и будем довольны результатом, который получит подопечный(ая)
УСЛОВИЯ
Где, когда, с кем тебе это будет нужно?
- Это нужно мне, для формирования кадрового резерва в бизнесе, чтобы я мог выстроить бизнес как систему. И система устойчиво развивалась без моего личного постоянного контроля, чтобы я контролировал только исполнительного директора. А для этого мне нужно его подобрать, научить и передать опыт.
Возможно в будущем для своего сына будет полезно, если он выберет предпринимательство как путь самореализации.
Где, когда, с кем тебе это будет НЕ нужно?
- не нужно с теми, кто не хочет и не может работать на результат в моей организации.
С такими будем прощаться. Или как Беляев пошутил «продвигать на рынок труда».
СРЕДСТВА
Что тебе понадобится, может быть нужно для достижения этой цели?
Терпение, воля и наличие свободного времени — не меньше часа ежедневно и 3 часа на занятиях 2 раза в неделю. Перераспределить приоритеты.
ОГРАНИЧЕНИЯ
А почему ты не достиг этой цели раньше? Кто или что мешало?
- не было подходящего для меня предложения, не было у меня самого осознания, как я могу использовать наставничество для своего бизнеса.
ПОСЛЕДСТВИЯ
Что произойдет, если ты достигнешь этой цели?
Если я ее достигну, все будет просто класс! Здорово! Я смогу выделить время для других проектов, которые мне интересны!
Что произойдет, если ты НЕ достигнешь этой цели?
Что ж, жизнь не кончится, не будут бизнеса как системы, но тогда мне придется серьезно разобраться в самом себе — почему я не понял или не принял наставничество
ЦЕННОСТЬ
Стоит ли эта цель твоих усилий?
Безусловно, стоит. И с учетом ее ценности я, пожалуй, пересмотрю СРЕДСТВА — вместо одного часа пусть будут два ежедневно. А еще — добавлю еще цель - научиться готовить наставников.
ЭКОЛОГИЧНОСТЬ
Весь ли я согласен с тем, что и как я хочу?
Да, весь этого хочу, особенно после представления как воспользуюсь результатом.
Осталось узнать у того, кто будет в качестве моего подопечного, хочет ли он так же сильно как я в наставничестве, быть успешным в предпринимательстве.
Далее приведен алгоритм проведения техники: Как проверить «хорошо» ли сформулирован результат и какова вероятность достижения цели?
РЕЗУЛЬТАТ: Шаг 1. Выберите и опишите цель. (Что вы хотите получить?)
Тест А. Убедитесь в том, что цель сформулирована в терминах того, чего хотите, а не того, чего не хотите.
Тест Б. Если цель сформулирована так, что Вы можете достичь её самостоятельно, независимо от действий других людей, то повышается вероятность получения именно ожидаемого результата.
Если нет, то требуется предварительный этап согласования и мотивации тех, от кого зависит достижение выбранной цели.
ПРИЗНАКИ: Шаг 2. Знать критерии достижения цели. (Как вы узнаете, что достигли цели? Что вы увидите, услышите, почувствуете, сможете сделать?)
Тест. Тесно ли связан критерий с целью? Убедитесь, что критерий дает реалистичную обратную связь относительно того, приближается ли собеседник (или Вы) к своей цели.
УСЛОВИЯ: Шаг 3. Определить, где, когда и с кем хотите достичь своей цели.
Где, когда и с кем вам это необходимо и желательно? Где, когда и с кем нежелательно?)
Тест. Конкретность. (Что вы увидите, услышите или почувствуете такого, что даст вам знать, что пришло время для реализации вашей цели?)
ОГРАНИЧЕНИЯ: Шаг 4. Проверить, нет ли препятствий. (Почему вы не достигли цели раньше? Что, кто мешает достичь желаемой цели прямо сейчас?)
СРЕДСТВА: Шаг 5. Найти имеющиеся ресурсы. (Какие, уже имеющиеся у вас, ресурсы помогут вам в достижении цели? Чего вам не достает, чтобы достичь цели? Каких ресурсов, навыков?)
ПОСЛЕДСТВИЯ: Шаг 6. Определить последствия. (Что произойдет, если вы достигнете или не достигнете цели?)
ПЛАНИРОВАНИЕ: Шаг 7. Составить план. (Как вы собираетесь добраться до своей цели? Каков будет ваш первый шаг?)
Некоторых простых целей можно достичь немедленно, но чаще для своего достижения цель требует нескольких шагов и какого - то количества времени.
Тест А. Удостоверьтесь в том, что первый шаг конкретен и выполним. Если цель кажется недостижимой, «мельчение» до первого шага может сделать ее управляемой и даже простой.
Тест Б. Возможно, эти вопросы сами по себе помогли сосредоточиться на том, что именно необходимо для достижения поставленной цели.
Тест В. Признаки достигнутой цели. (Что и как вы увидите, услышите, почувствуете, когда цель будет достигнута? Как вы узнаете, что достигли цели?)
ЦЕННОСТЬ: Шаг 8. Соотнести затрачиваемые усилия и ценности достигнутой цели. (Стоит ли цель ваших усилий?)
ЭКОЛОГИЧНОСТЬ: Шаг 9. Уточните согласованность этой цели с другими Вашими целями, и /или целями других людей, вовлекаемых в достижение данной цели.
(Весь ли я согласен с тем что и как я хочу? Есть ли что-то внутри меня «против»? Все ли те, кого я планирую привлечь для достижения данной цели хотят, готовы в этом участвовать? )
Если обнаружено несогласование, то переход на Шаг Результат (мотивация себя, других).