Про высшее образование

Автор статьи: Всеволод Ушаков

Недавно прочитал статью о том, как стать практическим психологом. И несмотря на то, что с большей частью материала я был согласен, один момент вызывает когнитивный диссонанс и внутренний протест. Вопрос о базовом высшем психологическом образовании.

Уже  не один год наблюдается тренд на падение значения высшего образования, в большей степени он исходит от молодежи и от СМИ, однако, сами  работодатели также неосознанно подогревают данный стереотип (к вопросу о том, как устроиться на работу, если везде требуется опыт работы). И эта мода «на работе забудьте, все чему вас учили в университете», к сожалению, добралась и до психологии.

Базовым заблуждением, на мой взгляд, является мысль о том, что высшее образование не дает практических навыков. И почему-то игнорируются сотни часов практики, которые проходят студенты на разных курсах, не говоря уже о многих других практикоориентированных занятиях, которые все больше входят в программы подготовки психологов.

Про высшее образование


Во-первых, когда я получал образование, у нас были тренинги на сплочение коллектива и «личного роста» длиной в три семестра (1,5 года), где, в том числе, мы и сами практиковались вести навыковые тренинги и терапевтические группы. Не говоря уже о практике в школе и работе с детскими и подростковыми группами. Все это реально было и это реальный опыт!

Во-вторых, также полтора года опытный практикующий психолог вела у нас практические занятия по специализации «Консультирование», где мы отрабатывали методики и техники консультирования разных подходов (гештальт, КПТ и т.д.), т.е. НА ПРАКТИКЕ изучали и отрабатывали методы психологической помощи.

В-третьих, обладая всеми этими знаниями и навыками старшекурсники должны были принимать РЕАЛЬНЫХ клиентов. При факультете существовал бесплатный центр (вроде и сейчас существует), где все желающие (естественно информированные о том, к кому они идут) могли получить бесплатную психологическую помощь.

И, наконец, в-четвертых, мы получали супервизорское сопровождение всех наших случаев, что позволяло нам развиваться как специалистам. И все это бесплатно на 4 и 5 курсе государственного университета. Естественно, также мы могли получить личную терапию. Это уже было платно, кто хотел – получал и развивался.

Нам не давали сертификаты подготовки в том или ином подходе, однако на большинстве курсов, на которых я был уже потом (потому что «без бумажки ты букашка») новых знаний и навыков я получал процентов 20. Остальное я уже умел и знал, просто отрабатывал и оттачивал. Все потому, что мы уже владели ими на основе высшего образования.

Я намеренно умолчал про теоретические знания, про их систематизацию, которую никогда не получишь, обучаясь самостоятельно, потому что это и так понятно. Больше задевает именно вопиющая недооценка практических навыков, получаемых в университете, в ходе получения базового высшего образования.



Конечно, подобную практическую подготовку выпускники психологических факультетов получают, наверное, не во всех ВУЗах, это я уже понял, когда работал преподавателем в разных учебных заведениях. Да и многое зависит от самого студента, для «галочки» ему диплом или он реально хочет взять от образования все. Также не отрицаю необходимость дополнительных курсов для развития в том или ином подходе, ну а личную терапию, хотя бы 100 часов считаю вообще обязательной для психолога-практика.

Но хочется, чтобы люди смогли отойти от навязанных стереотипов и при оценки навыков смотрели не на бумажки, сертификаты и зафиксированный опыт работы, а на реальные навыки, которыми обладает  тот или специалист, вне зависимости от возраста. И чтобы высшее образование, действительно, имело преемственность с будущей работой молодого специалиста и ценилось не только за диплом, но и за реальный вклад в личность каждого специалиста.

Всех с наступлением осени, дарите друг другу тепло и радость :)



Просмотров: 577
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как маме получить высшее образование дистанционно?
  • Почему нельзя "чистить клозеты" без высшего образования?
  • Зачем психологу высшее образование
  • Высшее образование в 21-м веке: оно Вам надо?
  • Арканы Таро: второе высшее образование
  • Отношение студентов первых курсов к переходу на многоуровневую систему образования
  • От каких профессиональных навыков зависит успех работы психолога. Почему психолог лучше чем коуч
  • Какое образование тебе нужно ты понимаешь, получив первое. Второе высшее – стоит ли игра свеч?
  • Дистанционное образование практических психологов. Количественные показатели
  • Образование и личность психолога при работе с клиентами.
  • Модель профориентационной работы государственного учреждения образования Республики Беларусь
  • Болезни, которые приходят к нам неожиданно Скажу больше: также неожиданно мы можем их убрать. Как?
  • Опыт общения клиента с психологами (а также психиатрами, неврологами и одним кинезиологом).
  • Разработка программы неформального образования для молодежи
  • Взгляд на мир широко открытыми глазами! (Практика развития навыков).
  • Особенности мотивации учебной деятельности студентов-психологов разных курсов
  • 4 стадии развития нарушений учебных навыков
  • Как выбрать глубинного психотерапевта? 7 навыков успешного специалиста
  • Я люблю, конечно, всех, но кого - то больше всех.
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Как выбрать психолога? Комфорт в работе со специалистом и образование
  • Давайте добавим ценности в белорусское образование, семинары и тренинги?
  • 10 навыков для лучшего 2020 года Жизни
  • Люди хотят, чтобы было по-ихнему. Но по-ихнему не будет, потому что нет такого слова!
  • 4 причины получить опыт работы в корпорации тому, кто не хочет строить корпоративную карьеру
  • Развитие навыков лидера для оптимизации работы организации
  • О применимости навыков психолога-консультанта в гештальт-терапии.  
  • Фототерапия как метод психокоррекционной работы в работе практического психолога и специалиста социальной работы
  • Элементы игротерапии в работе с детьми раннего возраста и их родителями (опыт работы в ЦИПР)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь