|
Зачем психологу высшее образованиеАвтор статьи: Ушаков Всеволод Олегович
Уже не один год наблюдается тренд на падение значения высшего образования, в большей степени он исходит от молодежи и от СМИ, однако, сами работодатели также неосознанно подогревают данный стереотип (к вопросу о том, как устроиться на работу, если везде требуется опыт работы). И эта мода «на работе забудьте, все чему вас учили в университете», к сожалению, добралась и до психологии. Базовым заблуждением, на мой взгляд, является мысль о том, что высшее образование не дает практических навыков. И почему-то игнорируются сотни часов практики, которые проходят студенты на разных курсах, не говоря уже о многих других практикоориентированных занятиях, которые все больше входят в программы подготовки психологов. Во-первых, когда я получал образование, у нас были тренинги на сплочение коллектива и «личного роста» длиной в три семестра (1,5 года), где мы сами практиковались вести навыковые тренинги и терапевтические группы. Не говоря уже о практике в школе и работе с детскими и подростковыми группами. Во-вторых, также полтора года опытный психолог вела у нас практические занятия по специализации «Консультирование», где мы отрабатывали методики и техники консультирования разных подходов (гештальт, КПТ и т.д.), т.е. на практике изучали методы психологической помощи. Во-третьих, обладая всеми этими знаниями и навыками старшекурсники должны были принимать РЕАЛЬНЫХ клиентов. При факультете существовал бесплатный центр, где все желающие (естественно информированные о том, к кому они идут) могли получить бесплатную психологическую помощь. И, наконец, в-четвертых, мы получали супервизорское сопровождение всех наших случаев, что позволяло нам развиваться как специалистам. И все это бесплатно на 4 и 5 курсе государственного университета. Естественно, также мы, как и любые другие люди, могли получить личную терапию. Это уже было платно, кто хотел – получал и развивался. Нам не давали сертификаты подготовки в том или ином подходе, однако на большинстве курсов, на которых я был уже потом (потому что «без бумажки ты букашка») новых знаний и навыков я получал процентов 20. Остальное я уже умел и знал, просто отрабатывал и оттачивал. Все потому, что мы уже владели ими на основе высшего образования. Я намеренно умолчал про теоретические знания, про их систематизацию, которую никогда не получишь, обучаясь самостоятельно, потому что это и так понятно. Больше задевает именно вопиющая недооценка практических навыков, получаемых в университете. При том, что все это было почти 15 лет назад, сейчас практикоориентированность ВУЗов только возрастает. Конечно, подобную практическую подготовку выпускники психологических факультетов получают не во всех ВУЗах, это я уже понял, когда работал преподавателем в разных учебных заведениях. Да и многое зависит от самого студента, для «галочки» ему диплом или он реально хочет взять от образования все. Также не отрицаю необходимость дополнительных курсов для развития в том или ином подходе, ну а личную терапию, хотя бы 100 часов считаю вообще обязательной для психолога-практика. Также знаю много классных специалистов без базового высшего психологического образования, но там действительно много ресурсов вложить нужно, как денежных, так и душевных. Призвание не равно диплому, понятно, что вышка не предопределяет, что человек с ней будет классным специалистом, а без нее - нет. Но хочется, чтобы люди смогли отойти от навязанных стереотипов и при оценке навыков смотрели не на бумажки, сертификаты и зафиксированный опыт работы, а на реальные навыки, которыми обладает тот или специалист, вне зависимости от возраста. И чтобы высшее образование, действительно, имело преемственность с будущей работой молодого специалиста и ценилось не только за диплом, но и за реальный вклад в личность каждого человека. Всех с наступлением Весны, дарите друг другу тепло и радость :) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|