Высшее образование в 21-м веке: оно Вам надо?

Отрывок из книги Майкла Эллсберга «Миллионер без диплома».

Современная система образования устарела. Она вырывает из жизни 15-20 лет и выращивает не приспособленных к жизни людей.

Вам говорили: если прилежно учиться в школе, поступить в хороший вуз и с успехом его окончить, то успех в жизни гарантирован. Возможно, так и было пятьдесят лет назад. Но сегодня все иначе. Если вы хотите добиться успеха в современном мире, следует заняться получением навыков, полезных в реальной жизни, и работать над выработкой таких качеств и навыков, которые позволят вам значительно опередить дипломированных отличников. И не важно, учились вы в университете или нет.

Конечно, в университете можно научиться множеству замечательных вещей, но они не имеют никакого отношения к успешной карьере или финансовому благополучию. Вы можете развить эрудицию, отточить навыки критического мышления, расширить свой кругозор, с восторгом окунувшись в богатое культурное и интеллектуальное наследие великих мыслителей. Все это достойные устремления. Но не стоит думать, что, сосредоточенно занимаясь всеми этими делами и получив в подтверждение диплом, вы можете рассчитывать на успешное трудоустройство с гарантией занятости на ближайшие сорок лет с последующим получением хорошей пенсии. Все больше людей (включая и тех, кто еще не получил высшего образования) начинают осознавать, что старый рецепт успешной карьеры больше недействителен. Пришла пора искать новые пути.

Школа оценок

У людей индустриальной эпохи основное занятие в жизни в возрасте от 6 до 22 лет заключалось — если немного утрировать — в получении хороших оценок. Конечно, большое значение придавалось и другим занятиям, таким как спорт, например, которые придают солидности автобиографии при поступлении в вуз. Но если спросить прямо, что, по мнению родителей, учителей, политиков и общества в целом, должно быть в центре внимания молодых людей от 6 до 22 лет, ответ будет простым — оценки.

Вы никогда не задумывались, насколько это нелепо? Как вообще кому-нибудь могло прийти в голову, что усердие в учебе служит необходимым и достаточным условием успеха в жизни? Почему мы убедили себя в том, что именно так правильно проводить лучшие шестнадцать лет своей жизни? Почему нужно тратить свою молодость — годы жизни с огромным потенциалом, полные энтузиазма, энергии, творчества и веселья, — на получение красивых бумажек, подтверждающих изучение определенной академической программы?

Школа жизни

Также, как развитие IQ выше среднего уровня никак не связано с эффективностью в реальной жизни, оценки (над которыми мы усердно трудимся на протяжении шестнадцати лет) выше средних значений никак не соотносятся с высокими шансами на успех в жизни, большими достижениями или чувством самореализации.

Cравним жизни двух человек, от рождения имевших очень высокие показатели умственного развития:Криса Лангана, «самого умного человека в Америке», чей IQ переваливает за 200, и Роберта Оппенгеймера, научного руководителя Манхэттенского проекта. Уровень их одаренности сопоставим, но один из них (Оппенгеймер) сделал выдающийся вклад в историю, а другой (Ланган) не может похвастаться ничем, кроме многочисленных попыток опубликовать свои изыскания.

Основное отличие заключается в том, что Оппенгеймер, в дополнение к своему высочайшему интеллекту, обладал весьма развитым практическим интеллектом, помогавшим ему правильно вести себя с людьми, от которых зависел его успех. Все эти мелочи — знать, что, кому, когда и как сказать ради получения наилучшего результата, — давались ему легко и непринужденно. Ланган же, напротив, был почти лишен этого качества. Поэтому его имя нам и не приходится часто слышать, когда речь заходит о существенных достижениях.

После того как человек достигает определенного уровня логического мышления и базовой эрудиции, другие факторы берут на себя роль главенствующих в определении меры его успеха в жизни, а именно: креативность, инновационное мышление, практический и социальный интеллект. Важно отметить, что все эти качества формируются в условиях реальных жизненных ситуаций, а не в рамках формального обучения.

Образование — не образованность

Самое странное, на мой взгляд, что образование, по сути, превратилось в жизненный путь, позволяющий людям вообще не думать. Решение получить высшее образование принимается молодыми людьми на автопилоте, без малейшего учета того, чего они на самом деле ждут от жизни.

К сожалению, наше формальное образование постепенно превратилась в систему, очень сильно ориентированную на статус. Статус приобретается при четком выполнении конкретных правил. Получите диплом, найдите работу, сделайте то или другое — и приобретете желаемый статус. Такова надежно укрепившаяся иерархическая система нашего общества. Согласитесь, учиться ради статуса — неправильно, и это всем известно.

К сожалению, система образования в нынешнем ее виде, от детсадов до последипломного образования, не имеет ничего общего с гибкостью, устойчивостью и адаптивностью. Она обучает узкому набору академических и аналитических навыков, по большей мере не связанных с практическими реалиями жизни, вдалбливает их в наши головы часами, днями, неделями, месяцами и годами. Конечно, аналитические навыки нужны для успеха в изменчивом мире, но это далеко не все. Успех, счастье, новаторство, достижения и лидерство зависят от целого диапазона человеческих умений, большинству из которых не учат ни в школе, ни в высшем учебном заведении.

 

 

Прочитав эту статью, поначалу создается впечатление что современная система образования безнадежно устарела и не выполняет возложенные на нее функции – она не способна дать навыки зарабатывания денег. Она не заточена на монетизацию знаний. Нет мостика между уровнем интеллекта и уровнем достатка.

Но это лишь верхушка айсберга. И хотя наша, постсоветская, система образования не лишена недостатков, есть все же в ней неоспоримые достоинства – она дает практику реальной жизни в весьма разношерстном социуме. Она не учит как получить материальные блага, но зато она учит находить пути решения самых разных проблем, договариваться, торговаться, выстраивать отношения с различными по возрасту и социальному статусу людьми – современное образование может и не дает необходимых профессиональных практических навыков, зато дает отличные навыки выживальщика. И глядя правде в глаза, навыки эти могут стать даже более необходимыми в повседневной жизни, чем умения монетизировать знания. Ведь навыки зарабатывания денег можно получить пройдя профильные тренинги, посетив мастер-классы, или став участником Системы Дистанционного Обучения, а вот научиться выживать в бассейне с крокодилами можно только очутившись в этом бассейне.

Так что не стоит поспешно бросать учебу в университете, Билл Гейтс, Стив Джобс и Марк Цукерберг - не правила, а исключения. Нужно просто заранее знать, что даст ВУЗ, а что необходимо получить у внешнего провайдера, определить приоритеты развития и шаг за шагом идти по намеченному пути. И помните: Любая Проблема Имеет Решение.



Просмотров: 490
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что можно изменить в своей жизни в 40 лет? Все!
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Что такое психология и как она может помочь Вам в жизни
  • Что такое интуиция и почему она так помогает в жизни?
  • Как жить если на все 100% знаешь, что не добьешься абсолютно ничего в этой жизни
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • И все же, для кого актуальна самореализация, или как получить более сложное удовольствие от жизни
  • Что же такое самооценка и что она значит в нашей жизни?
  • Как формируется самооценка и на что она влияет в жизни?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Страх Жизни, или про то, что мне все должны
  • Почему важно присутствовать с своей Жизни? И что это значит?
  • Женские и мужские роли в отношениях и семье. Что это такое в реальной жизни?
  • Как понять, что именно в моей жизни не так?
  • Благополучие или успех в жизни. Что выбираете вы? Часть 2
  • Благополучие или успех в жизни. Что выбираете вы? Часть 1
  • Благополучие или успех в жизни. Что выбираете вы? Часть 3
  • Я считаю, что самое важное и ценное, что мы можем получить в жизни...
  • Если вам кажется, что в жизни нужно что-то менять, то вам не кажется.
  • Грань 15. Почему ты решила, что тебе в жизни просто так что-то дадут
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как вернуть радость жизни, если вы чувствуете, что потеряли себя.
  • Как понять себя. Часть 2. Нужно что-то менять в своей жизни!
  • Что делать, когда вам за 40 и в жизни есть всё... кроме мужчины?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Ты в ответе за все, что происходит в твоей жизни
  • Неудачник по жизни, или что нужно знать про самооценку.
  • Все, что нужно знать о кризисе трех лет!
  • О чем нужно помнить, когда все не так в жизни.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь