|
О зубах, еде и душе.Автор статьи: Медведева Евгения Борисовна
К психологу приходят по разным причинам – за справкой, что ребенок действительно травмирован (разводом, пожаром и пр.) – для суда, конечно; за инструкцией по применению друг друга после свадьбы; за простым человеческим сочувствием и поддержкой. В последнее время что-то часто приходят родители неедящих детей. Буквально некушающих. Если разбирать подробнее, а еще и систематизировать эти случаи, то получится шкатулка о трех ящичках: в первом – преданные маме дети, отказывающиеся от детсадовской еды; во втором – подростки, не приемлющие еду из рук родителей, потерявших их (подростков) доверие; в третьем – разнообразные околобулимические расстройства поведения нежных девиц, да, и парней. С первыми работать интересно и благодарно, ведь у мамы есть высочайшая мотивация – выйти-таки в люди, избавившись от детёныша хотя бы на 8 часов. Маме достаточно осознать свои невербальные сигналы, посылаемые ребенку в приемной детсадовской группы: «не смей никому доверять! не бери у них еду! никто из них не любит тебя так, как я!». Такая ревнивая любовь есть ничто иное, как оправдание перед самой собой (люблю, люблю – и больше всех люблю! Я – хорошая мать!), что, конечно, продиктовано чувством ее вины за желание вырваться на свободу.
Кстати, самые прямые способы выражения любви – совершенно некреативные, они древние и потому универсальные на всех языках – просто прижаться, а потом и поглядеться друг в друга. Через глаза прямо. И никаких лишних слов и убеждений. И подарков, которыми заваливают пропасть между собой виноватые друг перед другом любящие люди – большие и маленькие. Замечательно то, что чувство вины невозможно приклеить извне. Оно рождается внутри человека и как магнит притягивает тех, кто рядом – просто ОБВИНИТЬ, то есть озвучить внутреннюю корябку. Как психолог с попыткой духовности я стараюсь отличать невротическую вину от голоса совести – у себя, прежде всего, и у клиентов, доверившихся мне. И, если удается не ошибиться, то Тимофей 4-х лет от роду «внезапно и навсегда» начинает есть в саду не только хлеб и воду, но и разносолы всякие. Доверять начинает людям другим, в общем, вслед за мамой. Был как-то раз интересный случай про кусающую девочку Машу – детей других кусала, а еду не откусывала - никакую твердую еду! В три с половиной года – протертые супики и пюрешечки… Оказалось, что мама давно еще кормила дочку грудью, когда та прикусила сосок, да пречувствительно! Мама сделала строгое внушение по попе и по носу и, нежная душа, впала сразу же в комплекс вины. Маша запомнила и, пойдя в сад, начала исполнять мамин наказ – еду больше не кусать. Но зубы для чего-то во рту есть – а тут и дети вредные рядом то и дело попадаются. Все сложилось в Машиной голове довольно логично. Разбирали мы с мамой этот неправильно собранный «пазл» месяца три – теперь кусает Маша еду, а с людьми, даже неприятными, договаривается словами. Побочным эффектом стало прощение мамой своих детских обид на отца и прощание с недавно погибшим мужем. Вот так, через рот, буквально, сквозь зубы, иногда в душу глядим. Иногда видим. Иногда лечим. Иногда вылечиваем… Второй и третий ящичек откроем в следующий раз. Ну, и, наконец, простые и понятные рекомендации семейного психолога на всякие другие случаи жизни. В следующем выпуске будут рассмотрены именно ваши случаи, если вы их, конечно, пришлете в редакцию. 1. КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВЗРОСЛОМУ, КОГДА РЕБЕНОК ТРЕБУЕТ ЧТО-ТО В МАГАЗИНЕ? «Дай» и «хочу немедленно» в общественных местах говорят голодные и мстительные дети. Голодные на любимость и мстительные тем взрослым, которые «достали» уже бедных детей своим равнодушием. Шоколадки, сок и бублики – это привычный антидепрессивный набор одинокого взрослого. Рекомендовано: еду дать немедленно плюс (во искупление вины за нелюбовь) – на ушко, нежно, шепотом: я тебя очень-очень-очень сильно люблю!.. 2. КАК ВЫКЛЮЧАТЬ МУЛЬТИКИ, НА КОТОРЫЕ ПОДСЕЛ РЕБЕНОК? Мультики можно сделать не такими спасительными, как хочется обоим – истерзанным вынужденным, некачественным общением родителям и детям – парадоксальным способом: комментировать их из-за спины ребенка, пока он не попросит выключить… вас. Или, если вы прощены за дефицит общения, мультики. 3. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК 500 РАЗ СМОТРИТ ОДИН И ТОТ ЖЕ МУЛЬТИК? Дать наесться, насытиться, насладиться. 501 и последний раз наступает обязательно. Психические потребности ребенка в разнообразии не так велики, как у взрослых. Скорее, наоборот, потребность в углублении, в концентрации внимания полезнее для образования малыша. Помните, «повторение – мать учения»? Эта народная правда действительна до 7 лет. После - глубина исследования вопроса сменится широтой. 4. КАК БЫТЬ С ЖАДИНАМИ? Период жадности необходим с 2 до 3 лет. Увы, так растет личность с её социальными границами. Отрегулировать пластичность и прочность этих границ сможет только равный равному (малыш малышу), вмешательство взрослого не только бесполезно, но и вредно. О вреде жадности можно поговорить позже, после ситуации, рассказав, например, о своем одиноком жадном детстве. Говорить надо легко, без назидательного нажима, как с другом. 5. КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВЗРОСЛОМУ ПРИ ДЕТСКОЙ ДРАКЕ? Обнять сзади нападающего или спереди пострадавшего (кто ближе), опустившись на коленки и «пришив» руки ребенка к бокам, и сказать от его имени: «ух, как я злюсь сейчас, аж драться хочу!». Или «мне больно! Я не люблю, когда меня бьют!» соответственно. Если вмешаться раньше чем «уже больно», то надо озвучить их мотивы также предельно точно, а это уже виртуозная внимательность. Вы на такое способны? 6. ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА РЕБЕНОК КУСАЕТСЯ? После каждого эпизода 21 раз повторить «ты уже умеешь злиться, это здорово может пригодиться». Или «ого, у тебя есть зубки? А еще у тебя есть язык, глазики, щечки, животик, пяточки. И всё это я тоже люблю!» 22-го эпизода может не наступить, если вы говорили искренне. 7. КАК ЗАСТАВИТЬ КОПУШУ БЫСТРЕЕ СОБИРАТЬСЯ? Обмануть, заговорив зубки сказками – старинная методика управления детьми. В ней нет ничего странного или подлого, если хотя бы раз в день вы всё же исполняете желания ребенка, а не следуете только своим маршрутом. При экстренной сборке в дорогу полезно вставлять в известную историю имена и вещи из вашей реальной жизни. Например, «Красная шапочка Даша долго натягивала колготки, чтобы пойти с мамой в бухгалтерию за справкой, а волк Дима в это время затаился в лесу и зевал от скуки…» 8. КАК РЕАГИРОВАТЬ ЕСЛИ РЕБЕНОК ОБЗЫВАЕТ МЕНЯ, СВОЕГО РОДИТЕЛЯ? Изобразить обиду, объяснив, как неприятно это слышать вам лично, дорогому родителю. И как не хочется наливать соки, налаживать игрушки, вместе рисовать – показать в реальной ситуации, а не просто рассказать об этом. Лишить оскорбителя своего общества на слова «иди отсюда» необходимо, хотя иногда лень. Но надо, просто очень надо, бросить всё и УЙТИ ОТСЮДА, показав малышу силу его слов, а значит, его личности. Ведь он растет на наших реакциях. На отсутствии реакций растут неврозы. Реагируйте, пожалуйста, и делайте это, по возможности, экологично! Ведь между двумя отрицательными полюсами - скукой и тревогой - в семье ежечасно растет самая настоящая жизнь – и ваша и вашего ребенка. Сделайте ее положительно заряженной!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|