|
Каким людям обращение в веру помогает стать лучше и почему.Автор статьи: Александр Сергеевич Мусиченко
Эта статья не призыв уверовать, а скорее рассуждение. Сейчас предпочтителен научный подход, для многих вера пережиток прошлого, ограничивающий личность во многих вопросах и потому отвергается. Я склонен полагать, что нам самим нужно решать, как поступить в той или иной ситуации, что просто взять чужие правила и следовать им попросту невозможно. Да и идут они вразрез реальной жизнью общества и делают человека менее адаптивным. Вы когда-нибудь видели человека, который ни разу не солгал? Вот и я тоже. Но, однако, меня много лет занимал вопрос, почему же обращение в христианскую веру помогает злоупотребляющим наркотическими веществами, алкоголем и другим людям с длительным саморазрушительным поведением бросить их пристрастие и так сильно, кардинально измениться. И это не исключение, а прямо-таки тенденция. Божественное чудо? Святые отцы взаправду святые? Эх, если бы... В чем же суть? Некоторое время назад я думал, что фокус в достраивании суперэго, в заимствовании правил, заповедей, табу. Но, одни только правила мало что могут сделать, даже если прям верить в их необходимость. Это не поможет измениться. Наоборот, загонит в чувство вины, стыда. А человек, ослабленный гнетущими чувствами, слаб и к своим пристрастиям. Когда больно, тяжело, тревожно, тогда и сорваться проще. А может, человек, отрицая или обесценивая свою собственную волю к свободе от зависимости, наделяет ей другой объект - Бога, всемогущий, идеальный образ, абсолютно хороший объект. Этот образ сильно напоминает образ родителя, когда мы совсем маленькие и не понимаем что к чему в этом мире, полностью зависим от него. Так же есть противоположный образ - Люцифер. "Абсолютно плохой" образ так же крайне важен для сохранения самосознания в начале развития ребенка. Что происходит, когда по какой-то причине, родитель разочаровывает ребенка где-то в раннем детстве и теряет образ "абсолютно хорошего" объекта? Тогда ребенок теряет доверие и к другим внешним объектам. Если нет во внешнем мире объекта достойного любви и идеализации, то спасти зарождающееся самосознание можно, например идеализировав себя, стать тем всемогущим и удовлетворяющим себя объектом, что "слегка напоминает нарциссизм". А если абсолютно хороший объект не найден, или слит воедино с абсолютно плохим объектом, тут могут развиться другие расстройства личности. Получается, что обретая постоянный образ абсолютно хорошего Бога и абсолютно плохого Люцифера, при внезапном появлении у человека веры, он восстанавливает развитие своей психики. Позже, конечно, от абсолютных категорий мы отходим, выбирая множество оттенков жизни, людей, отношений. Но этот этап и категория добра и зла, должны быть пройдены, так укрепляется самооценка, появляется разнообразие защитных механизмов. Во взрослом возрасте, при терапии этот период, конечно, проходится гораздо быстрее и безопаснее, чем в детстве обычного человека. Иногда это тот необходимый кусочек пазла, которого не хватает до полноты картины жизни. На самом деле, сама вера в Бога не нужна, но нужен абсолютно хороший и отдельный абсолютно плохой объект, оба "внешние". И наделить такими качествами можно любой объект, но желательно достаточно реальный. И сформировать их в терапии вполне посильная задача.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|