«Счастье – это когда тебя понимают» - вновь и вновь вспоминается фраза из фильма «Доживем до понедельника».
Я думаю, чтобы появилось ощущение, что тебя понимают, нужно быть услышанным. Ведь всем нам очень дорог человек, который умеет слушать.
А почему нам хочется рассказать о том, что произошло?
Потому что в процессе рассказа исполняются очень важные процессы:
Признание для себя факта случившегося;
Анализ и осмысление истории, которая в момент проговаривания становится немного другой;
Проживание чувств рассказчика по отношению к произошедшему в процессе рассказа;
Могут прийти идеи для разрешения, изменения ситуации или выводы;
Ситуация отпускает, освобождая место для нового.
Если человека слушает действительно хороший слушатель, его состояние по мере повествования может кардинально меняться в лучшую сторону: история обретает новое видение, на смену негативным эмоциям приходит успокоение, ощущение свободы, возросшей энергии и вдохновения.
Сколько я работаю с людьми, тем не менее, очень редко они вспоминают такого слушателя из своей жизни. Почему?
Потому что часто преобладают стереотипные реакции:
Обесценивание: «Да, ничего страшного!», «Да, это мелочи!», «Ты все принимаешь близко к сердцу», «Намного хуже бывает!» приводит к тому, что человек жалеет, что поделился;
Советы часто бывают неподходящими;
Оценки (как и Советы, собственно) - это всегда позиция сверху, поэтому какое-то сомнительное ощущение подкрадывается к нам, когда мы слышим похвалу: «Молодец!», «Умница!» Особенно дискомфортно тем, кто свой поступок не считает заслуживающим этой оценки.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Конечно, способы активного слушания, безусловно, помогают, но сегодня я хочу рассказать кое о чём другом!
Летом и периодически в течение учебного года, я применяю в работе в терапевтической группе практику «внешнего свидетельствования». Это можно назвать находкой нарративного подхода - метода, который я использую в работе.
Что это такое?
Это особый вид проведения терапевтической сессии в группе. Как это происходит?
Один участник выступает добровольцем, т.е. главным действующим лицом, заявляющим свою проблему. Я как терапевт веду с ним сессию в течение 25-30 минут.
Остальные участники, получив специальные указания, слушают определенным образом.
Потом главный участник садится в сторонку и слушает (этим же способом), о чём я говорю с остальными участниками.
Я снова беседую с добровольцем о том, что он услышал и что ему было полезно;
В завершении каждый участник делится своими чувствами, осознаниями и впечатлениями.
Это очень ресурсный вид работы. Причём говорят, что эффективность такой сессии может превысить обычную индивидуальную сессию в 4-5 раз.
В чём же здесь секрет?
Я приоткрою тайну, что такое «внешнее свидетельствование».
Итак,
Слушание особым образом или практика внешнего свидетельствования:
Участники в процессе беседы терапевта с добровольцем, вооруженные блокнотом и ручкой, выполняют задание:
Выделение в процессе беседы слов и выражений, которые привлекли ваше внимание и дали вам лучше понять, что важно человеку в жизни и то, что он ,возможно, делает против или вопреки проблеме.
Это те высказывания, которые эмоционально тронули, отозвались в вас большим или небольшим всплеском эмоций.
Образ, который возможно возник у вас, метафорически отражающий выделенные вами слова и выражения. Это могут быть образы-метафоры жизни человека, или более ясный образ рассказчика и того, что для него важно в жизни, жизненных смыслах, ценностях, убеждениях, надеждах, мечтах.
Подумать, почему именно эти слова и выражения привлекли ваше внимание, как они связаны с вашей жизнью.
Как то, что вы сейчас оказались свидетелем этой беседы, повлияло на вашу жизнь:
о чём вы, возможно, задумались;
что, возможно, возьмёте себе из тех способов, что использует человек в своей жизни, чтобы справится с трудностями;
какие озарения и инсайты, возможно, пришли к вам в процессе этой беседы.
По этому плану я беседую с участниками, выбранными на роль внешних свидетелей.
Если людям удаётся придерживаться этой схемы, эффект сессии получается колоссальным. Почему?
Обращение внимания на то, что движет человеком, на то ему важно, помогает обрести больше смысла в происходящем;
То, что рассказ человека повлиял на других людей, заставил их о чём-то задуматься;
то, что как он справляется с трудностями, кому-то поможет тоже;
рождённые в процессе слушания его сессии инсайты, возможно, продвинули другого человека в его жизни и т.п.
Такая беседа работает кроме продвижения человека к решению его проблемы, на реализацию важнейшей человеческой потребности в собственной значимости.
Во время завершения этого процесса возрастает необыкновенная энергия группы от того чувства близости и наполненности, которая возникает из-за пересечения жизненных историй, из-за взаимного обогащения жизненным опытом.
В конце хочу рассказать немного о тех нюансах, которые выделила для себя в процессе этой практики.
Первое задание: «выделить слова и выражения, которые привлекли ваше внимание» и отражают
то, что человеку важно;
то, что вы заметили он делает «против» или «вопреки проблеме»,
часто получается частично.
Внимание многих людей привлекают моменты боли, страдания, неудачи, т.е. самой проблемы. Сначала, я думала, что пошло не по предусмотренному сценарию и может быть не полезно. Тем не менее, эффект есть и он в том, что у человека возникает осознание, что он не один такой, что и других людей похожие проблемы беспокоят и даже мучают. Парадоксальным образом это осознание придаёт сил и желания изменить происходящее.
А дальше, увидев себя как бы со стороны и глазами других людей, для человека становятся более видимыми и осознанными его усилия в противостоянии проблеме и борьбе за предпочитаемую жизнь. Появляется возможность увидеть разные варианты разрешения его ситуации и ощутить больше уверенности в себе и своих силах!
Приглашаю вас на эту терапевтическую группу, которая проходит по понедельникам с 18.30 до 21. в к.814, 2 подъезд, 7 этаж, из лифта налево предпоследняя дверь «Психологический центр».
Эти занятия идут и будут продолжаться до октября и периодически в течение учебного года. С 1 октября стартует обновлённая программа под названием «Путь к гармоничным отношениям с собой и другими» (о ней читайте в следующих публикациях).
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.