Что мы знаем о страхе? Ну, как минимум, то, что это ... страшно и хочется, как можно скорее избавится от этого чувства. Страх затрагивает и эмоциональную, и физическую сферу человеческого существования.
Страх - реакция на неопределённость. Он, как и возбуждение, инстинктивен в ситуациях, где старая и новая картины мира не интегрированы. Эмоция страха - это комплекс ориентировочных (симпато-адреналиновых) реакций. По сути, организм готовится к ответу на вопрос «Что делать?» (бежать, драться или замереть).
Чаще локус жалобы на «страх» состоит в том, чтобы избавить от него.
Вместе с тем страх - маркёр дефицита в ситуации, когда необходимы дополнительные ресурсы для успешного её проживания в контакте «человек-среда». Поэтому важно не устранить его, как феномен, а восполнить дефицит недостающих ресурсов, необходимых для переориентирования человека.
Давайте вместе поговорим о разных страшилках - разных видах страха, и о том, что с этим делать в терапии.
1. Страх, как кошмар (сновидения, фантазии), возникает на фоне эмоционального или физического истощения (дефицит в области психофизической регуляции) и представляет собой перенос сигнала из телесной области в визуальную. В терапии важно активировать возможности движения в физическом пространстве и возможности контакта (напр., проиграть роль персонажей снов в физическом пространстве).
2. Страх, как результат травматического опыта, «след» которого актуален в настоящем (травма => ПТСР). Здесь важно отличать его от тревоги, но об этом в моём следующем посте. Принцип незавершенного действия: травмирующего внешнего фактора уже нет, а из фона «выцепляются» триггерные ситуации, в которых возникает изначально гипервозбуждение, сопровождаемое физиологическими изменениями (в т.ч. гормональными) и которое оказывает влияние на поведение. Человек будет распознавать это состояние, как эмоцию страха, и будет переживать все так, как если бы рядом была опасность. Тактика: обнаружить старую ситуацию, идентифицировать незавершенные действия и помочь человеку, напр., в феноменологически-фантазийном эксперименте найти форму и их завершить ранее неоконченное действие.
3. Страх, как сигнал ранее пережитой утраты (серьезного изменения в жизни). Ассоциированной травмы будто нет, но человек вдруг потерял способности к адаптации. Этот дистресс может быть вызван утратой, при которой не завершена работа горевания (напр., у ребенка в семье родители разводятся, а он начинает бояться выходить к доске в школе). Применяем тактики работы с гореванием.
4. Страх, совмещенный со стыдом (ретрофлексированным смущением). Напр., человек боится выступать на публике или начинает что-то делать и бросает, не докончив. Это не адреналиновый страх, а страх по типу «боюсь-торможу» Он страх связан с социальными ситуациями. Такой страх неадекватен ситуации, иррационален. В этом месте часто пересекается нарциссическая травма и изолирующий тип привязанности. Работаем с последствиями нарциссической травмы, а после - переживанием стыда. Рассматривая ранний эпизод нарциссической травмы, детально разбирая это травмирующее событие с целью проработки всей гаммы чувств (злость, обида, требование поддержки) с ориентировкой не на результат действия, а на мотивы человека «там-и-тогда». Токсический стыд обнаруживается при нарушении в триаде: «сильный порыв (желание) - конфликт интересов - лояльность к группе».
5. Страх, как невроз (внутренний конфликт). Причина напряжение вызвана внутренним конфликтом между мотивами и побуждениями человека. Это проекция возбуждения внутреннего конфликта «должен-хочу», «хочу-надо». Отличие от травмы: при травме среда повела агрессивно (вторглась), а при личностном конфликте среда себя не проявляет. Отличие от повторяющейся ситуации: при травме человек «застревает» в незавершенном действии, а при неврозе всегда есть система отношений (напр., "треугольник Карпмана"). Работаем над укреплением границ, осознаванием себя, развиваем способность говорить «нет».
6. Страх, как психоз (психотическая депрессия, шизофрения, повреждение мозга, интоксикация). Биологическая тревога, вызванная болезненным состоянием (сигналы попадают в кору, а последняя переводит их в визуально- аудиальный регистр). Источник напряжения находится в области физиологии, требуется невролого-психиатрическая консультация и, возможно, назначение медикаментозного лечения.
7. Характерологические страхи (акцентуации). В эмоциональной жизни обнаруживаются фиксированные (ригидные) способы организации отношений с окружением, задействован ранний детский опыт (страх отвержения, поглощения и т.п.). По сути, это травма развития.
8. Экзистенциальные страхи (страх смерти, одиночества, утраты смыслов). Здесь меньше уделяем внимания «внутреннему конфликту», а больше - убеждениям и опыту переживаний клиента (интроектам).
9. Часто «страхом» называют паническую атаку - тяжелый невротический симптом, приступ острой психической дезориентации, Наблюдается у людей склонных к высокой организованности и контролю своего поведения. Мы проводим работу по следующим направлениям: 1. помогаем пережить эпизод панической атаки (чтобы не «боялся своей паники»); 2. работаем над внутренними и внешними опорами; 3. прорабатываем истории из личной биографии и события раннего детского опыта, укрепляем эмоциональный фон.
10. Страх, как проекция ретрофлексированной агрессии (напр., в силу интроекта - "злиться нельзя"). В этом случае, как правило, ребёнок в семейной системе является "увеличительным стеклом" и отрабатывает на себе фон семейной агрессии. Напр., ребёнок злиться на родителя, который его отругал, но, находясь в более слабой позиции, он не имеет возможности проявить свою ответную агрессию и подавляет её. Однако энергия агрессии никуда не девается и с помощью проекционного механизма отщепляется, к примеру, на собак (собаки злые (не родитель) и страшные, а я боюсь). Здесь важна работа в терапии не только с ребёнком, но и со значимыми взрослыми.
Итак, чаще «страх» представляет собой симптом некоторой декомпенсации, которая может быть и не сразу заметна, но именно она (декомпенсация) проявляет себя через симптом, а не сама по себе является «равной симптому». Поэтому мы поддерживаем развитие и регулировку процессов контакта и взаимодействия человека с окружением. Надо найти, в чем заключается проблема отсутствия ресурсов, и помочь человеку восстановить их.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.