Я обожаю этот фильм за его пронзительность и глубину человеческих переживаний. В нём очевидны, на мой взгляд, стадии прохождения нарциссической трансформации от инфляции Эго до восстановления идентичности.
Герой - Саша предстаёт перед бывшей возлюбленной спустя долгие годы после разлуки в образе успешного главного инженера – идеалистическая презентация Я. Он заносчиво бравирует своими «достижениями», подчёркивая свою статусность, на столько убедительно, что героиня сразу «проглатывает» эту ложь, принимая правила этой демонстративно-театральной «игры». Тамара – бывшая возлюбленная, отвечает ему, выставляя на показ своё формальное Я – «я мастер, член партии, у меня всё хорошо, меня все уважают..». Его раздутое самомнение убеждает её безропотно подчиниться власти этого незваного «авторитета» и без лишних вопросов предлагает ему занять одну из своих комнат, также мазохистично, как она позволяет вторгаться в своё личное пространство паре соседей, пришедших смотреть её телевизор.
Вероятно этот нарциссический фарс закончился бы полным провалом, если бы в этот «театр» не вмешалась любовь, то ли племянник Тамары напомнил Саше о его юношеской любви, то ли стены дома унесли его в воспоминания былого, но вдруг он начинает возвращаться к самому себе настоящему, живому, любящему и к ней, настоящей, любящей, такой близкой и до боли знакомой… Здесь начинает работу расщепление, на я и не-я, я-в прошлом и я-в настоящем, я-реальный и я-фантазийный…
Тамара говорит с ним так, как если бы он действительно был начальником завода и это приводит его в ужас, эта её «вера» в его ложь заставляет осознать реальность собственной ничтожности и ощутить страх разоблачения, он чувствует, что попал в свою же ловушку, тогда он в отчаянии предлагает ей ехать с ним на север сообщая реальные сведения о себе – «если шофёр третьего класса, поедешь со мной на край света?». Не в силах выдержать напряжения просто сбегает от неё. Когда друг рассказывает ей, что Саша не закончил институт, Тамара понимает, что он присвоил его, друга судьбу наступает следующая фаза – ярость и нападение на друга с обвинениями в излишней правдивости. Он чувствует, что-то схожее с тем, что он пережил при ранении на фронте, лежа в госпитале, нечто схожее со смертью и ассоциативно ему приходят в голову слова фронтовой песни, которую он напевает:
Не для меня придёт весна,
Не для меня Дон разольётся,
Там сердце девичье забьётся
С восторгом чувств – не для меня.
Он чувствует потерю всего, смысла, себя, своих надежд, своего будущего…Но его спасают тёплые воспоминания о ней, их отношениях, ценность их совместного прошлого перевешивает больное самолюбие и стыд.
И всё же он возвращается к ней, продолжая истязать себя: «Вам взбрело в голову, что я неудачник» - проецирует он своё чувство неполноценности, «я лично этого не нахожу, считаю себя полезным членом общества и более полезным, чем вы все вместе взятые…так что учтите, прикидываться ради вашего удовольствия лучше, чем я есть на самом деле я не намерен…». В этом противопоставлении себя другим слышится и протест против социальных установок быть как все и самоутверждение и самооправдание: «человек должен оставаться самим собой, да, не получилось.. но я свободный и счастливый человек»! Но не смотря на всю аффективность и презрительную гордость он ждёт принятия себя таким как есть и эту главную потребность и свой последний шанс на восстановление разрушенного единства с самим собой он получает, когда Тамара говорит «я горжусь тобой». И это самый потрясающий финал, какой только мог бы быть, маски сорваны, герой повержен, но не отвергнут, он получил заслуженную награду – признание и любовь, и благодарно засыпает на руках любимой и любящей женщины.
Кино-терапия. Проявление нарциссических нарушений.
Кино-терапия: сериал "Грешница". Чувство вины и страх уничтожения.